Каковы основные идеи философии Просвещения? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы основные идеи философии Просвещения?



• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

26.<критическая философия> канта
И. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге, в семье ремесленника. Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессором университета, а в последствии - и его ректором; здесь же он написал все свои труды и здесь же он умер (1804). Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. В Кенигсбергском университете, кроме философских наук, Кант преподавал ряд естественных наук. Особенно много Кант трудился по вопросам естествознания в первые полтора десятилетия своей деятельности. Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период (до начала 70-х годов) Кант пытался решать философские проблемы - вопросы о бытии, философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука т.е. без обращения к опытным данным. В этот период Кант находился под влиянием рационалистической философии Вольфа и его учеников. Знакомство Канта с агностицизмом Юма в 60-х годах поколебало его прежнюю веру в способность разума дать умозрительное познание истинной сущности вещей.

Во второй период (с начала 70-х годов) Кант пытается строго отделить <явления> от <вещей в себе>; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, будто вещи сами по себе непознаваемы; мы-де познаем лишь <явления> или тот способ, каким эти <вещи в себе> воздействуют на нас. Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его <критикой разума>.

Кант понимал, что это его учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познания сущности вещей, оставляя за ним только познание явлений. Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, т.к. оно лишает основания всякого рода логические <доказательства> бытия бога, потустороннего мира и т.п. Однако Кант все же считал, что верить в бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примерить требование нравственного сознания с существованием зла. Отсюда видно, что в философском развитии Канта отразилась слабость современного ему немецкого бюргерства. Кант не верит в то, что зло, существующее в общественной жизни, может быть устранено. Он ищет утешения в вере: гармония и нравственный порядок возможны не в реальной эмпирической жизни, а в мире <умопостигаемом>. Вера в бога - гарантия того нравственного порядка, который не может быть найден в эмпирическом мире. Но если результат, к которому пришел Кант во второй период своего развития, играл на руку вере, ограничивал разум в пользу религии, то путь, по которому Кант шел к этому результату, мотивы, по которым Кант предпринял свою <критику> разума, имели глубокие гносеологические корни и зачастую находились в противоречии со стремлением подчинить разум вере.
На этом пути он пытался:
1) выяснить источники различных видов знания - научного и философского;
2) выяснить, на чем основывается достоверность знания в математике и в естествознании;
3) исследовать формы и категории научного мышления и т.д.
Так как основной задачей философии во второй период своего развития Кант признал критику разума и других способностей познания. Впоследствии философию Канта, в период после 70-х годов, стали называть <критической>, а самый этот период - <критическим>. А так как до начала 70-х годов <критика> в философии Канта только еще намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Канта стали называть <докритическим>.

27.Противоречие между диалектическим методом и системой
Гегель оставил после себя целую систему философии. В основе мироздания, по Гегелю, лежит Абсолютная Идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. На обыденном языке это есть не что иное, как бог. Абсолютная Идея, существуя изначально в мире, отчуждает себя сначала в мышление, где проходит три ступени в своем развитии: понятие, суждение, умозаключение. После того, как она исчерпывает себя в мышлении, она отчуждает себя в другую область - природу. Здесь она, проходя через три ступени: механику, химизм и органику, достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где проходит в своем развитии новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии).
Главное для Гегеля - доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития, т.е. в религии, искусстве, и философии, лишь воплощает то, что заложено в мышлении. Само мышление объективно существует в мире еще до природы, которая также выступает проявлением Абсолютное Идеи. В философии самого Гегеля эта идея приходит к познанию самой себя, возвращается к исходному пункту своего развития, после чего начинает вновь свое инобытие в мышлении. Так Абсолютная Идея совершает круг в своем развитии. Но вся эта деятельность идеи оказывается деятельностью чисто духовной, инобытием разума. Философия, по Гегелю, есть проявление мыслящего разума, творящего мир и изменяющего его.
С точки зрения концептуальной философия Гегеля завершена.
Но Гегель является еще и творцом диалектического метода, в основе которого лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента). С чего следует начинать науку? - спрашивает Гегель. И отвечает: с ничто. Этому ничто противоположно неопределенное бытие, или нечто. Взаимодействие между ними приводит к зарождению какого-то зачаточного, или нового знания, или уже определенного бытия. Это появление нового происходит через промежуточные ступени; становление (т.е. брожение, взаимопереход от небытия к бытию и обратно от бытия к небытию) и снятие (т.е. отрицание старого, но с сохранением всего положительного в нем).
Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находящейся в состоянии тождества к самой себе, заложено е? отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала процесс зарождения противоречий, а затем и процесс разрешения их. Диалектика Гегеля требует вечного развития, революционных изменений. В то же время философская система Гегеля требует возврата к исходному пункту развития. Возникает противоречие между диалектическими методами и метофизической системой Гегеля.

