Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридических лиц и корпораций и разделения их прав на вещные и

Поиск

Обязательственные, благодаря чему объединения лиЦ публичного

характера обрели правовое существование в качестве самостоятельных

Субъектов действия, в том числе экономического. Аристотель к

Тому же дал первое объяснение таким явлениям, как цена и обмен.

Вспомним его знаменитую теорию справедливой цены и дихотомию

Ценности для пользования и ценности для обмена.

Римское право и платоновско-аристотелевская традиция социальной

Мысли стали той основой, на которой развилась система

Западноевропейского канонического права, в котором получили

Вполне операциональную правовую трактовку такие важнейшие

Экономические явления, как цена, процент, владение и собственность,

Частная и публичная выгода.

Европейская социальная и экономическая мысль придерживалась

Примата общественного над индивидуальным вплоть до конца

Эпохи меркантилизма, т.е. до начала XVIII в., хотя бунт индивидуализма

В ней начался значительно раньше и был связан с событиями

Реформации и особенно Английской революции XVII в.

Первым ярким событием этого бунта стал выход в свет знаменитого

трактата Т. Гоббса «Левиафан» [6]. В нем автор уподоблял современное

Ему государство библейскому чудовищу Лефиафану —

Всемогущему и беспощадному, жестоко карающему ослушников.

Государство обязано быть таким, чтобы удерживать людей от взаимного

Пожирания друг друга, «ибо человек человеку волк», и без

Вездесущей сдерживающей и карающей руки государства люди под

Влиянием пороков и страстей, буйства воль и желаний неминуемо

Впали бы в состояние «войны всех против всех», и социальный

Мир прекратил бы свое существование.

До Гоббса государство в обличий абсолютной монархии воспринималось

Как олицетворение высшей воли и разума, а пороки

Правителей хотя и расценивались как нарушение установлений

Божественной власти или впадение в греховные соблазны,

Но не меняли ее природы. Не случайно составной частью титула

Многих европейских монархов было определение «христианнейший

». Государству как инструменту монаршей власти, имеющей

Божественную природу, не требовалось оправдывать свое существование

Необходимостью противодействия дурным наклонностям

Своих подданых.

В России выдающимся теоретиком такого государства проявил

Себя Иван Грозный в переписке с князем Курбским, хотя его государственная

Практика могла бы послужить яркой иллюстрацией

тезиса Т. Гоббса (7]. Сам же Т. Гоббс, положив в основание государства

Эмпирическую базу в виде пусть даже надуманных свойств,

Но все же реально существующих людей, стал основоположником

Индивидуалистической традиции в социальной мысли. Без «Левиафана

» трудно представить себе появление школы «естественного

Права» и трудов Дж. Локка, наследие которых продолжает до сих

Пор доминировать в европейском менталитете.

Для нас основной интерес во всем этом представляет то обстоятельство,

Что, несмотря на концептуальную противоположность

Этих двух подходов к природе государства, они едины в

Оценке его необходимости для руководства жизнедеятельностью

Людей как членов общества. Можно даже сказать, что людей делает

Членами общества, т.е. добропорядочными гражданами их

Принадлежность государству. Поэтому в рамках этого этапа социальной

Мысли и общественной практики активное присутствие

Государства во всех человеческих делах и, конечно, в экономических,

Это — вопрос не желательности и даже не необходимости,

А имманентности и вездесущности. Без преувеличения можно

Утверждать, что становление экономической мысли, т.е. ее

выделение в самостоятельную область науки, происходило на основе

Безоговорочного признания за государством роли условия,

Среды и регулятора экономической деятельности. Отнюдь не случайным

Является то обстоятельство, что нарождающаяся экономическая

Наука была сначала окрещена «политической арифметикой

» (У. Петти, А. Монкретьен), а затем и на долгое время «политической

Экономикой».

Во всех развитых странах правительства либо по закону, либо

По преобладающему в обществе мнению несут ответственность

За состояние дел в экономике. Поэтому проведение экономической

Политики является одной из первейших обязанностей правительства.

Задачи экономической политики определяются необходимостью:

Поддерживать и улучшать экономическое состояние народного

Хозяйства в целом и уровень деловой активности, т.е. готовность

Вкладывать деньги и ресурсы в расширение производства и

Повышение потребления и регулировать наличие или доступность

денежных средств и ресурсов;

Поддерживать уровень занятости, установленный либо законом

(например, законы о полной занятости в США, Англии, ФРГ

И ряде других стран), либо признаваемый по преобладающему в

Обществе мнению в странах с демократической формой государственного

Устройства.

Правительства несут ответственность за относительное выравнивание

Регионов своих стран по уровню экономического развития.

Это выражается в необходимости проведения региональной экономической

Политики, которая, помимо чисто экономических задач,

Имеет целью смягчение противоречий, в том числе политических,

Между регионами.

В целом практика развитых стран знает следующие формы участия

государства в функционировании народного хозяйства:

Общественные работы с целью поддержания занятости и покупательной

Способности фупп и слоев населения, пострадавших от

Длительного спада экономической активности.

Поддержание или стимулирование уровня агрегированного

Спроса мерами фискальной и кредитно-денежной политики (налоговые

Льготы, стимулирующие процентные ставки).

Поддержание или стимулирование уровня занятости и экономического

Роста (налоги, процентные ставки, экспортные субсидии,

государственная поддержка крупномасштабных, лидерских проектов).

Государственные заказы оборонного и научно-технического

Характера, а также по проектам обеспечения технологического лидерства.

Государственные закупки и ведение системы государственных

Резервов продукции сельского хозяйства и стратегических материалов.

Установление гарантированных квот сельскохозяйственного

Производства.

Участие в финансировании развития инфраструктуры (общегосударственные

И местные транспортные системы, системы связи).

Контроль за деятельностью рыночных структур (товарных и

Фондовых бирж), исполнение арбитражных функций в области трудовых

Отношений, торгово-коммерческой практики и энергетики.

Участие в информационном обслуживании народного хозяйства

(система государственной статистики и стандартов хозяйственной

и финансовой отчетности, аудита).

Государственные предприятия в областях, которые не удовлетворяют

Стандартам частной рентабельности, но считаются

Важными с точки зрения государственного престижа и долгосрочных

Перспектив.

Объявленные приоритеты экономической политики как важный

Элемент формирования предпринимательского и инвестиционного

Климата.

Кредитно-денежная и антиинфляционная политика, включая

Политику учетной ставки центрального банка для регулирования

Объема денежной массы и потоков финансовых расходов соответственно

Текущему уровню инфляции.

Все эти формы призваны целенаправленно координировать деятельность

Участников народнохозяйственной системы с тем, чтобы

Достижение частной выгоды способствовало реализации

Общенациональных приоритетов и интересов.

Поставщики ______________и потребители

Публичный характер деятельности фирм заставляет по-новому

Увидеть их взаимодействия с поставщиками и потребителями. От

Традиционного для микроэкономики рассмотрения в терминах отношений

«продавец — покупатель» целесообразно перейти к их

Рассмотрению в качестве структурных элементов производственно-

Распределительных систем, в которых все участники последовательно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.27 (0.008 с.)