Систематически осуществляющая производство товаров, выполнение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематически осуществляющая производство товаров, выполнение



Работ или оказание услуг для удовлетворения внешних относительно

предприятия потребностей, обладающая правом самостоятельно

Распоряжаться своим имуществом и результатами своей

Деятельности, ведущая предписываемые регламентами формы учета

Своей деятельности и не содержащая в своем составе обладающих

Перечисленными свойствами объектов.

Это определение задает определенное положение предприятия

В иерархии экономических подсистем: отрасль не является

предприятием, поскольку не удовлетворяет требованию 8; наоборот,

цех предприятия не отвечает требованиям 5 и 6; хозяйка,

Систематически готовящая обед для семьи, не является

предприятием в силу требования 2. Требования 4 и 6 не позволяют

Рассматривать в качестве предприятия, скажем, проект закупки

Большой партии товара для перепродажи на определенном

Рынке.

В традиционной экономической теории для изучения предприятия

Не все из перечисленных восьми признаков предприятия учитываются

в равной мере. Главным образом учитываются:

первая (правовая) характеристика предприятия;

Первая часть второй характеристики предприятия (производство

продукции);

пятый признак (возможность принимать самостоятельные решения

Относительно привлечения ресурсов, производства и реализации

Продукции).

Таким образом, традиционный взгляд на предприятие состоит

В том, что оно рассматривается как неделимый экономический

Субъект, роль которого в экономике определяется главным образом

следующими двумя функциями:

а) производством продукции (товаров, услуг, работ) для реализации

другим хозяйственным субъектам (гражданам, организациям);

б) привлечением в качестве ресурсов для производства продукции

Таких факторов, как предметы труда и средства труда, капитал,

Информация, труд, причем в составе последнего особо выделялись

Люди, обладающие предпринимательской способностью к

Организации производства.

Однако, определяя предприятие как институт, мы видели, что

Его функции и особенности значительно шире. Рассматриваются

Ли они в современной теории предприятия? Среди известных на

Сегодняшний день подходов к теоретическому описанию предприятия

можно выделить следующие пять основных вариантов «теории

Предприятия (фирмы)», которые мы кратко излагаем ниже.

Каждая из этих теорий описывает предприятие, концентрируя

Внимание на одном или нескольких аспектах деятельности: производстве,

Принятии решений, факторах поведения и др. При этом

С теоретической точки зрения обобщенное описание предприятия

представляется в виде трех компонент:

«концепции предприятия» — описания предприятия в виде системы,

т.е. множества взаимосвязанных элементов или функций;

«портрета предприятия» — описания более или менее постоянных

характеристик (квазиинвариантов) предприятия;

«поведения предприятия» — описания особенностей функционирования

Предприятия в деловой и административной среде, а

В некоторых случаях — также и факторов и критериев принятия

Стратегических решений, касающихся функционирования предприятия.

Наиболее полно разработаны следующие пять вариантов теоретической

Модели предприятия: неоклассическая, институциональная,

Эволюционная, предпринимательская и «агентская» теория

Фирмы (называемая также концепцией «начальник — подчиненный

» или «хозяин — агент»).

Неоклассическая модель предприятия. Концептуально фирма

рассматривается как целостный объект, осуществляющий преобразование

Исходных материальных, трудовых и финансовых ресурсов

В продукцию с помощью набора некоторых технологий, а также

Привлечение этих ресурсов в производство. Иными словами, системное

Описание предприятия здесь — это «черный ящик», входами

Для которого являются ресурсы производства, а выходами —

Его результаты в виде продукции.

«Портрет» предприятия представляется в виде производственной

Функции, выражающей зависимость результатов производства

От используемых ресурсов, обусловленную технологическими и

Организационно-экономическими факторами. При этом считается,

Что формирование состава и выбор объемов факторов находятся в

Компетенции руководства и могут быть осуществлены в широких

Пределах на достаточно прозрачном с информационной точки зрения

Рынке факторов.

«Поведение» предприятия сводится к выбору объемов и структуры

Привлекаемых ресурсов, а также цен на производимую продукцию

Таким образом, чтобы прибыль предприятия (или иной

Показатель его деятельности) была максимальной. Считается, что

Если предприятие не стремится к максимизации прибыли, то оно

Рано или поздно потерпит поражение в конкурентной борьбе и

Будет исключено из числа агентов рынка в ходе естественного отбора,

Реализуемого механизмом рыночной конкуренции.

В соответствии с таким пониманием роли и функций предприятия

Исследования предприятий как субъектов рыночной экономики

В 50-70-х годах концентрировались в двух основных направлениях.

Первое — это изучение производственных функций предприятий,

Т.е. технологических свойств и параметров фирм, а также

Наиболее рациональных пропорций замещения труда, капитала,

Средств и предметов производства. Второе — анализ организации

Различных рынков, их структур и влияния последних на конкурентное

Поведение фирмы.

Неоклассическое представление о предприятии является по сей

День базовым, принятым в большинстве стран мира, именно на

Нем построены учебные курсы «экономике». Вместе с тем за последнее

Время базовая неоклассическая модель претерпела целый

Ряд модификаций, направленных на включение в анализ явлений

Неценовой конкуренции, воздействия географического положения

Фирмы на цены продуктов и ресурсов, а сезонных колебаний производства

— на занятость, учета проблем оптимизации и управления

Запасами и т.д. Известен и целый спектр конкурирующих, дополняющих

и сменяющих в разных обстоятельства друг друга вариантов

Целевой функции фирмы: кроме максимизации прибыли —

Максимизация продаж, валового дохода, дохода на одного работающего,

Дохода акционеров, различные аппроксимации функции

Полезности, стратегические цели и т.д. Все эти модификации были

Естественными реакциями на регулярно встречавшиеся исследователям

Несоответствия между выводами неоклассической теории и

Практикой деятельности фирм.

В инсппуциональиой концепции предприятия «концепция» предприятия

Опирается на его представление в виде совокупности индивидуальных

И групповых участников производства — работников,

Управляющих, собственников различного рода активов, а также

Множества («пучка») явных и неявных контрактов — договоренностей

Между участниками производства, определяющих их взаимоотношения,

Традиций и правил, обусловливающих рамки и

Особенности их поведения. При этом подходе особое значение придается

Различию между двумя видами производственно-экономических

отношений (в частности, видами обменов): между работниками

Или подразделениями одного предприятия и между экономическими

Субъектами, не принадлежащими к одному

Предприятию. Иными словами, многостадийное производство продукции

В рамках одного предприятия противопоставляется свободной

Купле-продаже на рынке факторов, соответственно механизм

Внутрифирменного административного управления — механизму

Межфирменных рыночных взаимодействий.

«Портрет» предприятия представляется в виде «пучка контрактов

», отражающих взаимосвязи между участниками деятельности

Предприятия.

«Поведение» предприятия характеризуется способами формирования,

Заключения и исполнения контрактов с другими субъектами

И со своими работниками, а также способами организации

Внутреннего административного механизма.

В эволюционной теории фирма рассматривается как один из

Объектов в среде подобных объектов, которую можно уподобить

Биологической популяции. Поведение предприятия в первую очередь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.026 с.)