Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охарактеризуйте специфику философских проблем.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет философии Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой. Философия (с греческ. "любовь к мудрости") - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Древние греки: предмет Ф. – природа. Первая Ф. – натурфилософия. 3 точки зрения на предмет Ф: 1) Религиозная Ф. и Ирреалистическая Ф. Пытались оторвать Ф. от науки и противопоставить их. 2) Позитивизм (Конт, Спенсер, Милль) – как реакция на натурфилософию. Любая наука – сама себе Ф. Ф. не изучает мир, должна анализировать знания, которые получает от естествознания. Предмет Ф. растворяется в предмете естествознания. 3) Марксизм. Ф. – наука о мире в целом. Ф. изучает общие законы природы, общества и мышления. Ф. изучает всеобщие законы мира, всеобщие принципы познания, преобразования. Охарактеризуйте специфику философских проблем. Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах и явлениях, ибо они связаны в неразрывном единстве. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира, выступающая в виде первой стороны основного вопроса философии. Отсюда во всей полноте встает проблема материи, движения как всеобщего свойства или способа существования материи. Исследуется проблема сознания, которая требует привлечения естественнонаучных знаний о природе идеального, механизма мышления, памяти и др.
Проблема развития мира. Это проблема формирования метафизического и диалектического методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии. Метафизический подход не видит развития мира, процессов и явлений от низшего к высшему, от простого к сложному, не видит противоречий как источника саморазвития мира. Диалектический метод строжайшим образом учитывает, что поступательное развитие, изучает его, вскрывает объективную Диалектику мира, формулирует и исследует всеобщие принципы и законы диалектики. Отсюда проблема историзма при изучении всех явлений Природы и общества, критерии их прогрессивности, что имеет огромное значение для современности, для практической политики. Проблемы познания мира. Это определение объекта и субъекта познания, раскрытие его сложного диалектического процесса, проблема Истины, роли практики как основы ее познания и критерия, раскрытие Методов познания, научная объективность познания и социальная позиция человека и др. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае. Предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм культуры и становления новых форм. Следовательно, имеется благотворное влияние философии на развитие культуры; оно возникает благодаря ее главным функциям: мировоззренческой, культурогенной, методологической и интеграционной. Философия, таким образом, выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи. Другими словами, философия есть форма экспликации обоснования и перестройки структур, определяющих отношение человека к объективному миру. Еще И. Кант писал, что “сферу философии можно подвести ПОД следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться 4. Что такое человек. По традиции эти вопросы считаются мировоззренческими, поэтому среди функций философского знания, прежде всего, выделяют мировоззренческую.
Раскройте отношение философии с другими формами познания и культуры. Философия на протяжении всего своего развития была связана с другими формами познания икультуры, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение с ними с течением времени менялось. На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Сейчас философия оказывает многообразную помощь: 1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований. 2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия. 3)Помогает критически осмыслить полученные результаты. 4)Систематизирует научные знания. 5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция философии. 6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов. Специфика философии: она схожа с наукой: дух сомнения, требование доказанности, непротиворечивости, мышление с помощью категорий и законов, использование в философских построениях достижений конкретных наук, которые излагают отдельные сегменты мира, а философия изучает мир в целом, причем ее интересует не столько конкретное устройство отдельных области, сколько связь различных областей. Философию интересует общее, повторяющееся, но всегда во взаимосвязи природы и человека и наоборот. Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфическими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее сосредоточивает свои усилия на анализе тех форм познания и культуры, которые являются общими для большинства опытных и теоретических научных дисциплин. Философию интересуют общие закономерности процесса познания, средства и методы, с помощью которых ведутся научные исследования. Познание – сложный процесс, включающий в себя не только разнообразный набор технических и информационных средств, не только специально подготовленного исследователя, сегодня действующего, как правило, в рамках многочисленных коллективов, но и все человеческие способности, свойственные индивиду как личности. Одна из таких способностей, играющих заметную роль (хотя и не всегда фиксируемую) в открытии нового, ранее неведомого – это интуиция. Проблемы интуиции, разгадка ее тайны стали предметом устойчивого философского интереса. Представления об интуиции, раскрывающие одну из сторон взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, дают возможность выйти за рамки взаимоотношений чувственного и рационального, эмпирического и теоретического.
Что такое йога? Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения человеком возвышенного духовного и психического состояния. Философия йоги оказывает огромную поддержку тем, кто стремится понять существование духа как независимого начала, свободного от всех ограничений тела, чувств и ума. Она носит также имя своего основателя и называется системой Патанджали. Йога, делится на четыре части: первая часть, называемая самадмтада, посвящена характеру, целям и формам йоги, в ней рассматриваются модификации внутреннего органа (читты) и различные методы досгижения йоги. Вторая часть — садханапада — посвящена средствам достижения самадхи; Третья часть — вибхутипада — дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике, и т. д. Четвертая часть называется кайвальяпада; Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия — освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Раскройте понятие «дао». Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение („10 000 вещей“). Из Дао возникает полярность Инь и Ян и вследствие этого противоположности, из согласованности которых получается перемена, движение и взаимное проникновение и вследствие этого возникает мир. Дао - представляет наивысшее состояние бытия. Согласно Лао-Цзы Дао порождает единицу – “ци”, единица порождает два - Инь и Ян которые порождают три и весь проявленный мир. То есть Дао является источником всех форм. Одновременно это энергия, которая формирует весь процесс творения и творение. Так как Дао охватывает всё, такие противоположности как пустота и существование, и собственно неописуемо в интеллектуальных понятиях, из-за чего китайская философия полна парадоксов. Дао можно понимать как обширный всемирный принцип, рационально недоступный, и человек должен как можно меньше сознательным действием и стремлением мешать этому принципу, должен жить более интуитивным способом. Не только у человека есть часть в Дао, но и каждая вещь и существо имеет собственный Дао и собственную дорогу. Каждое существо на его дороге неповторимо в его изменениях и проявлениях. Дао обнаруживается как постоянное движение и изменение, которое указывает на опыт существования, а не на понимание неподвижных интеллектуальных программ.
