Перечислите культурно-исторические типы философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечислите культурно-исторические типы философии.



Один из первых вариантов теории культурно-исторических типов разработал Н. Данилевский, выделив тринадцать культурно-исторических типов, каждый из которых объединяется близостью языка, сознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз — от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку. Культурно – исторические типы различаются полнотой воплощения социальной деятельности (религиозной, культурной, политической, экономической).

1. египетский

2. китайский

3. ассировавилоно-финикийский

4. индийский

5. иранский

6. еврейский

7. греческий

8. римский

9. аравийский

10. романо-германский

11. славянский

12. мексиканский

13. перуанский

При этом в разных культурных типах преобладает тот или иной вид деятельности: религиозная — в еврейской культуре, культурная — в греческой, политическая — в римской.

Общим для всех концепций культурно-исторических типов является то, что они подвержены ритмической смене зарождения, расцвета и упадка. Понятие “культурно-исторический тип” относится преимущественно к народам, жившим в различное историческое время и выполнявшим различные виды социальной деятельности.

При смене исторического времени изменяется и роль того или иного исторического народа, который уступает лидирующие позиции другому народу, более соответствующему духу данного исторического времени. Отсюда человечество в целом представляется как жизненный процесс, охватывающий последовательно сменяющие друг друга цивилизации и народы, которые выполняют определенные социальные задачи и функции в глобальном социуме. При этом наряду с естественной необходимостью циклической смены основных сфер общественной жизни, типов исторических времен и господствующих сословий человечество способно свободно самоопределяться, что предполагает, с одной стороны, альтернативность исторических путей развития, а с другой — необратимость однажды избранного исторического пути. Ориентирами исторического процесса и высшими ценностями человечества являются мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые в качестве основы предлагают различные подходы к пониманию социального развития — мистико-созерцательный, интеллектуально-догматический и аскетически-деятельный, что в сущности отображает три главные сферы общественной жизни (духовную, экономическую, политическую) и особенности трех основных сословий.

Какие философские школы существовали в истории европейской философии?

Средние века.

1) Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

2)Патристика (от греч. patér, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. (так называемых отцов церкви). Патристика возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом.

Основными школами европейской философии ХIХ—ХХ вв. являются:

1) Учение А. Шопенгауэра, сочетающее в себе волюнтаризм (воля выше разума) и пессимизм (наш мир — наихудший из возможных миров);

2) Учение Ф. Ницше («философия жизни»). Человек по природе своей иррационалистическое существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. Ницше учил, что на смену человеку должно прийти более совершенное разумное существо — сверхчеловек;

Экзистенциализм — «философия существования», главным предметом которой стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. В философии экзистенциализма различают два направления: религиозное (С. Кьеркегор, К.Ясперс, Г. Марсель, Л. Шестов, Н. Бердяев) и атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом: уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, надежд, жизни в целом человека; разительное противоречие между внутренним миром человека и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью принебрегает человеком, подавляет его «Я»); одиночество; абсурдность и бессмысленность человеческого существования; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.

7. Какие вопросы интересовали философов древности на Востоке и на Западе?

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной.

Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

Также специфика западной и восточной философии отчетливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии это проблемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей.

Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона. Одни философы его отвергали, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя.

В древнегреческой и древнеримской философии социальная проблематика содержит более широкий спектр тем. Во-первых, начиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества.

Во-вторых, ценным при рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом. Платон также рассматривает социальные проблемы. Его интересует сущность и формы государства с точки зрения личностных критериев, особенно это относится к личности правителя. Платон создает первую в истории человечества теорию идеального государства. Им признаются три его формы: монархия, аристократия и демократия. Каждая из этих форм выступает в свою очередь в двух видах: законной и незаконной, или насильственной. Предпочтительнее первый вид, считает Платон. Лучше всего управлять государством смогут философы. Об этом он пишет в сочинении «Государство».

Подводя итог рассмотрению философии древнего мира, следует сказать, что она является «душой» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

Что такое йога?

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения человеком возвышенного духовного и психического состояния.

Философия йоги оказывает огромную поддержку тем, кто стремится понять существование духа как независимого начала, свободного от всех ограничений тела, чувств и ума. Она носит также имя своего основателя и называется системой Патанджали. Йога, делится на четыре части: первая часть, называемая самадмтада, посвящена характеру, целям и формам йоги, в ней рассматриваются модификации внутреннего органа (читты) и различные методы досгижения йоги. Вторая часть — садханапада — посвящена средствам достижения самадхи; Третья часть — вибхутипада — дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике, и т. д.

Четвертая часть называется кайвальяпада;

Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия — освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему.

Раскройте понятие «дао».

Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение („10 000 вещей“). Из Дао возникает полярность Инь и Ян и вследствие этого противоположности, из согласованности которых получается перемена, движение и взаимное проникновение и вследствие этого возникает мир.

Дао - представляет наивысшее состояние бытия. Согласно Лао-Цзы Дао порождает единицу – “ци”, единица порождает два - Инь и Ян которые порождают три и весь проявленный мир. То есть Дао является источником всех форм. Одновременно это энергия, которая формирует весь процесс творения и творение. Так как Дао охватывает всё, такие противоположности как пустота и существование, и собственно неописуемо в интеллектуальных понятиях, из-за чего китайская философия полна парадоксов.

Дао можно понимать как обширный всемирный принцип, рационально недоступный, и человек должен как можно меньше сознательным действием и стремлением мешать этому принципу, должен жить более интуитивным способом. Не только у человека есть часть в Дао, но и каждая вещь и существо имеет собственный Дао и собственную дорогу. Каждое существо на его дороге неповторимо в его изменениях и проявлениях. Дао обнаруживается как постоянное движение и изменение, которое указывает на опыт существования, а не на понимание неподвижных интеллектуальных программ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.54.171 (0.01 с.)