Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определяется взаимоотношениями между членами этой популяции,

Поиск

Во вторую — рядом его внутренних характеристик, к числу

Которых в первую очередь в данной теории относят устоявшиеся

Правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние

Или внешние воздействия («рутины»). Считается, что за время

Функционирования предприятия в непрерывном взаимодействии

С «популяцией» других предприятий на каждом предприятии складываются

Определенные традиции и процедуры принятия реше-

НИИ, алгоритмы реагирования на изменение внещней и внутренней

Среды. Эти правила и определяют, согласно данной концепции,

В конечном счете лицо фирмы, отличие одного предприятия

От другого в конкурентной борьбе. По мнению «эволюционистов

», именно сложивщиеся правила, а не стремление во всех

Ситуациях и при всех условиях к максимизации прибыли или какого-

Либо аналогичного показателя, определяют характер принимаемых

Решений. Эти правила в данной теории уподобляются генам,

Обеспечивающим идентичность предприятия во времени. Характерным

Для эволюционной концепции выступает системное

Представление о предприятии как о двойственном объекте: с одной

Стороны, являющемся членом более или менее однородного

Делового сообщества («популяции») 'и испытывающем на себе в

Полной мере все последствия эволюции этого сообщества, с другой

— обладающем собственными традициями в определении направлений

Деятельности, объемов и пропорций привлекаемых

Факторов. Подобным образом в названии данной концепции («эволюционная

Теория фирмы») отражено двойное понимание термина

«эволюция»: с одной стороны, теория называется эволюционной,

Потому что отражает эволюцию популяции фирм, с другой — потому

Что признает наличие медленно меняющихся характеристик

(квазиинвариантов) предприятия, отрицая тем самым «революционные

» изменения сущности данного предприятия.

«Портрет» предприятия в этой концепции — это система рутин

Как образцов для поведения участников деятельности предприятия.

«Поведение» фирмы — обусловленная рутинами непосредственная

Реакция фирмы на воздействия со стороны деловой, административной

И технологической среды.

Предпринимательская модель фирмы опирается на концептуальное

Представление о предприятии как о сфере приложения предпринимательской

Инициативы и имеющихся у предпринимателя

Или доступных для привлечения ресурсов. Конечно, не все предприятия

Являются предпринимательскими (т.е. предприятиями, где

Управление не отделено от владения), и в этом смысле предпринимательская

Теория имеет более ограниченную сферу применения,

Чем другие теории фирмы. Вместе с тем число предпринимательских

Фирм во много раз превыщает число иных предприятий,

Поэтому пересечение между множеством объектов предпринимательской

И множеством объектов иных теорий достаточно велико.

Во главу угла в данной концепции ставятся взаимоотношения

Между предпринимателем и его бизнесом. Считается, что в основе

Предпринимательского бизнеса и в центре деятельности такого

Предприятия находится фигура предпринимателя — независимого,

Активного, энергично устремленного к успеху, склонного к риску,

Настойчивого, адаптивного, уверенного в себе человека, умеющего

Использовать в своих целях противоречивые обстоятельства.

Защитники модифицированных вариантов предпринимательской

Концепции вовсе не считают обязательным, чтобы такой человек

Был на предприятии в единственном числе и в роли директора, и

Рассматривают влияние на поведение предприятия деятельности

«макропредпринимателей» — лиц, отвечающих за внешние связи

Предприятия с другими организациями, деловой, административной

И технологической средой, населением; «мезопредпринима-

Телей» — администраторов, осуществляющих управление материально-

Финансовыми потоками во внутренней деятельности предприятия,

в том числе инновационными мероприятиями;

«микропредпринимателей» — работников, сферой активности которых

Является организации микрозвеньев производства, вплоть до

Минимальных, т.е. рабочих мест. В принципе любое предприятие

Нуждается в предпринимателях всех трех типов, для успешной работы

Предприятия важно лишь, чтобы каждый из потенциальных

Предпринимателей сделал свой осознанный и обоснованный выбор

Между этими типами ролей.

Следует подчеркнуть, что в предпринимательском варианте теории

Фирмы руководитель предприятия (генеральный директор)

Считается предпринимателем, целью и сферой профессиональной

Жизни которого является организация производственного процесса

(«нового соединения ресурсов», как иногда говорится) для удовлетворения

Имеющейся или создаваемой с помощью предпринимателя

Потребности.

«Портрет» предприятия — своеобразная карта распределения

Активности внутренних предпринимателей по сферам и подсистемам

Деятельности предприятия, отражающая структуру «предпринимательских

» рабочих мест и области возможных действий каждого

Предпринимателя.

«Поведение» предприятия в данной модели — результат действия

И взаимодействия предпринимателей всех трех уровней. Особенно

Важны взаимоотношения между внутренними предпринимателями,

Работниками и собственниками предприятия.

Некоторое описание деятельности предприятия (точнее, взаимоотношений

Между его собственниками и менеджерами, а также

Между менеджерами и работниками) предоставляет агентская

Модель фирмы. Согласно этой концепции собственники, не работающие

На предприятии в качестве руководителей, как правило,

Не имеют доступа к той информации, которой обладает менеджер.

В принципе часть этой информации собственник может приобрести,

Однако это может потребовать существенных расходов со стороны

Собственника на организацию внутрифирменного и внефир-

менного мониторинга. Другая часть, связанная, например, с индивидуальной

Интенсивностью труда нанятого на работу менеджера,

Останется ненаблюдаемой (точнее говоря, ненаблюдаемой является

Разница между максимально возможной в данных условиях

и реальной интенсивностью управленческого труда). Кроме того,

Недетерминированной предполагается и связь между затратами усилий

Менеджера и эффективностью работы фирмы. В этих условиях

Активизация менеджера с помощью оплаты его труда в зависимости

От эффективности работы предприятия может приводить к различным

Качественным эффектам при определенных сочетаниях количественных

Параметров ситуации. Так, в некоторых случаях активизация

Усилий менеджера обходится для собственника дороже,

Чем согласие на низкий уровень интенсивности менеджера. Подобная

Же картина имеет место во взаимоотношениях управляющих

И работников.

«Портретом» предприятия в данной теории является система

Устойчивых характеристик взаимосвязи между оплатой труда и интенсивностью

Работы менеджеров, между интенсивностью этой

Работы и эффективностью деятельности предприятия в целом, а

Также характеристики аналогичных зависимостей, описывающих

Взаимоотношения между управляющими и работниками.

«Поведение» предприятия в этой концепции характеризуется

особенностями влияния интересов менеджмента на заключение и

Исполнение обязательств предприятия, политику в сфере товарно-

Рыночной и ресурсно-рыночной политики предприятия.

Можно отметить, что применительно к отечественным предприятиям

Настоящего периода сфера адекватности агентской модели

Офаничена, поскольку взаимоотношения между собственником

И наемным руководителем (менеджером) предприятия с трудом

Укладываются в концепцию данной теории. Причины состоят

В чрезвычайно значительной доле тех связей между интересами

Менеджера и интересами собственника, которые могут быть охарактеризованы

С помощью армейского термина «неуставные отношения

». Иными словами, в сложившихся в России на предприятиях

Условиях сколько-нибудь длительная деятельность менеджера



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.011 с.)