28.Как вы поняли натур философию Шеллинга
Суть натурфилософии Шеллинга - Шеллинг исходит из лейбницевского противопоставления духа и материи. Опирается на популярное на всем протяжении развития философии Нового времени понимание, что материя пассивна (механистическое понимание природы). Пытается в объектах природы отыскать активное начало. Вслед за Лейбницем полагает, что сущность природы идеальная, а не материальная. Идея - духовная. Опираясь на это, ищет, что же является тем началом в природе, что дает начало природе живой и неживой. Электромагнитное излучение. Исследования Гальвани, которые установили связь между животными и электричеством. Взаимодействие электромагнитных явлений с химическими (Вольта). Магнетизм. Идея развития природы.
Когда подчеркивает активность природных сил, идеализм соединяет с диалектическим подходом к природе. Природа обладает самоактивностью и развивается. Единство природы - есть нечто, объединяющее живую и неживую природу. Это гальванизм, центральное явление всей природы, и живой, и неживой. Заимствует у немецкого биолога Гельмейера идею, что все в природе пронизано противоречием противоположных сил - полюса магнита, щелочь и кислота, индивидуальность восприятий мира одним индивидом и родовая сущность индивидов, мышление и его объект, везде находит единство противоположных деятельных сил. Деятельные силы называются полярностями. Взаимодействие этих противоположных сил объявляется внутренним источником самодвижения в природе. Яркая диалектическая идея.
Борьба противоположностей - внутренний источник любой активности, «подлинная мировая душа» природы. Понятие души с античных времен - принцип активности.
Шеллинг различает неживую и живую природу. Если в результате борьбы противоположностей мы имеем угасание борьбы, равновесие, мы имеем дело с неживой природой. Если борьба разгорается после достижения равновесия, мы имеем дело с живой природой.
Неживая природа - угасание жизни. Жизнь приобретает идеалистический характер. Все природные процессы он уподобляет органическим процессам, развивая телеологическое понимание природы. Привлекает не только принцип борьбы противоположностей, а и рассматривает природу как развивающуюся. Позиция характеризуется большим удельным весом проблем диалектики.
Шеллинг демонстрирует, что человек появляется на заключительном этапе развития природы и Я не может быть исходным пунктом единства бытия и сознания. "Предел независим от «Я». Если рефлексии подвергаются обе деятельности одновременно, то возникает нечто третье. Третье - синтетическая позиция, триада. Если рефлексии подвергаются одновремнно идеальная и реальная деятельность, возникает трансцендентальный идеализм. Система изложена в 1800 году. Три раздела. Рубрикация указывает на родство этой структуры с кантовской критической позицией. У Шеллинга:
 теоретическая философия
 практическая философия
 философия природных целей и философия искусства.
Соответствует всей архитектонике Канта.
В теоретической философии Шеллинг наиболее явно зависит от Фихте. Исходный пункт -- Я, выступает в качестве объекта для самого себя. "Непосредственное тождество субъекта и объекта может существовать лишь… в самосознании". Созерцаемое и созерцающее составляют единство. Процесс противоборства субъективного и объективного. У Фихте тоже так: абсолютное Я создает препятствия для эмпирического Я, эмпирическое Я воспринимает это как объективное и пытается преодолевать. "Философия оказывается источником самосознания, проходит различные эпохи". Их три - эпохи саморазвития самосознания.
Первая эпоха - от изначального ощущения до продуктивного созерцания.
Аллюзия Фихте - Я должно созерцать, Я противополагает себе не-Я. Должно. Это подчеркивает теоретическое бессилие Фихте и Шеллинга - они не обосновывают существования чего-то высшего по отношению к Я. Уловка, чтобы уйти от проблемы.
Объект воздействует на эмпирическое Я и является объектом ощущения. Заканчивает тем, что Я возвышается до статуса интеллигенции.
Вторая эпоха - от продуктивного созерцания до рефлексии.
В ее рамках - дедукция категорий. Категории - инструмент рассудочной деятельности. Дедукция категорий -- процесс, который совершается реально. Шеллинг говорит об интеллигенции -- разумной реальности.
Его ряд категорий опирается на Канта и на Фихте.
1. Пространство (Кант)
2. Время (Кант)
3. Объект (Кант, трансцендентальная аналитика)
4. Субстанция все в третьей группе у Канта
5. Акциденция
6. Причинность
7. Взаимодействие
8. Существование
9. Отношение

