Движение. В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение. В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения.



Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. "Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи".

Во-вторых, движение в философии определяется как любое изменение. "Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще"

В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. "Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий".

Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является способом существования материи.

Пространство - структуру объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При характеристике пространства употребляют термин бесконечность.

Время - это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее)[1], внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.

ОТРАЖЕНИЕ есть СВОЙСТВО ВСЕХ (без исключения) материальных объектов при своём движении и развитии с необходимостью проявлять законы природы и общества посредством взаимодействия и смены формаций.

Возможность — направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория.

Понятие возможности, или потенции, в паре с понятием акта разработал в своих трудах Аристотель. На категориальный характер понятия указывали Г. Ихгейзер (1933), А. Гелени В.Камлах. Философские основы категориального толкования были заложены В.Дильтеем.

Понятие возможности не вполне объяснимо рациональным путем: в каждой возможности присутствует вероятная невозможность, «возможность невозможного». Возможность не определяется познанием того, что может быть. Познание вероятностей, возможностей не всегда влияет на нашу возможность. На изучении возможности основывается, главным образом, исследование бытия и события.

Действительность (произв. от слова «действие») — осуществленная реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществленных идей,целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания. В отличие от реальности, действительность включает в себе также все идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию «возможность». Все возможное может стать действительным.

Причинность (каузальность, лат. причина) - философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно обусловливает другое

Необходимость — явление, определённое некоторой областью действительности и однозначно предсказуемое в рамках знания о ней[1]. Необходимость противопоставляют случайности.

Каков смысл основных законов и категорий диалектики?

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.

Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

В чем различие научного и философского определений человека?

Философское определение

Ложно-составность человека (как элемента реальности и одновременно как ее особого модуса – самосознания)

В составе человека (как и любой единицы реальности) классическая метафизика различает три плана: физический (предметный), идеальный (сущностно-закономерный), трансцендентный (причинный); в человеке им соответствуют телесный, психический и личностный (разумно-волевй), – в традиционной терминологии: телесный, душевный, духовный. Причем последние два у человека (в отличие от всех других единиц реальности) являются активными.

Телесная природа человека проявляет себя в потребностях поддержания физической жизни – потребностях дыхания, сна, жажды, голода, определенных условий внешней среды и т.д. При этом тело (физический субстрат человека) не имеет самостоятельной ценности, т.к. живет лишь чувствительностью и активностью психики («души»); вся телесная жизнь доступна человеку лишь в форме психических восприятий, так что тело без души не чувствует и, следовательно, не реагирует и не действует (т.е. абсолютно пассивно, косно, или – мертво); т.о., тело – наиболее зависимый элемент человеческого существа.

Психика («душа») – воспринимающая, переживающая и рассуждающая способность – заключает в себе все основное содержание человеческой жизни: 1) опыт внешнетелесных восприятий (ощущения, восприятия, представления), 2) опыт внутренних переживаний, или чувств (эмоционально-образные восприятия и состояния), 3) деятельность рассудка (способность систематизации, упорядочения материала внешне-чувственного и внутри-чувственного опыта).

Личностный (индивидуально-«духовный») план человека есть центр, средоточие его существа (именуемое «я») и основание его свободы. Личность (индивидуальность + разумно-волевое начало,«дух») проявляется в способности к самостоятельному и разумному (ответственному) жизнеосуществлению и заключает в себе: 1) личную уникальность (индивидуальное предназначение человека, заложенное в самобытном складе его личности, или то, что называют смыслом человеческой жизни), 2) разум, или способность к осознанию своего смысла в контексте всецелого существования (самосознание), 3) волю к осуществлению своей уникальности (в симфонии с другими уникальными единицами). Духовная способность человека может оставаться нереализованной, но всегда сказывается в нем – в способностях непосредственно-целостного (интуитивного) восприятия, индивдуального (свободного) выбора и произвольного действия.

Итак, содержание человеческого существа не исчерпывается функционированием тела и жизнью души: специфика именно человеческого существования проявляется в способности человека осознавать себя и произвольно действовать. Средоточием этого самосознания и действования является ядро человеческого существа – то, что называют основанием его индивидуальной целостности, авторским центром его жизнеосуществления, или – личностью, разумно-волевым началом, «я».

Природа этого аспекта человека является трансцендентной (внеположной и, следовательно, существенно иной) по отношению к его естественному (физически-психическому) составу, т.к. выступает основанием (причиной) единства человека, его целостного существования. Но иносущная причина, обусловливающая целостность всего человека, должна быть самодостаточной. Поэтому в личностном аспекте своего существа человек подобен реальности трансцендентного абсолюта, поскольку только последний обладает бесконечностью и самодостаточностью. Следовательно, личностным (трансцендентным, субстанциальным) ядром своего существа человек укоренен в абсолютной (всецелой) реальности («соприроден» этой реальности).

Научное определение

ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности. В античное время Ч. определяли как гражданина, носителя духа. Христианство видело и видит в человеке душу и тело, их противостояние. Добродетели человека — это вера, совесть, смирение. В эпоху Возрождения подчеркивали гармонию души и тела, творческие возможности человека, ставили его в центр Вселенной. В новое время утверждается, чтодушаравна сознанию, а тело подчинено законам природы. Позже человек понимается как деятельное самосознание, особо выделяются чувства, воля,игражизненных сил, интуиция,переживаниестраха конечности существования. На новых ступенях развития человека, его психики, человеческого общества, у него появляются и новые свойства, которые на предыдущих этапах выступали как тенденции. Их появление свидетельствует о развитии человека в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.142.134 (0.031 с.)