Ницше и Шопенгауэр Фридрих Ницше один из тех, кто заложил основы «философии жизни» в Германии. «Космология» Ницше, представляющая собой некий комплекс «онтологических», «гносеологических» и «этических» идей (все эти термины приходится брать в кавычки в силу их недостаточной адекватности применительно к ницшеанскому философствованию) есть, в конечном счете, обоснование его социально-политических идеалов.
Шопенгауэр Под абсолютным мировоззрением Шопенгауэр понимает отнюдь не систематизирующую научную картину мира, как равным образом нет у него речи о поглощении жизни отдельного человека логически необходимым самодвижением «идеи». Хотя для него, как и для Фихте, Шеллинга, Гегеля, наибольшее значение имеет преодоление противоположности между субъектом и объектом, идеальным и реальным, свободой и необходимостью, он считает, что обычному человеку, не философу, для достижения этого отнюдь не необходимо возвышаться до уровня философского мышления. С одной стороны, по Шопенгауэру, «мы сами деятели своих деяний»; нет первой причины и последней цели, не существует провидения. С другой - изначальная воля как бы программирует необходимость и возможность морального освобождения человека. Шопенгауэр индивидуализирует связь человека с мировым духовным началом. Отчуждение» по Марксу Самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям. Что такое герменевтика? Герменевтика - учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением объяснить, и наоборот. В отчетливой форме — как круг “целого и части”—представлен в герменевтике 18—19 вв. (Ф. Шлейермахер, А. Бёк): для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Чтобы понять некоторый текст, надо понять отдельные предложения, но для понимания каждого предложения надо уже располагать пониманием текста; чтобы понять предложение, надо понять отдельные слова, но для правильного закономерностей формы произведения. Философское определение Научное определение ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности. В античное время Ч. определяли как гражданина, носителя духа. Христианство видело и видит в человеке душу и тело, их противостояние. Добродетели человека — это вера, совесть, смирение. В эпоху Возрождения подчеркивали гармонию души и тела, творческие возможности человека, ставили его в центр Вселенной. В новое время утверждается, чтодушаравна сознанию, а тело подчинено законам природы. Позже человек понимается как деятельное самосознание, особо выделяются чувства, воля,игражизненных сил, интуиция,переживаниестраха конечности существования. На новых ступенях развития человека, его психики, человеческого общества, у него появляются и новые свойства, которые на предыдущих этапах выступали как тенденции. Их появление свидетельствует о развитии человека в целом. Общ) Классическое понимание истины. Ограниченность этого понимания. -Аристотель–автор классической концепции истины: Сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина - как отношение, а не как самостоятельная сущность. S=O, то- это истина, если между S и O нет тождества - заблуждение. -Нормативное(традиционное) понимание истины исходит из установки, что O и S познания находятся в жесткофиксированном состоянии и относятся к разным полюсам, отсюда познаваемое жестко отделяется от познающего субъекта. Такой подход имеет отрицательные черты: 1. Сковывает широту поиска познающего. Творчеству(познанию нового) места нет. 2. Есть признание зеркальности наших познавательных усилий. Идея нормативной истины прижилась в марксизме. Ленинская теория отражения полностью базируется на этом. №82 Ценность и истина Ценность и истина — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным; объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим, или негативно ценным; объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считается безразличным, или ценностно нейтральным. №83 Диалектика чувственного и рационального позн. Уровни НП: 1) теоретич: что делают – формализация, моделирование, индукция-дедукция, анализ-синтез; что получают – принципы, теории, гипотезы, з-ны, категории 2) Эмпирич: что делают – наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение; что получают – факты, эмпир з-ны, мат модели Закон – это наиб существ, повторяющ необх связь явл-й, объектов и сост-й этого мира Гипотеза – 1-й шаг теор мышления – научное предположение, основ лишь на части фактов изучаемой области Теория – мысленная конструкция, основ на проверке гипотез. Это подтвержден практикой гипотеза Принципы – наиб общ установки, подходы в рассмотр-и целой области, действит-ти В истории Философии и Науки давно шел спор о путях познават деят-ти: спор сенсуалистов и рационалистов. В 20 в этот путь обозначил Ленин «от чувств созерцания к логич мышлению, а от них к практике». Спор сенсуалистов и рационалистов марксизм разрешил путем введения в познание принципа практики – не только наблюдение и эксперимент, но и производств деят-ть Ч, житейски-бытов деят-ть, процесс обучения и воспитания, худож тв-во, соц практика №84 Рациональность - совокупность правил, стандартов, норм, доказательности знания, этапов его объяснения, обоснования и описания. Рациональное знание - знание выраженное в понятии, логическое обоснование, систематизированное. Научная рацион
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.024 с.) |