Все имеет объективное содержание. Под объективным Шеллинг понимает то, что бессознательно продуцируется сознанием, это сфера бессознательного.
Пространство - объективированное внешнее чувство. Время - объективированное внутреннее чувство. Объект - внешнее чувство, определяемое внутренним чувством. Субстанция -- содержание объекта, соответствующее внешнему чувству. Акциденция - то в объекте, что соответствует внутреннему чувству
Параллельно дедукции категорий реализуется конструирование природы. Природа -- результат самообъективации субъекта, происходящей в результате преодоления все новых препятствий.
Третья эпоха - от рефлексии до абсолютного акта воли.
Становление человеческого самосознания (на это указал Гегель, это поссорило Фихте и Шеллинга). Рефлексия направлена не только на объект и не только на саму себя, но одновременно и на то, и на другое. Возникновение категорий возможности, действительности, необходимости (модальные категории по Канту). Высший акт рефлексии, переход к практической философии.

Ницше и Шопенгауэр

Фридрих Ницше один из тех, кто заложил основы «философии жизни» в Германии.
Среди основных идей:
1.учение, которое Ницше заимствовал непосредственно у Шопенгауэра - это учение о воле как первооснове всего сущего.(волюнтаризм)
2.«Воля к власти». Выступает у Ницше движущим началом мира.
3.Космологические принципы у Ницше.
4.Предположение о существовании мира «самого по себе» у Ницше есть «метафизика».
5.Термин «онтология». Вся «онтология» Ницше - это по сути только «аксессуары» его философствования.
6.Теория познания Ницше. Направлена прежде всего на создание благоприятного фона для проведения им социально-политических и этических принципов. «Познание работает как орудие власти», - пишет Ницше.
7.Тематика человека как социального существа у Ницше разработана куда более детально, чем его «натурфилософия». Однако здесь важно подчеркнуть, что этика Ницше детерминирована его социально-политическими установками, которые были реальной базой его картины мира.
8.Социально-политические идеи. Составляют ядро ницшеанства.

