Древнегреческая философия: общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнегреческая философия: общая характеристика



 

В.12

К основным социокультурным факторам, обусловившим возникновение древнегреческой философии, относятся:

 а) торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй, что способствовало высокому уровню отделения умственного труда от физического и развитию абстрактно-теоретического мышления

 б) полисная демократия, определившая установки на рационально-логическую аргументированность знаний;

в) богатейшая мифологическаяи литературная традиция, ставшая источником категориально-языкового пространства древнегреческой мысли.

В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизирует высший порядок и гармонию, причину соразмерности и согласованности многообразных природных явлений. Определяя онтологический строй Универсума, космос одновременно коррелирует с понятиями красоты как эталон гармонии, справедливости (должное распределение благ в масштабах целого), истины (непротиворечивое соединение знаний и их соответствие действительности). Тем самым космоцентризм как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности составляет сущностную характеристику античной мысли.

В развитии древнегреческой философии выделяют три основных этапа, каждый из которых отличался своими акцентами в интерпретации космоса (см. табл.).

 

Этапы Школы, представители Идея космоса
Ранняя   греческая философия (досо-кратики) (VI–V вв. до н. э.) · милетская (Фалес,   Анаксимен, Анаксимандр), к ней примыкают Ге-раклит, Эмпедокл; · пифагореизм; · элейская (Парменид, Зенон); · атомизм (Левкипп, Демокрит) Натурфилософский космоло-гизм (космос как источник единства и многообразия мира растворяется в природе)
Античная классика (V– сер. IV в. до н. э.) греческое Просвещение: · софисты (Горгий, Протагор, Гип-пий и др.); · Сократ; Зрелая классика · Платон; · Аристотель В.14 Метафизическая                              интерпрета-ция космоса (космос как сфера умопостигаемого,    вечного, единого и совершенного бытия противопоставляется миру ви-димому, становящемуся, мно-жественному)
Эллинистическая философия (вт. пол. IV – I в. до н. э.) В.15      стоицизм (Зенон, Хрисипп) рим-ские стоики: Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий; · эпикуреизм; · скептицизм (Пиррон) Антропокосмизм (перенос ак-цента из метафизики в этику: человек как микрокосм отра-жает в себе гармонию макро-косма, постижение которой обеспечивает знание доброде-тели и следование ей)

 

В.13

Развивая идеи Сократа, Платон стал основателем первой и наиболее влиятельной а ан-тичности рационально-идеалистической системы. В качестве высшей реальности у него вы-ступает мир вечных идей как совершенных образов (образцов, эталонов), в соответствии с которыми космос-демиург творит мир конкретных вещей. Все материально-чувственное, ви-димое, становящееся является лишь слабым отражением (тенью) вечных идей. Познание ис-тины возможно через обращение разума к этому идеальному основанию космоса и осу-ществляется как анамнесис (припоминание), поскольку бессмертная душа, будучи низверг-нута с небес на землю и облачена в бренное тело, забыла ту совершенную гармонию, к кото-рой раньше была причастна. При этом постижение идеального порядка космоса, обладание знаниями об истине, благе и справедливости, согласно Платону, доступно лишь философам. Соответственно выстраивается и модель идеального государства Платона: высшей властью здесь обладают философы, наделенные мудростью; второе сословие – стражи, добродетелью которых является мужество; третье – ремесленники и земледельцы, привязанные к матери-ально-чувственному, земному. Воплощая в себе справедливость на уровне целого, идеальное государство приносит в жертву этому целому счастье отдельных граждан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.004 с.)