Цессам, действующим в пространстве потребительных стоимостей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цессам, действующим в пространстве потребительных стоимостей



И выражающим предпочтения общества в области продуктов, услуг,

Технологий, способов организации производства.

Возможен еще один вывод: неравновесные процессы, действующие

В фазе подъема новой макрогенерации (потребности больше

Возможностей), проявляются в росте цен. В этом смысле неравновесие

Есть важный фактор максимизации прибыли новаторов.

Разумеется, ни один практикующий новатор не мыслит

Категориями неравновесия. Однако любой предприниматель согласится

С тем, что, приступая к производству того или иного товара,

Он мечтает о том, чтобы как можно больщее число людей желало

Купить его товар, т.е. он мечтает о неравновесии. Другое дело,

Что такие мечты не всегда сбываются. Более того, если предприниматель

Входит в состав деградирующей макрогенерации, где

Потребности все более уменьшаются относительно возможностей

Производства, то целью такого предпринимателя становится не

Максимизация прибыли, а выживание. Поскольку же в эволюционирующей

Экономике одни макрогенерации растут, а другие в то

Же самое время деградируют, то можно сказать, что цели выживания

И максимизации прибыли существуют одновременно. Этот

Вывод не является откровением для эволюционной теории (см.,

например: [1, с. 27]). Наше дополнение состоит в том, что мы связываем

Данный вывод с неравновесными процессами, присущими

Макрогенерациям.

В ходе экспериментальных расчетов было установлено, что инфляция

В США, фиксируемая через рост дефлятора ВНП, сопряжена

С ростом цен на продукцию новой (растущей) макрогенерации.

Она является фактором, обеспечивающим получение высоких

Прибылей новаторами, входящими в эту макрогенерацию, а

Значит — фактором экономического роста. Поскольку рост цен на

Продукцию новой макрогенерации сопровождается падением цен

На продукцию старых макрогенераций, то можно сказать, что экономический

рост в США финансируется из следующих двух источников:

— денежная эмиссия, связанная с ростом дефлятора ВНП и реального

объема ВНП;

— перелив наличных (ранее сэмитированных) денежных средств

От старых макрогенераций к новой, растущей.

Оценка степени участия каждого из двух указанных источников

В обеспечении экономического роста США приводит к следующим

выводам (табл. 9).

Первый вывод, который можно сделать из анализа табл. 9, таков:

Американская экономика, особенно в 70—90-е годы, развивалась

В значительной мере за счет кредитной эмиссии. Говоря словами

Й.Шумпетера, банки создавали покупательную силу «из ничего

». Они кредитовали за счет эмиссии реальный сектор под его

Таблица 9

Обеспечение денежными средствами экономического роста США, %

Всего

В том числе:

Перераспределяемые

Эмитируемые

Будущие доходы. Между тем российская экономическая политика

до сих пор строится на том, что э1^номический рост следует осуществлять

За счет наличного (накопленного) капитала, тогда как

Эмиссионная «закачка» денег в экономику провоцирует лишь инфляцию.

Такая политика, как видим, противоречит практике обеспечения

Роста США. Она базируется на ошибочном восприятии

Инфляции как полностью деструктивного процесса. Другое дело,

Что эмиссия под экономический рост всегда сопряжена с определенными

Рисками. Эти риски необходимо минимизировать. Однако

Нельзя отказываться от кредитования роста.

Второй вывод таков: инфляция, поскольку она сопряжена с ростом

Новой макрогенерации, а значит — с экономическим ростом в целом,

Есть явление позитивное, ибо она выступает в качестве финансового

Фактора экономического роста, служит макроэкономической

Формой проявления той денежной эмиссии, которая обслуживает

экономический рост *.