«Космология» Ницше, представляющая собой некий комплекс «онтологических», «гносеологических» и «этических» идей (все эти термины приходится брать в кавычки в силу их недостаточной адекватности применительно к ницшеанскому философствованию) есть, в конечном счете, обоснование его социально-политических идеалов.
Важнейшим понятием ницшеанства является «воля к власти». Философия Ницше:
1.Ницше решительно осуждает господствовавшую в Европе мораль, если, конечно, пытаться превратить ее в универсальное, для всех значимое условие
2.Сверхчеловек, по Ницше, является субъектом «новой морали». Он пишет: «Красота сверхчеловека явилась мне, как тень. О, братья мои! Что мне теперь боги!» Здесь - отказ от христианства, связанный с истолкованием его генезиса как религиозной санкции «морали рабов». На место христианской религии Ницше ставит миф о сверхчеловеке. 3.Демократия является для него адекватной формой господства «низкого» человеческого начала. Ницше писал: «… создайте себе понятие народа: для этого вам достаточно никогда не думать о благородном и высоком».
4.Ницше резко негативно относится к идеям социализма, утверждая, что социалисты «прокладывают посредственным натурам свободный путь», предлагают «додуманную до конца тиранию низших и глупейших».
5.Социализм. Ницше считал социализм невозможным, потому что «собственников всегда будет более чем достаточно, что помешает социализму принять характер чего-то большего, чем приступ болезни.
Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием. Однако нельзя закрывать глаза на то, что Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него - стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности

Шопенгауэр

Под абсолютным мировоззрением Шопенгауэр понимает отнюдь не систематизирующую научную картину мира, как равным образом нет у него речи о поглощении жизни отдельного человека логически необходимым самодвижением «идеи». Хотя для него, как и для Фихте, Шеллинга, Гегеля, наибольшее значение имеет преодоление противоположности между субъектом и объектом, идеальным и реальным, свободой и необходимостью, он считает, что обычному человеку, не философу, для достижения этого отнюдь не необходимо возвышаться до уровня философского мышления.
1.Шопенгауэровская «воля к жизни» как мировой принцип бессознательна и не имеет никакой разумной цели; это злое, саморазрушительное стремление, голая и голодная агрессивность - и потому мир явлений, порождаемый волей, безысходен, не развивается.
2. предложившим этику абсолютного миро- и жизнеотрицания, что отражено в изобретенном самим мыслителем для определения сути своего учения термине «пессимизм», выражающем негативное отношение к жизни, в которой невозможно счастье, торжествуют зло и бессмыслица.(Шопенгауэровский пессимизм - это еще и моральная оценка, выражающая протест против предвидимого обесчеловечивания мира, моралистический проект спасения: по Шопенгауэру, именно ощущение самоутраты, вынужденность существования, задавленности естественных порывов и возникающее в связи с этим чувство вины - верный ориентир избавления от «воли к жизни», недвусмысленное указание на подлинную, идеальную значимость жизни и мира.)
3. Шопенгауэр фиксирует бессвязность и противоречивость нашего опыта; но превращая «немыслимое», «вещь в себе» в предмет мысли, Шопенгауэр стремится отыскать в самом же опыте его иной, глубинный смысл, «всеединство».
4. Ориентируетя на спасительную силу морали, истолкование им сострадания как опыта всеобщей любви.
5. Шопенгауэр основывает свое мировоззрение на следующей оценке: на признании необходимости для человека осуществить свое моральное предназначение, необходимости привнесения в мир «человечности» как того, что исключается самой структурой этого мира.

С одной стороны, по Шопенгауэру, «мы сами деятели своих деяний»; нет первой причины и последней цели, не существует провидения. С другой - изначальная воля как бы программирует необходимость и возможность морального освобождения человека. Шопенгауэр индивидуализирует связь человека с мировым духовным началом.

Отчуждение» по Марксу

Самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.
В работах Маркса и Энгельса раскрыты следующие основные моменты Отчуждение в капиталистическом обществе:
1) Отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым
2) Отчуждение условий труда от самого труда. Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в Отчуждение управления производством и в Отчуждение науки от рабочего
3) Отчуждение результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что «... созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила — как производительная сила его продукта, его обогащение — как самообеднение, его общественная сила — как сила общества, властвующего над ним» 4) Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Так, в государстве общий интересВ процессе исторического развития углубляется Отчуждение эксплуататорского государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу.
5) Разрыв между ценностями, проповедуемыми официальной идеологией, и реальными возможностями, предоставляемыми обществом. Отчуждение идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества, который не соответствует действительным возможностям общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.017 с.)