Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы, но и возникают новые «недостающие» ей органы с новыми

Поиск

функциями, свойствами, сущностью и содержанием.

В процессе своего развития целостная система образует новые

Части, подсистемы, которые на первых этапах своего зарождения

Усиливают функцию целостной системы. Однако в процессе развития

Новых частей целого они становятся автономными, приобретают

Новые качества, которые все в меньшей мере способствуют

Развитию целостной системы, так как во все большей мере развивают

Собственные функции.

На определенном этапе развития части отделяются от материнской

системы и начинают самостоятельное функционирова-

Ние. Методология формирования целостных социально-экономических

Систем управления представляет большой интерес для управления

Народным хозяйством в условиях проводимой реформы.

Определение содержания целостной системы управления дает возможность

Формирования принципов, при которых предприятия

могут стать самостоятельными. Эти принципы соответствуют содержанию

Целостных экономических систем (ЦЭС). Только на

Уровне ЦЭС могут быть успешно внедрены принципы самофинансирования,

Ибо лишь на этом уровне могут быть сосредоточены

Материальные, трудовые, финансовые ресурсы для расширенного

Воспроизводства на новом качественном уровне. Это означает,

Что переводу предприятий на самофинансирование должны

Предшествовать экономические расчеты, которые могут показать

Целесообразность организации предприятия на принципах

самофинансирования, которой должен соот^ветствовать определенный

Уровень концентрации финансовых, материальных и трудовых

Ресурсов.

Те экономические системы, которые не владеют такой способностью,

Являются частью другой, более развитой системы, владеющей

Способностью самофинансирования интенсивного расширенного

Самовоспроизводства. Таким образом, экономическая целостность

Является определяющим признаком включающей системы. Все

Включенные в нее подсистемы не имеют достаточных финансовых

Ресурсов для интенсивного расширенного самовоспроизводства

И, следовательно, могут претендовать попасть в «ее состав»

Лишь на правах структурных компонентов. Целостная система управления

Производством представляет собой определенную совокупность

Взаимосвязанных и взаимообусловленных функциональных

Компонентов, объединенных единой целью своего функционирования

И способных к расширенному самовоспроизводству производственного

Процесса на новом качественном уровне.

Из такого определения становится очевидным, что целостную

Систему управления отличает свойство расширенного самовоспроизводства

На новом качественном уровне. Такое расширенное самовоспроизводство

Можно назвать расширенным интенсивным саморазвитием.

Сущность и содержание ЦЭС дает возможность определения

Принципов, при которых предприятия могут стать не

только самостоятельными, но и самоуправляемыми. Эти принципы

Идентифицируют системные свойства самоуправляемости и целостности.

Выходит, что не любое вновь сформированное предприятие

Может быть независимым от внешних условий хозяйствующим

Субъектом, а только такие из них, в которых сконцентрированы

Материальные, финансовые, трудовые ресурсы, достаточные

Для интенсивного расширенного самовоспроизводства.

В условиях экономической реформы самостоятельные предприятия

Стали формироваться как «грибы после дождя». Десятки лет

Формировавшиеся промышленные комплексы распадались (распадаются)

на цехи, участки, филиалы, которые стали самостоятельными

Хозяйствующими субъектами. Очевидно, что такая дезинтеграция

Не может привести к добру. Проблема заключалась в том,

Что большинство разделившихся на части предприятий не имели

(не имеют) финансовых и материальных ресурсов не только для

Расширенного, но и для простого воспроизводства. Можно было

Предположить, что такие предприятия не смогут выдержать жестких

требований рыночных отношений и погибнут в «бушующем

Море неплатежей». Практика подтвердила теоретические предположения.

Так, при реструктуризации в энергетике из сформировавшихся

За десятки лет комплексов-энергосистем были выделены

Мощные электростанции. Таким образом, энергосистемы остались

Не только без мощных генерирующих электроэнергию

Источников, но и без значительного финансового обеспечения. Не

Удивительно, что в отрасли парализована инвестиционная и инновационная

Деятельность, катастрофически растет количество физически

И морально устаревшего оборудования. Аналогичная ситуация

Наблюдается и в нефтяной промышленности, металлургии,

Машиностроении и т.д.

При реструктуризации многих отраслей промышленности, народного

Хозяйства в целом до сих пор не использованы резервы

Повышения эффективности производства, носителем которых являются

ЦЭС.

Эти системы представляют собой наиболее зрелую, гибкую,

Адаптивную и надежную форму экономических систем. В них восстанавливаются

Развитые экономические внутренние связи, которые

Делают их наиболее устойчивыми и жизнеспособными. Наряду

С этим ЦЭС стремятся развивать межрегиональные связи, которые

Усиливают процессы реализации их целевой функции — самовоспроизводства

Их интегративного качества.

Офомные резервы экономического роста заложены в региональных

ЦЭС (РЦЭС). По определению, РЦЭС является органической

Составной частью народного хозяйства, которая может осуществить

Интенсивное расширенное самовоспроизводство за счет собственных

Производственных и природных ресурсов. По своим фаницам

Такие региональные системы совпадают с экономическими районами

В народном хозяйстве России. По разным оценкам количество

Таких районов составляет 10—12. Формирование РЦЭС может оказать

Решающее влияние на развитие интефационных процессов как

Между регионами, так и внутри регионов. Такое положение обусловлено

Самой экономической природой РЦЭС. С одной стороны,

Такая система обусловливает развитие внутренних связей для повышения

Эффективности производства. С другой стороны, она развивает

Внешние, межрегиональные связи, которые дают ей возможность

Получить дополнительный эффект за счет последних. Дело не

Только в этом. Сам факт формирования офаниченного количества

Саморазвивающих систем в народном хозяйстве повысит гибкость,

Оперативность в управлении. В настоящее время такого эффективного

Управления нет и быть не может. Огромное количество информации,

Поступающей в центр из множества источников субъектов

Федерации, настолько перегружает управляющую систему, что затруднительным

Становится принятие качественных управленческих

Решений. Надо иметь в виду, что состояние системы управления,

Которая в своей структуре насчитывает более полутора-двух десятков

Управляемых объектов, трудно поддается прогнозированию. Это

Убедительно доказывается математическими расчетами и подтверждается

Существующей практикой.

Интеграция субъектов Федерации в пределах экономических

районов, имеющих целостное экономическое содержание, выступает

Проявлением естественно-исторического развития организационных

Форм управления. Исследования позволили выявить

Следующую динамику формирования организационных форм управления.

От функциональной дифференциации объектов к функциональной

Концентрации специализированных производств.

От функциональной концентрации специализированных производств

К их интефации.

От интефации функционально концентрированных производств

К интефации функциональных сфер деятельности.

От интефации функциональных сфер деятельности к системной

Функциональности народнохозяйственного комплекса региона.

Анализ развития организационных форм управления показывает,

Что основами этого сложного процесса являются повышение

Эффективности производства, снижение общественно необходимых



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.85 (0.009 с.)