Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурная размерность сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Идея о социокультурной размер-ности сознания рельефно отделяет классические и неклассические версии философии созна-ния. Классическая философия исходила из возможности своеобразной «гносеологической ро-бинзонады», т. е. возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от об-щества. Сознание человека интерпретировалось либо как проявление «чистого разума», вы-ступающего в качестве универсальной характеристики бытия как такового, либо как перво-начальная «tabula rasa» (чистая доска), заполняемая природой в процессе индивидуального опыта. Преодоление классического принципа «созерцательности мышления» осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания, ядром ко-торого, по Марксу, является идеология. Идеология как сложившаяся в социуме система взглядов на общество, человека и природу, определяется Марксом как «ложное сознание», поскольку она закрепляет интересы правящих слоев населения, диктуя определенный спектр видения и интерпретации действительности. «Зеркало» сознания при этом всякий раз иска-жается в соответствии с устойчивыми идеологемами своего времени, а индивидуальное со-знание оказывается возможным лишь через его соотнесенность с общественным, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. Начатая Марксом критика идеи «чистого сознания» была продолжена в рамках герменев-тической концепции Х. Г. Гадамера. Протестуя против классической установки на «очище-ние» сознания от устойчивых социальных стереотипов, Гадамер предпринимает попытку ре-абилитации «культурных предрассудков», формируемых традицией и образованием. «Пред-рассудки», с его точки зрения, составляют ту необходимую структуру сознания, которые обеспечивают целостность всякого психического опыта и определяют возможности и грани-цы человеческого понимания. Социокультурная матрица оказывается здесь не просто кон-сервативным фактором «ложного сознания», но единственно возможной предпосылкой функционирования и развития сознания. При этом о социокультурной размерности можно говорить применительно ко всем основным структурным уровням организации психики и сознания: бессознательному, чувственно-эмоциональному, интуитивно-волевому и рацио-нально-дискурсивному.
Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, – это язык. Язык – это «система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям» (Ф. Соссюр). Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Не случай-но, что неклассический дискурс характеризуется переходом от «философии сознания» к «философии языка». Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохра-нения и трансляции информации. Язык является необходимым посредником между челове-ком и миром, восприятие и познание которого возможны лишь через призму языка. Посред-ством языка осуществляется непосредственное межличностное взаимодействие и корреляция «Я» с социальной действительностью. При этом правила подобной корреляции диктуются языком, а конкретнее, «языковой игрой» (Л. Витгенштейн) как отдельной целостной систе-мой коммуникации, подчиняющейся своим внутренним правилам и соглашениям. Язык при этом выступает как универсальная социокультурная среда, обеспечивающая многообразные языковые игры и ситуации. Вместе с тем, акцент на языке как исключительном средстве изучения сознания, сделан-ный в философии ХХ в., едва ли является правомерным. Помимо вербализованного, аб-страктно-логического, человеческое сознание базируется на образно-ассоциативном типе мышления, феномены которого лишь «постфактум» переводятся в вербальную форму. Не-возможность адекватной реконструкции опыта сознания средствами языка способствовала переориентации философии к. ХХ в. на идею текста. В отличие от языка, текст не связан единой структурой, но существует как пересечение различных контекстов и фрагментов опыта. Возникновение личностных смыслов при этом происходит в ситуации столкновенияразных интерпретаций, каждая из которых отсылает к уже известному культурному дискур-су, но, соединяясь в новом пространстве, порождает уникальность индивидуальной интер-претации и опыта. _________________________________________________________________ ТЕМА 7
Теория познания
7.1. Гносеология как учение о познании 7.2. Проблема познаваемости мира: основные гносеологические стратегии 7.3. Субъект и объект познания 7.4. Структура познавательного процесса 7.5. Проблема истины
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.011 с.) |