Свои системные функции, удерживая общество от распада. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свои системные функции, удерживая общество от распада.



Не менее интересен пример, связанный с многовековой борьбой

Католической церкви с государством, завершившийся распадом

Священной Римской империи германской нации, созданной

Карлом Великим в IX в., и образованием национальных государств

В Западной Европе, подавляющее большинство которых существует

И поныне. Этот драматический и во многих отношениях решающий

Процесс в истории человечества также может быть объяснен

В терминах конкурентной борьбы функциональных подсистем за

Доминирование в структуре средневекового общества.

Церкви несомненно принадлежала решающая роль в объединении

Христианских обществ Западной Европы в ходе их борьбы

Против арабо-мусульманской экспансии. И она долгое время оставалась

Главной и по сути дела единственной силой, интегрирующей

Многочисленные европейские государства с их политическими

Режимами в единую западно-европейскую цивилизацию, которая

и имела свое политическое оформление в виде Священной

Римской империи германской нации во главе с наследственным

Императором, вассалами которого формально являлись остальные

Европейские государи. Состояние этого общества характеризовалось

Явным преобладанием системы поддержания институциональных

И культурных стереотипов или образцов над другими функциональными

Подсистемами. Все проявления индивидуальной и фупповой

Деятельности в семейно-хозяйственной, политической и культурной

Сферах были пронизаны религиозной идеологией и облечены

В форму исполнения религиозного долга. Вся жизнь была подчинена

требованиям церковных канонов. Церковная доктрина устанавливала

Фаницы допустимого во всех сферах практической жизни

Во всех ее повседневных заботах. Организация работ и рабочего дня,

Обязанности перед вышестоящими, права в отношении равных и

Привилегии перед нижестоящими на социальной лестнице, а также

Формы и способы хозяйственной деятельности, начиная с домашнего

Хозяйства и до повинностей перед феодалом и государем

И особенно формы коммерческой и ссудно-ростовщической деятельности

— все это нуждалось в одобрении и санкции со стороны

Церкви, чтобы считаться законным. Высшим общественным

Одобрением деятельности монарха во внутренних и внешних делах

Считался титул «христианнейшего государя», даровавшийся церковью.

И, соответственно, любое неподчинение авторитету и верховенству

Церкви, в какой бы области оно ни возникало, расценивалось

Как ересь и требовало возмездия со стороны всего общества.

В ересях оказывались повинными не только и не столько

Религиозные диссиденты, сколько обыкновенные простолюдины,

Владетельные князья, свободные горожане и могущественные монархи,

Коль скоро их действия не получали одобрения у церковных

Властей. Известно множество случаев, когда римские папы

Объявляли крестовые походы против отдельных местностей, городов

И государств в Европе. Церковь открыто претендовала на светскую

Власть и жестоко боролась за нее. Поэтому борьба городов и

Государей против светской власти пап не могла в случае успеха не

Привести к распаду политической организации, основанной на тотальном

господстве церкви, чему и является примером история

Священной Римской империи германской нации.

Аналогичные примеры наблюдались и в России. Достаточно

Вспомнить борьбу патриарха Никона за верховную власть в государстве,

Приведшую к расколу в Православной церкви, и окончательное

Подчинение церкви светскому государству, т.е. политической

Подсистеме при Петре I.

Примеры посягательства экономической подсистемы на верховенство

В обществе несомненно можно почерпнуть из истории

Становления капитализма в Западной Европе. Причем идеологическим

Обоснованием этих притязаний стали первые законченные

варианты экономической теории, такие как классическая и

Утилитаристская политические экономии. Классическим выражением

Этих претензий являются принципы невмешательства —

laisser-faire и его практическое приложение — принцип свободы

Торговли — «фритредерство». Дальнейшей конкретизацией этих

Принципов стал принцип свободного предпринимательства. Более

Современными проявлениями данной тенденции выступают

Меновые концепции политического процесса, истолковывающие

Функционирование политической системы как совокупность ак-

9/

Тов обмена политических мероприятий со стороны действующих

Властей или претендующих на власть политических группировок

На политическую поддержку со стороны избирателей. Распространение

Получили концепции, отстаивающие расширительную

Трактовку обмена в качестве универсального способа осуществления

Всех социальных процессов и действий во всех сферах общественной

И индивидуальной жизни. При этом ссылки делаются

На институт брачного контракта, действующий в ряде стран,

На дестимулирующую роль уголовного преследования и наказания

Преступников, обесценивающих выгоды от преступной деятельности,

И т.п.

Разного рода технократические рецепты разрешения кризисных

Ситуаций общесистемного характера и вообще притязания на верховенство

В обществе со стороны высших экономических и финансовых

интересов тоже являются примерами экспансии экономической

Подсистемы, выразители которых требуют жертв со стороны

Других сфер общества. Эти претензии, как правило,

Обосновываются указаниями на то, что именно от представляемых

Ими видов деятельности зависит нормальное функционирование

Общества в целом и его составляющих подсистем, а, следовательно,

И благополучие его отдельных членов. Технологическая

Альтернатива также настаивает на примате экономических ценностей,

Понимаемых в духе универсального утилитаризма. По мнению

Технократов, это делает поведение индивидов, групп и общества

Алгоритмизированным. Свойство же алгоритмизации позволяет

Наладить оптимальное управление обществом и разными

Процессами в нем на основе системы моделей, действующих в едином

режиме и способных синтезировать варианты развития.

Несмотря на очевидную поверхностность многих из этих явно

Идеологически мотивированных схем, нельзя пренебрегать их возможной

Привлекательностью для многих общественных групп и

Даже слоев населения. Явно нарастающий в обществе идеологический

Плюрализм, который, впрочем, основан скорее не на прочных

Имущественных интересах, а на утрате веры в устойчивые идеалы,

Что создает у многих членов общества дискомфортное ощущение

Потери целесообразности и управляемости индивидуальной

И общественной жизни, свидетельствует не о росте гражданского

Самосознания у людей, а о тоске по идеологическому и властному

Авторитету. Такое состояние общественного сознания служит

Питательной средой для попыток групп, занимающих руководящее

Положение в разных сферах жизни общества — политике, экономике,

Идеологии, регионах, добиться либо преимущественного

Влияния в обществе для себя и представляемых ими подсистем общества,

Либо максимальной автономии вплоть до уровня государства

в государстве. На роль самостоятельных и влиятельных подсистем

Общества в настоящее время активно претендуют крупные

Производственно-технологические комплексы — энергетика, нефте-

И газодобыча и переработка, а еще раньше военно-промышленный

Комплекс, и т.д.

Последствия такого доминирования пагубны для общества, особенно

в долгосрочном плане, ибо являются нарушением системной

Функциональности, выступающей основой функциональных

И структурных характеристик общества и его подсистем.

Подобные устремления определенных комплексов деятельности

Свидетельствуют о структурной несоразмерности и неустойчивости

Общества, его пребывании в состоянии институциональной

Неопределенности и переходности. Любая системная функция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.024 с.)