Свою очередь, пройдя определенный процесс и период накопления, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свою очередь, пройдя определенный процесс и период накопления,



Формируют новые каналы-ожидания.

Ожидания формируют не мотив поведения (эту функцию исполняют

Интересы), а лишь контекст появления того или иного

Мотива, т.е. среду и ограничения на формирование поведенческих

Мотивов.

Говоря о предмете ожиданий, составляющих основу СВО, можно

Отметить, что по большей части предметом ожиданий является

Не столько сама реакция того или иного экономического субъекта

На те или иные факторы, в том числе на поведение самого ожидающего

Субъекта, сколько границы, предельные характеристики

Такой реакции. Система взаимных ожиданий нарушается, если поведение

Выходит за предполагаемые границы. Важно понимать, что

При этом нарушение СВО в пределах одной бинарной связи может

вызвать цепную реакцию нарушений (в качестве примера напомним

Цепную реакцию обманутых ожиданий из известного стихотворения

Е. Евтушенко «Со мною вот что происходит...»). Поэтому

В обычной обстановке СВО поддерживается мощным

Институциональным аппаратом, обеспечивающим ее устойчивость.

В условиях экономического кризиса СВО подвергается тяжелым испытаниям.

Следует, наконец, сказать и о том, что систему взаимных ожиданий

Вовсе не следует воспринимать как некое прокрустово ложе

Экономики, ограничивающее инициативы экономических агентов.

Скорее ее можно сравнить с сетью дорог, проложенных в труднопроходимой

Местности и облегчающих передвижение. Можно сойти

С дороги, но тогда передвижение замедлится и станет дорогостоящим.

В.М. Полтерович приводит пример формирования институциональной

Нормы, рассматривая поведение группы мотоциклистов

В необжитой, но обустроенной дорогами местности. Часть

Мотоциклистов предпочитает левостороннее движение, часть — правостороннее.

После первоначального-хаоса должно установиться

Равновесие на базе формирования правил дорожного движения (каких

Именно — зависит или от преобладания «лево-» или «правосторонних

» мотоциклистов или от случайного стечения факторов,

Вызвавших очередную аварию и/или определивших ее воздействие

на мотоциклистов). При этом каждый участник движения ожидает

От других следования этой норме, а нарушение этих ожиданий

Хотя бы одним мотолюбителем может оказаться не только гибельным

Для него и других участников движения, но и разрушительным

Для всей рассматриваемой СВО. Поэтому-то обычно присущая

СВО слабая устойчивость компенсируется соответствующими

Институциональными мерами: появляются законы и регулировщики,

Следящие за их соблюдением.

Вообще говоря, имеет место следующая закономерность: чем

Слабее система взаимных ожиданий, тем более сильной должна

Быть институциональная структура, требующаяся для сохранения

Стабильного развития общества.

Существенной частью системы взаимных ожиданий является,

Как упоминалось выше, система взаимного доверия (СВД). По существу

Доверие одного экономического субъекта по отношению к

Другому представляет собой ожидание добросовестного (неоппортунистического)

Поведения последнего в ситуации, когда первый

Субъект добровольно поставил достижение своих интересов в зависимость

от действий второго субъекта (например, передал свои

Средства в доверительное управление). Нет нужды подробно останавливаться

На роли доверия в системе экономических взаимоотношений

В рыночной экономике. Доверие инвесторов к структурам-

Реципиентам, граждан — к руководителям государства, работников

Предприятий — к их директорам и другие аспекты влияния

«фактора доверия» на экономику детально рассмотрены в работе

[15]. В этой работе Б.З. Мильнер справедливо отмечает, что «укрепление

Доверия между экономическими партнерами — прямой

Путь к снижению совокупных общественных издержек». При этом

«для завоевания доверия требуется достаточно много времени и

Существенных доказательств искренности намерений, добросовестности

Действий, правомерности принимаемых шагов и решений»,

В то время как «доверие может быстро сменяться недоверием даже

При незначительных сбоях». Таким образом, система взаимного доверия

Как часть системы взаимных ожиданий (кстати говоря, далеко

Выходящая за пределы подсистемы рациональных взаимных

Ожиданий) — весьма хрупкая и вместе с тем дорогостоящая для

Общества структура, так что обращаться с ней следовало бы крайне

Осмотрительно. К сожалению, на практике социально-экономическая

Политика на всех уровнях управления — от предприятия до государства

В целом — не учитывает необходимость поддержания и

Укрепления системы взаимного доверия рыночных агентов и системы

Взаимных ожиданий, основанных на взаимном доверии.

Основные положения темы

Предприятие как таковое является в современной экономике

России одним из основных институтов организации производства.

Вместе с тем состояние подавляющего большинства предприятий

Трудно признать удовлетворительным.

Экономическая сущность предприятия выявляется при сравнении

Распределенного или проектного способа производства продукции

С концентрированным или объектным. Главным отличием

Предприятия служит осуществление на нем трех взаимосвязанных

Процессов: производства продукции, ее реализации и воспроизводства

Использованных ресурсов.

3. Основные и наиболее полно разработанные варианты теоретической

Модели предприятия (неоклассическая, институцио-

Нальная, эволюционная, предпринимательская и «агентская» теория

Фирмы) не отражают в достаточной степени особенности предприятия

Как института и нуждаются в модернизации за счет более

Адекватного учета взаимосвязей основных производственно-хозяйственных

И институциональных процессов на предприятии.

Введение в научный оборот понятия «души» предприятия

Вслед за понятием его «генотипа» позволяет раскрыть системную

Целостность предприятия, определить основные характеристики

Внутренней сбалансированности предприятия, поставить вопрос о

Нравственности бизнеса, исследовать роль «резонанса» души лидера

И корпоративного духа предприятия в повышении долговременной

Эффективности деятельности предприятия.

Успешная деятельность предприятия неразрывно связана с

Установлением и реализацией взаимосогласованных действий с другими

Социальными и экономическими агентами. В число этих агентов

Входят другие предприятия, потенциальные и реальные работники

Предприятия, банки, учебные заведения, федеральные, региональные

И местные органы управления и власти и т.д.

Основой взаимодействия предприятия с другими объектами

Является система взаимных ожиданий, связывающих предприятие с

Различными социально-экономическими агентами и их фуппами.

Функционирование предприятия в системе взаимодействий

С другими объектами может быть представлено в виде «шахматной

» таблицы, которая представляет систему балансов взаимных

Ожиданий, определяющих устойчивые взаимосвязи между предприятием

И другими объектами, а также между самими объектами.

Важной для выработки стратегии предприятия является такая

Качественная характеристика ожиданий, как их рациональность

(иррациональность). Показывается, что для агентов российской

Экономики часто свойственны иррациональные ожидания, нарушение

Системы взаимного доверия как основы системы взаимных

Ожиданий.

Ключевые термины

Предприятие

Состояние российских предприятий

Определение предприятия

Теория предприятия (фирмы)

Неоклассическая теория предприятия

Инвестиционный проект

Институциональная теория предприятия

Генотип предприятия

«Душа» предприятия

Система взаимных ожиданий

Система взаимного доверия

Рациональные, адаптивные, ограниченно рациональные, процедурно

Рациональные, иррациональные ожидания

Вопросы по теме

Что такое предприятие, каковы основные отличительные черты

Предприятия?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.017 с.)