Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Все понимают, что подавляющее большинство людей занятоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Повседневной трудовой, производственной, торговой деятельностью. Однако сама эта деятельность не заслуживает отдельного изучения, поскольку объясняется следованием требованиям общего Блага. Чтобы понять, что же происходит в социальном мире, и почему И как люди участвуют в экономической жизни, важно открыть Источник принципов общего блага, т.е. открыть, понять и Исследовать систему «естественного права». В полном соответствии с теорией «естественного права» общее Благо в эпоху становления национальных государств в Западной Европе приобрело преимущественно политическую трактовку и Нашло выражение в системе меркантилизма. В этой системе экономике Отводилась, как известно, очень важная, но тем не менее служебная роль. Для признания самостоятельного существования Экономики и ее проблем потребовался не только ряд антиабсолютистских И антифеодальных революций, но, самое главное, выдвижение на первый план фактора технического прогресса. Таким Фактором стал промышленный переворот, начавшийся в середине XVIII в. в Англии. Хотя термины «экономисты» и «политическая экономия» были Введены в научную терминологию французами-физиократами, слава Основателя экономической науки досталась А. Смиту, главным Образом потому, что ему удалось показать, что отстаиваемая им «система естественной свободы», которую стали отождествлять с Государственным невмешательством, опирается на деятельность Отдельных производителей, ремесленников, сберегателей, торговцев, Капиталистов, преследующих в ней свою выгоду, и на отождествлении Разделения труда как фактора технического прогресса С развитием рынков. Обнаружив двигатель развития экономики в самой экономике, А. Смит сделал решающий шаг к пониманию экономики как самостоятельной И самодовлеющей сферы общества, которая действует По своим законам и обладает своими организующими элементами, Главными из которых являются рынки. В дальнейшем эта сфера стала Пониматься как доминирующая в обществе, а с появлением доктрины «экономического человека» и при расширительном толковании Проходной фразы Смита о «невидимой руке», направляющей Действия индивида, «система естественной свободы» перестала нуждаться В апелляции к этике, политике и праву. Экономика в теории И на практике быстро шла к состоянию полной автономности От остальных сфер общества. И на этом пути очень быстро натолкнулась На жестокий кризис перепроизводства, который постиг английскую Промышленность и мировую торговлю в 20-х годах XIX в. Затем со зловещей регулярностью эти кризисы, прежде не встречавшиеся В человеческой истории, стали повторяться, и наблюдение Этих событий привело к понятию экономического цикла и к Первым сомнениям в способности экономики к саморегулированию. Массовые разорения предприятий и безработица среди рабочих стали Питательной почвой, на которой выросли как радикальные революционные движения, так и требования зашиты капитала и труда Со стороны разных сил в обществе. Трудовое законодательство и создание Системы центрального банка с противоположных сторон создавали Защитные бастионы, прикрывавшие общество от опустошительных Последствий экономического «саморегулирования». Со временем постепенно вызревало понимание того, что экономические Успехи не могут служить заменой социальных потерь и что Никакими будущими экономическими достижениями нельзя возместить Разрушение человеческих жизней и растраты национального Богатства из-за невмешательства в экономическую жизнь. В экономической Истории 70-80-е годы XIX в. отмечены как возврат к государственному Протекционизму в экономической практике и как апофеоз Безудержного либерализма в экономической теории. На практике Почти во всех странах вводились ограничения на движение Капиталов и товаров, а в теории доказывалась пагубность государственного Вмешательства для достижения экономического равновесия, Т.е. оптимума. Проявился явный разрыв между экономическими И социальными ценностями. И это обстоятельство в дальнейшем сыграло Важную роль в системном понимании общества и места в нем Экономической сферы. По крайней мере, у достаточно большого числа Ученых укрепилось понимание того, что общество не может быть Сведено к экономике, как оно не может быть сведено к политике Или только к культуре, религии или демографии. Общество возникает Там, где имеются условия для проявления большинством населения Социальных, культурных, политических и коммуникативных Качеств, без которых невозможно определить человека как феномен Существующего мира, что многообразие человеческого опыта возможно Лишь как компромисс всех сторон его существования, что Экономические ценности конструктивны и благодетельны лишь в фаницах, налагаемых требованиями реализации культурных, религиозных, Политических и т.п. ценностей. Неэкономические ценности Нуждаются при своем осуществлении в поддержке со стороны экономических Ценностей, так же как и последние нуждаются в поддержке со стороны неэ1^ономических ценностей. Поучителен опыт послевоенного восстановления Германии, Японии, Италии и отчасти Китая. Все они потерпели сокрушительное Поражение, пережили развал тоталитарных режимов, вынесли Тяготы длительной иностранной оккупации и потерю значительной Доли государственного суверенитета. Всем им пришлось Начинать на развалинах рухнувших экономических систем. Но уже Менее чем через 20 лет они вернули себе выдающееся положение Б мировой экономике и в мировом сообществе в целом. Причем, Хотя ни одна из этих стран не копировала опыт других, для них Для всех характерна одна общая особенность. Она состоит в том, Что все эти страны максимальным образом использовали свои культурно- Исторические и психологические ресурсы. Невозможно при всем желании свести программы послевоенного Восстановления этих стран к количествам использованных ресурсов И другим чисто хозяйственным факторам. Напротив, мы ясно Можем видеть, как сознательное обращение к таким культурно- Историческим факторам, как национальный характер, осознание общей причастности к судьбам своих стран, уровень образования И общей культуры определяли именно такое использование достаточно Скудных хозяйственных ресурсов, которое давало наиболее Значимые общественные результаты. Именно эти факторы сказались на том, что послевоенные экономические преобразования В этих странах не приняли форму возврата к временам преобладания Мелкого бизнеса, как следовало из рецептов неоклассических Экономистов-теоретиков, а пошли по пути сохранения, подъема И развития крупной промышленности. И это несмотря на проводимую Оккупационными властями политику ликвидации крупных Промышленных объединений, бывших хозяйственной основой тоталитаризма В этих странах. Осознание взаимозависимости разных сторон общественного Бытия ведет к современному пониманию системной природы об- Щества, в том числе его структурно-функциональной дифференциации И к подчеркиванию примата целого над суммой его частей. С этой точки зрения выделение части целого в качестве объекта Наблюдения и субъекта действия оправдано лишь в форме подсистемы Целого, идет ли речь о политической, экономической, культурной Или какой-либо другой сферах. Поэтому определение наилучшего Или оптимального функционирования или развития с системной Точки зрения — это не столько проблема максимизации Некоторого функционала, сколько проблема взаимного соблюдения ограничений, налагаемых на одни ценности, например, экономические, Другими — социальными, политическими, культурными И т.п. Когда общество сталкивается с экономическими трудностями, То, как правило, оказывается, что решить эти проблемы — будь То спад производства, неконкурентоспособность продукции и рост
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.013 с.) |