Отметим, что современная теория относится к феномену инфляции

примерно так же как и к неравновесным процессам. И то и

Другое рассматривается как нечто негативное, и то и другое предлагается

Подавлять всеми доступными средствами. Характерным

примером современного понимания инфляции служит определение,

сформулированное в «Российской банковской энциклопедии»:

«Инфляция — обесценение денег в связи с нарушением закона денежного

Обращения, вызванным диспропорциями в процессе общественного

Воспроизводства и курсом экономической политики

Государства. Инфляция проявляется в избытке денежной массы в

Обращении по сравнению с реальными потребностями оборота в

Них и росте цен. Инфляция используется как средство перераспределения

Национального дохода и дохода предприятий, банков, коммерческих

Структур и государства за счет снижения жизненного

уровня трудящихся, получающих фиксированные доходы» [2, с. 175].

* Здесь и далее мы имеем в виду лишь умеренную инфляцию, тем более, что наши

Ретроспективные расчеты проведены по данным экономики США, где инфляция в

Период 1929-1994 гг. не обращалась в гиперинфляцию.

Справедливости ради следует отметить, что многие экономисты-

Теоретики, опираясь на статистические наблюдения, признают,

Что умеренная инфляция (но не гиперинфляция) вполне согласуется

С экономическим ростом. Однако и в этом случае инфляция

Воспринимается не как финансовый фактор роста, действующий

Совместно с нефинансовыми факторами (техническим про-

Фессом, притоком дополнительных ресурсов труда, организационными

И институциональными изменениями), а как неизбежная

Плата за рост, издержки роста, которые следует минимизировать,

Но не в ущерб интересам роста.

Наша позиция такова: инфляция опасна тем, что она способна

Легко выходить из-под контроля, превращаться в гиперинфляцию,

Которая в свою очередь нарушает устойчивость денежной системы,

Отрицательно влияет на функционирование реального сектора

Экономики. Инфляция особенно опасна в тех случаях, когда

Она протекает на фоне спада производства (стагфляция). В России

Х годов стагфляция свидетельствовала о дефадации экономики,

Катастрофическом падении уровня жизни населения. Ограничение

Высоких темпов инфляции, безусловно, должно быть одним

Из фундаментальных приоритетов экономической политики. Однако

Мы считаем, что инфляция, заключенная в определенных фани-

Цах, является важнейшим инструментом экономического роста.

Формально этот тезис подтвержден расчетами, проведенными на

Основе ретроспективной модели. Рассмотрим этот же тезис в неформальном

Аспекте.

Попытаемся показать, что инфляция (умеренная) представляет

Собой один из основных элементов экономического рыночного

Механизма, предопределяющего развитие новых и отмирание старых

Макрогенераций.

Начнем с того, что в экономике в году t действует несколько

Старых макрогенераций и совсем недавно (скажем, в году /—1) появилась

Новая макрогенерация, представляющая собой некий кластер

Новых технологий и новых продуктов труда. Чтобы предельно

Упростить анализ, оставим без внимания все те предстартовые и

Стартовые трудности, которые пришлось преодолеть предпринимателям,

Организовавшим новую макрогенерацию в году /— 1 (это и

Борьба с конкурентами, пытавшимися организовать иную новую

Макрогенерацию, и затраты на проектно-изыскательские работы, на

Экспериментальные производства, на рекламу своей продукции

И т.д.). Будем считать, что все эти трудности позади, что менеджеры,

Руководящие новой макрогенерацией, уверены в том, что потребность

В их продукции высока и что настало время широкомасштабного

Развертывания всей системы производств, входящих в состав

Новой макрогенерации.

В этой ситуации новая макрогенерация резко повышает свой

Спрос на факторы производства: рабочую силу, сырье, энергию,

Оборудование, станки и т.д. Однако значительная часть перечисленных

Ресурсов используется старыми макрогенерациями, так что

Единственный экономически приемлемый способ удовлетворения

Спроса новой макрогенерации — это перераспределение ресурсов,

Используемых старыми макрогенерациями в пользу новой посредством

Повышения цен на эти ресурсы.

В реальности так оно и происходит: 1) поскольку спрос на ресурсы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.028 с.)