Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные философские идеи в культуре Возрождения
В.18 Возрождение, или иначе Ренессанс охватывает XIV-XVI вв. Этот термин был введен в лексикон в 1550 г итальянским художником и скульптором Дж. Вазари, который отметил, что в это время деятели европейской культуры были убеждены в том, что они переживают «новый век», «модерный век». Социально-исторические и культурные основания Ренессанса: – становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного произ-водства; – активизация технического изобретательства – в сфере горного дела, металлургии, огне-стрельного оружия, судостроения, мореходства и др.; – великие географические открытия (Америки – 1492 г., морского пути в Индию – 1498 г., кругосветное путешествие Магеллана -1519-1521 гг.) и развитие международной торговли обеспечивают экономическую мощь стран на внешнем и внутреннем рынках; – наблюдается экономическое развитие городов и переход от деревенской культуры к го-родской; – происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католическая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство над всеми сферами жизни людей. Религиозно-реформаторские движения (М. Лютер, Т. Мюнцер) усилили эти тенденции и создали условия для возникновения протестантизма – новой христианской конфессии; Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, нача-ло которой положили поэты, писатели, художники, ученые – А. Данте (1265-1321), Ф. Петрарка (1304-1374), Николай Кузанский (1401-1464), Л. Валла (1407-1457), М. Фичино (1433-1499), Л. да Винчи (1452-1519) и др. Этой традиции присущи антисхоластическая направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. В этой связи Петрарка решил привить своей культуре творения античности – произведения Гомера, Платона, Вергилия, Цицерона, Горация и Тита Ливия с целью возродить нравствен-ные принципы и силу воображения. Источником духовного прозрения и нравственного про-свещения становятся «писания человеческие». Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций, отсюда внимание к поэзии, риторике, красноре-чию и силе убеждения, ибо ясность и изящество литературных форм оформляет и душу. В духовной жизни стали проявляться две тенденции: 1) возвращение к классикам (Ф. Петрарка);
2) возвращение к природе (Дж. Боккаччо, Виллани, Савонарола). Живопись ориентирова-лась на подражание природе, а скульптура соединяла в себе обе тенденции (возникает поня-тие пропорции, происходит сближение изобразительных искусств с архитектурой). В рамках ренессансной культуры: – изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент. В большей степени это проявилось в сферах математического, меди-цинского и астрономического знания. Новый облик науки сформировали Н. Коперник (1473-1543) концепцией гелиоцентризма, Дж. Бруно (1548-1600) идеей о бесконечности вселенной и существования в ней множества миров и др. – формируется философия политики, у истоков которой стоял Н. Макиавелли («Госу-дарь»), заинтересовавшийся природой власти, механизмами ее получения и утраты; – разрабатываются социально-политические утопии с их идеалом общей собственности, равенства и аскетизма в жизни, представленные Т. Мором («Утопия») и Т. Кампанеллой («Город Солнца»). В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой: 1) гуманистический (XIV – первая половина XV вв):. гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценностью жизни объявляется че-ловек – «свободный» и «благородный», с ощущением собственного «я», своей незаурядности и гениальности. Это приводит к антропоцентризму – человек становится «вторым Богом», который должен преобразовать природу в соответствии со своими потребностями. Гумани-сты породили культ природы, тела и чувственности человека (А. Данте, Ф. Петрарка и др.); 2) философский неоплатонизм (вт. половина XV в.), в рамках которого происходило воз-вращение идеи о человеке как микрокосме. Эта идея получила ту или иную интерпретацию у многих мыслителей ренессансной философии (Николай Кузанский, М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола и др.); 3) натурфилософский (к. XV - XVI вв.), сущностью которого становится глубокий инте-рес к природе (Л. да Винчи, Дж. Бруно, М. Монтень, Б. Телезио, Парацельс, Н. Коперник). Становление натурфилософии (философии природы) обусловлено стремлением к понима-нию природы и усилению власти над ней (правда, из-за отсутствия развитого естествознания, размышления о свойствах, элементах и атрибутах природы носили зачастую умозрительный характер). Основу натурфилософии составил пантеизм, который сохранял Бога в качестве творческого начала, «растворенного» в природе и наполняющего жизнь природы и человека духовной энергией.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.005 с.) |