Основные философские идеи в культуре Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные философские идеи в культуре Возрождения



 

В.18

Возрождение, или иначе Ренессанс охватывает XIV-XVI вв. Этот термин был введен в лексикон в 1550 г итальянским художником и скульптором Дж. Вазари, который отметил, что в это время деятели европейской культуры были убеждены в том, что они переживают «новый век», «модерный век».

Социально-исторические и культурные основания Ренессанса:

– становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного произ-водства;

– активизация технического изобретательства – в сфере горного дела, металлургии, огне-стрельного оружия, судостроения, мореходства и др.;

– великие географические открытия (Америки – 1492 г., морского пути в Индию – 1498 г., кругосветное путешествие Магеллана -1519-1521 гг.) и развитие международной торговли обеспечивают экономическую мощь стран на внешнем и внутреннем рынках;

– наблюдается экономическое развитие городов и переход от деревенской культуры к го-родской;

– происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католическая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство над всеми сферами жизни людей. Религиозно-реформаторские движения (М. Лютер, Т. Мюнцер) усилили эти тенденции и создали условия для возникновения протестантизма – новой христианской конфессии;

Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, нача-ло которой положили поэты, писатели, художники, ученые – А. Данте (1265-1321), Ф. Петрарка (1304-1374), Николай Кузанский (1401-1464), Л. Валла (1407-1457), М. Фичино (1433-1499), Л. да Винчи (1452-1519) и др. Этой традиции присущи антисхоластическая направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. В этой связи Петрарка решил привить своей культуре творения античности – произведения Гомера, Платона, Вергилия, Цицерона, Горация и Тита Ливия с целью возродить нравствен-ные принципы и силу воображения. Источником духовного прозрения и нравственного про-свещения становятся «писания человеческие». Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций, отсюда внимание к поэзии, риторике, красноре-чию и силе убеждения, ибо ясность и изящество литературных форм оформляет и душу. В духовной жизни стали проявляться две тенденции:

1) возвращение к классикам (Ф. Петрарка);

2) возвращение к природе (Дж. Боккаччо, Виллани, Савонарола). Живопись ориентирова-лась на подражание природе, а скульптура соединяла в себе обе тенденции (возникает поня-тие пропорции, происходит сближение изобразительных искусств с архитектурой).

В рамках ренессансной культуры:

– изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент. В большей степени это проявилось в сферах математического, меди-цинского и астрономического знания. Новый облик науки сформировали Н. Коперник (1473-1543) концепцией гелиоцентризма, Дж. Бруно (1548-1600) идеей о бесконечности вселенной и существования в ней множества миров и др.

– формируется философия политики, у истоков которой стоял Н. Макиавелли («Госу-дарь»), заинтересовавшийся природой власти, механизмами ее получения и утраты;

– разрабатываются социально-политические утопии с их идеалом общей собственности, равенства и аскетизма в жизни, представленные Т. Мором («Утопия») и Т. Кампанеллой («Город Солнца»).

В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой:

1) гуманистический (XIV – первая половина XV вв):. гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценностью жизни объявляется че-ловек – «свободный» и «благородный», с ощущением собственного «я», своей незаурядности и гениальности. Это приводит к антропоцентризму – человек становится «вторым Богом», который должен преобразовать природу в соответствии со своими потребностями. Гумани-сты породили культ природы, тела и чувственности человека (А. Данте, Ф. Петрарка и др.);

2) философский неоплатонизм (вт. половина XV в.), в рамках которого происходило воз-вращение идеи о человеке как микрокосме. Эта идея получила ту или иную интерпретацию у многих мыслителей ренессансной философии (Николай Кузанский, М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола и др.);

3) натурфилософский (к. XV - XVI вв.), сущностью которого становится глубокий инте-рес к природе (Л. да Винчи, Дж. Бруно, М. Монтень, Б. Телезио, Парацельс, Н. Коперник). Становление натурфилософии (философии природы) обусловлено стремлением к понима-нию природы и усилению власти над ней (правда, из-за отсутствия развитого естествознания, размышления о свойствах, элементах и атрибутах природы носили зачастую умозрительный характер). Основу натурфилософии составил пантеизм, который сохранял Бога в качестве творческого начала, «растворенного» в природе и наполняющего жизнь природы и человека духовной энергией.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.005 с.)