Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С системой льгот и выплат является мощным рычагом подъема

Поиск

Экономики, борьбы с безработицей, снижения инфляции и дефицита

Бюджета.

Система национального имущества

Одной из центральных проблем во всем комплексе институциональных

преобразований занимает проблема собственности, о которой

мы уже говорили выше. Как можно эффективно решить эту

проблему?

Зафиксировав права государства как собственника пока еще

весьма весомой части активов, которая «не ушла» от него в пертурбациях

ваучерной приватизации, необходимо осуществить переход

к новой системе управления госсобственностью, которую мы

назвали системой национального имущества.

Основные слагаемые этой системы:

во-первых, это конституционное закрепление значительной

доли ресурсов в форме коллективного достояния всего общества;

во-вторых, это открытый конкурентно-рыночный режим хозяйственной

эксплуатации национального имущества, обеспечивающий

необходимый уровень его доходности;

в-третьих, это национальный дивиденд, т.е. часть предпринимательского

дохода и вся рента от коммерческой эксплуатации

национального имущества, присваиваемые обществом в качестве

главного экономического источника фонда социальных гарантий.

Прямыми и косвенными налогами обеспечиваются функции

государства как верховной власти и связанная с этими функциями

инфраструктура как первая часть национального имущества (казенные

предприятия, службы и организации социального назначения,

функционирующие не ради рентабельности, а непосредственно

для общественных нужд).

Вторая часть национального имущества —природные ресурсы,

предприятия энергетики, транспорта и связи, добывающих отраслей,

другое имущество, оставшееся в собственности государства

после прошедшей кампании приватизации и способное приносить

доход, должны быть открыты для коммерческого использования

теми рыночными субъектами, которые могут обеспечить его наибольший

экономический эффект. Главной правовой формой такого

открытого доступа должна стать ареит, т.е. развитый рынок прав

пользования и извлечения доходов из имущества, права управления

им. Главной формой выявления наиболее эффективных прльзо-

вателей национального имущества может быть открытый аукцион

Соответствующих имущественных прав.

Эффективный пользователь, т.е. хозяйственный эксплуатант национального

имущества, извлекая выгоду для себя, будет способен

к достаточно высокой оплате имущественных прав, уступаемых

ему государством в открытой рыночной процедуре. Соответствующие

средства представляют собой ту часть хозяйственного

дохода от национального имущества, которая по сути своей в равных

долях принадлежит всем фажданам и должна быть предостав-

лена им в той или иной форме. Иными словами, это — национальный

Дивиденд.

Его распределение должно регулироваться законом и только законом.

Самостоятельные решения исполнительной власти, помимо

исполнения требований закона, должны быть здесь исключены. Статус

Пенсионного фонда является примером, по которому должна

быть построена вся система внебюджетных фондов, формируемых

за счет доходов от эксплуатации национального имущества.

Соответственно, национальный дивиденд как финансовый ресурс

и как объект управления его получением и расходованием

должен быть четко отделен от системы налогов и других элементов

доходной части бюджета (займов и т.д.).

В принципе, весь национальный дивиденд должен воплотиться

В доходы всех членов общества.

Инвестиции государства в некоммерческую инфраструктуру осуществляются

за счет налогов. Инвестиции в национальное имущество,

преследующие получение прибыли, осуществляются либо непосредственно

за счет привлечения частных сбережений, либо через

деятельность внебюджетных фондов как институциональных

инвесторов. С правовой точки зрения эти фонды могли бы быть организованы

в форме так называемых «публичных корпораций» с особым

статусом. В развитых странах эта форма известна, и ее не надо

путать с предприятиями со смешанным участием государственного

и частного капитала. Россия способна внести в этот опыт свой вклад,

развивая коллективные формы самоуправления публичными корпорациями,

особенно на региональном и местном уровнях.

И, наконец, самое главное: фонды национального дивиденда

могут стать главным экономическим звеном системы социальных

гарантий, защищенной от опасности задохнуться в цепких объятиях

всепожирающего административного механизма государственной

благотворительности. Из этих фондов могли бы финансироваться

и выплаты, поддерживающие достойный, гарантированный

каждому работнику минимум заработной платы, растущий по мере

роста доходности национального имущества.

Тем самым стратегический курс на создание системы национального

Имущества мог бы быть увязан с решением ключевых макроэкономических

Задач — преодолением кричащей диспропорции в оплате

Труда и созданием экономических предпосылок для перехода

К системе социальных гарантий.

Таким образом, система национального имущества и национального

дивиденда в сочетании с новой системой налогов, ориентированных

на эффективное использование природно-ресурсного

потенциала страны, и может послужить прообразом той экономической

модели, которую так усиленно ищет профессивное человечество

в создании общества социальной справедливости и высокой

эффективности.

Создание условий для эффективного

Землепользования

Дискуссии вокруг частной собственности на землю не должны

заслонять от нас главной проблемы — необходимости восстановления

Института собственности в целом. Это главное. Но путь к нему

Не лежит через частную собственность. Основу института собственности

Составляет свобода перераспределения имущественных прав

Между различными субъектами хозяйственной деятельности. Каждый

Субъект хозяйствования должен быть наделен четко определенными

Правами и иметь возможность свободно передавать их

Любому другому лицу (физическому или юридическому). В соответствии

С этим он может предъявлять иск в суд за нарушение своих

Прав и получать компенсацию в размере недополученного дохода.

Без соблюдения этой правовой нормы института собственности

Просто не существует. Именно с этой точки зрения можно утверждать,

Что в тоталитарной экономике его и не было вовсе. И без

Его воссоздания не может быть и речи об экономике, функционирующей

По новым правилам.

Необходимо и достаточно юридически закрепить право каждого

На частное владение землей. Никто, и прежде всего государство,

Не может посягать на это право. Пользователь земли, получивший

Это право в процессе открытого конкурса, может передавать это

Право на тех же условиях другим, оставлять земельный надел по

Наследству и т.п. Иначе говоря, необходимо создание свободного

Рынка всего многообразия прав собственности на землю, за исключением

Одного — частной собственности. Это означает, что титульным

Собственником земли должно остаться государство. Владелец

Же земли, будь то государственное предприятие, коллективные

И частные владельцы земли, ее арендаторы, обязаны платить

Ежегодную земельную ренту.

Как показывает западный, да и наш собственный опыт и прежде

Всего Правительства Москвы, система аренды, основанная на передаче

Права пользования, оказывается весьма выгодной как для

Собственника, так и для эксплуатанта. Следует иметь в виду, что

Нет такой проблемы эффективного распределения рисков между

Партнерами сделки, которая не могла бы быть решена соответствующим

Подбором условий передачи аренды без потери титула собственника,

Кроме проблем, волнующих спекулянтов землей и другими

Недвижимыми активами. Нетрудно доказать, что в этом случае

Различия между частной и арендной формами собственности

По существу становятся неразличимыми.

В России сложилась уникальная ситуация, когда еще не состоялась



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.011 с.)