Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграции по сравнению с тем, что соответствует анализу ин-

Поиск

Тефации с позиций трансакционных издержек, оправдано. Группирование

Предприятий предстает как поиск баланса усилий, по

крайней мере, по следующим направлениям:

• сокращение трансакционных и производственных издержек;

• экономия времени для опережающего развертывания производства

Новой продукции и заполнения ею рыночной ниши (наращивания

производства);

• снижение потерь при свертывании присутствия в заходящих

отраслях экономики;

• обеспечение соответствующих мотиваций участников, включая

Поставщиков и потребителей, кредиторов, предпринимателей-

Инноваторов (структура собственности должна обеспечивать им

Извлечение инновационной ренты), работников.

В условиях инновационной экономики мотивации работников

Требуют повышенного внимания, поскольку человеческий капитал

— один из важнейших специфических активов. Как отмечает

М. Аоки, если трудовые навыки и коллективные знания становятся

Организационно-специфическими и, таким образом, не продаваемыми

На рынке, максимизация рыночной стоимости активов

Может войти в противоречие с внутренней и аллокативной эффективностью.

Это происходит потому, что критерий максимизации

Стоимости предполагает, что все факторы производства, кроме

постоянных активов, оцениваются рынком [3, с. 58]. Можно заключить:

Чем значительнее роль специфических активов в развитии

Некоторой фирмы (отрасли), тем большими могут быть искажения

При оценке долговременной эффективности по рыночной

Стоимости активов.

Стратегические преимущества финансово-

Промышленных групп

Устойчивость лидеров финансово-промышленных фупп может

поддерживаться за счет младших партнеров, когда, например,

Большое головное предприятие использует поставщиков со слабой

Рыночной силой как амортизатор делового цикла. Опасения оказаться

В роли притесняемого партнера возникают и при формировании

Российских ФПГ.

На практике типичным предстает иной характер взаимоотношений

В рамках японских межкорпоративных альянсов, действующих

В динамично развивающихся отраслях производства, при

Котором устойчивость положения обеспечивается для всех участников

Группы. Поставщики называют долгосрочные надежные отношения

В качестве ключевой причины интеграции даже чаще

(74,5%), чем головные компании (46,5%) [25, р. 29].

Понимание взаимообусловленности благополучия фуппирую-

Щихся предприятий ведет к тому, что в рамках вертикально интегрированных

Японских ФПГ увеличивается доля инвестиций,

направляемых материнскими компаниями в родственные (10% в

1966 г., 30% в 1981 г.). С другой стороны, для мелкого и среднего

Бизнеса повышается значимость сотрудничества с крупным. Доля

субподрядчиков среди мелких и средних японских фирм растет:

в 1966 г. она составляла 53,2%, в 1971 г. — 58,1, в 1976 г. — 60,7,

в 1981 г. - 65,5% [25, р. 26, 150].

В японской автоиндустрии, электротехнической промышленности

Контракт на поставку конкретных деталей для отдельной модели

Продукции заключается, как правило, с единственным поставщиком

И обычно действует в течение всего жизненного цикла

Модели. Это не исключает наличия своих поставщиков подобных

Деталей для разных моделей. Отсутствие параллельных контрактов

Указывает на то, что во взаимоотношениях головной компании со

Своими поставщиками преобладает не давление на них, а стремление

К использованию эффекта масштабов производства. Для противодействия

Завышению цен на комплектующие применяются

Другие рычаги: условия предоставления кредитов, других ресурсов,

Участие в капитале поставщиков.

Предпочтение отдается не краткосрочным выгодам от силового

Снижения цен на их продукцию, а долгосрочному сотрудничеству.

Оно проявляется при уточнении цен, которые корректируются

С учетом и распределения риска, и стимулов для инноваций.

В автоиндустрии, как правило, чем меньше поставщик,

Тем больший риск принимает на себя головное предприятие.

Естественно, что оно выполняет страховые функции за соответствующее

Вознаграждение. Конструирование новых комплектующих

Ведется параллельно с соответствующими усилиями голов-

Ного предприятия. Благодаря этому сокращается время на разработку

Новой модели. Выигрыш в темпе достигается и за счет

Сокращения интервала между началом проектирования продукции

И началом разработки технологии ее производства, что

характерно для японской промышленности [32, р. 226]. Долговременный

Характер внутригрупповых отношений обусловливает

Глубокую техническую кооперацию; заказчик нередко дает исполнителям

Напрокат оборудование, предоставляет научно-техническую

Информацию, инженеры поставщиков вхожи в лаборатории

Головной фирмы.

Таким образом, источником стратегических выгод для всех участников

ФПГ предстают обеспечиваемые интеграцией конкурентные

Преимущества в сфере технологического развития. Соединение

Ресурсов отдельных фирм все чаще выступает необходимым

Средством для: разработки или приобретения новой технологии,

Реализации накопленных знаний и опыта, организации новых отраслей

Или преодоления барьеров вхождения в уже существующие,

Освоения зарубежных рынков.

С точки зрения технологического развития хорошо видна взаимообусловленность

Благополучия группирующихся предприятий.

Когда в условиях НТП все участники финансово-промышленной

Группы накапливают управленческое искусство, специфические

Технологические ресурсы и техническую компетентность, долговременная

Жизнеспособность каждой компании ФПГ оказывается

Весьма важной для эффективности фуппы в целом. Человеческий

Капитал и технологические знания, накопленные в родственных

Фирмах, не могут быть отброшены и восстановлены в короткое

Время материнской фирмой. Подтверждением роста экономического

Веса «младших партнеров» по ФПГ является то, что в обрабатывающей

Промышленности Японии акционерный капитал дочерних

компаний, составлявший в 1966 г. 11% капитала головных,

в 1975 г. достиг 25%, а в 1981 г. - уже 35% [24, с. 162].

Ориентация на долговременную кооперацию в технологическом

развитии меняет критерии оценки фирмами своих поставщиков:

Критерий дешевизны продукции в известной мере уступает место

Инновационному потенциалу субподрядчика, его способности вносить

Предложения по совершенствованию технологического процесса.

Это стимулирует инициативу субподрядных фирм в области

рационализации и модернизации производства [24, с. 198]. Одним

Из принципиальных источников стратегических выгод для ФПГ

Выступает согласование собственных программ действий и долговременной

Экономической политики государства.

Особого внимания заслуживают инновационные достоинства

ФПГ тем более, что недостаточная интенсивность инновационных

Процессов— ключевой изъян дореформенной экономики России.

К сдерживающим инновационный процесс обстоятельствам отно-

сятся: 1) сложности взаимодействия со смежными производствами;

Неопределенность спроса и результатов в целом; 3) проблемы

С финансированием, во многом связанные с вышеупомянутыми

Факторами. Влияние этих обстоятельств усиливается, когда

Новое производство характеризуется возрастающей

Эффективностью масштабов.

Инновационные инкубаторы американского типа ориентированы

На облегчение выпуска опытной партии. Этап перехода к промышленному

Выпуску имеет свои трудности. Части фирм удается

Их преодолеть и превратиться в процветающие компании. Однако

«отсев» весьма значителен. Особенно сложная ситуация, если объем

Продаж, при котором производство становится прибыльным, относительно

Велик.

Многие инновационные фирмы вынуждены идти на то, чтобы

Быть поглощенными крупными корпорациями. Последние не прочь

Выждать, когда фирма-инноватор, испытывая нарастающие финансовые

Трудности, будет готова слиться или продать свою технологию

В обмен на уплату долгов. Иногда такое выжидание себя не

Оправдывает и крупная корпорация обретает достаточно опасного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.233.160 (0.011 с.)