Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институты создаются только людьми, в частности, путем соглашений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Но анализ любого соглашения обязательно подводит нас К тому, что оно, во-первых, заключается по каким-то уже существующим Правилам, во-вторых, участники соглашения не с неба Свалились. Их поведение несет отпечаток обязательств и прав, вытекающих Из других, ранее уже заключенных соглашений или из Норм, возникших каким-то иным способом. Если мы действительно Абстрагируемся от всего этого в анализе происхождения данного Института, нашим выводам абсолютно не на что опереться. Принцип единства гласит, что не существует «материи социальной жизни» с самостоятельно складывающимися в ней «отношениями », которые можно было бы представить отдельно от норм Права и других институтов. Институты и регулируемую ими совместную Деятельность людей мы вправе трактовать соответственно как Регулирующую форму и регулируемую материю социальной жизни, Но нельзя говорить о том, что форма и материя находятся между Собой в причинно-следственной связи. Социальные отношения Не распадаются на две отдельные «сущности», одна из которых первична, Другая — производна, одна объективна, а другая выступает Как нечто вторичное, субъективное, отраженное как тень, неизменно Следующая за своим хозяином. Иных отношений, кроме Тех, которые возникают в практике применения рефлексивных Норм, не существует, корректная мысль о них невозможна. Таким образом, принцип единства, во-первых, отвергает претензии Экономической науки на какой-то особый предмет, лишенный Правовой оформленности, а, следовательно, институционального Своеобразия. Будто право и другие рефлексивные нормы — это кожа, которую можно удалить, по примеру анатомов, чтобы обнажилось «внутреннее устройство» тела. Не возбраняется абстрагировать понятие «хозяйство вообще» [6] с его всеобщими момен- Тами, но при возвращении на почву реальности обнаруживается, Что эти моменты «даны» не сами по себе, а для правоотнощений, И только вместе с ними имеют то или иное значение, ради уяснения Которого и существует экономическая наука. Во-вторых, принцип единства противостоит принципу экономического Материализма, который обычно связывают с учением Маркса о базисе и надстройке (хотя круг приверженцев этого Шире, да и взгляды самого Маркса на этот счет чересчур вольно И примитивно трактовались его последователями и оппонентами). Принцип историзма утверждает, что социальная система как комплекс Социальных отношений представляет собой конкретную исторически Развивающуюся целостность. Применительно к экономической Науке это значит, во-первых, что явления экономической Жизни невозможно объяснить иначе, как явления определенной культуры [12], не принимая во внимание сложившиеся Социально-культурные институты, т.е. образ и стиль мышления, Особенности мироощущения, привычки и традиции, стереотип Суждений о том, что «справедливо» и «несправедливо». Когда говорят о необходимости комплексного междисциплинарного исследования Экономических процессов и явлений, сотрудничества Экономистов с юристами, культурологами, социопсихологами, Имеют в виду именно этот аспект принципа историзма. Распространению такого взгляда на методологию социальной Науки активно способствовала так называемая историческая школа Экономики и права, поднявшаяся в Германии в 1825—1875 гг. Ее основу составили труды таких авторов, как Рошер, Гильде- брандт, Книс [6]. Наверное, ошибочно вслед за немецкой исторической школой Искать источник возникновения и устойчивости правовых и социально- Культурных институтов в некоем неизвестно откуда являющемся И независимо веющем «духе» народа или культуры, объединяющей Группу народов. Такое понимание принципа историзма Было свойственно так называемой исторической школе экономики И права. Но, во-первых, верно то, что совокупность норм и Правил, регулирующих социальную жизнь конкретного народа, Проникнута единым духом, что дух живет в них (выступая как совместно Разделяемые ценности и глубоко укорененный стиль мировосприятия), Что в этом смысле институты представляют собой Не механическое, а органическое единство. Это во-первых. Во-вторых, принцип историзма отказывается признавать существование Абсолютных экономических и так называемых «социологических » законов, которые, подобно законам природы, действуют Во все времена. История экономической мысли, особенно На ее «классическом» этапе, знает немало попыток открытий такого Рода (закон народонаселения Мальтуса, закон повышающейся Ренты Рикардо и т.п.). Даже закон спроса и предложения инсти- Туционализм отвергает, если трактовать его как всеобщий закон Для любой исторической формы социального хозяйства, где имеет Место обмен товаров на деньги. В-третьих, принцип историзма указывает на особый характер Необходимости, действующей в социальной жизни, поскольку она Складывается не случайно и хаотически, а закономерно и упоря- Доченно. Речь идет именно об исторической, а не о природной необходимости. Историческая необходимость имеет дело с открытыми Возможностями, из которых должен быть сделан выбор. Какой Именно выбор был сделан, по какому пути пошли исторические События, решают конкретные обстоятельства времени и места, все Факторы, которые потом, когда социальное событие уже состоялось, Будут названы его причинами и приобретут статус «необходимых » событий. Это справедливо как для крупномасштабных событий В жизни народов, так и для мелких эпизодов и индивидуальных Судеб отдельных людей. Историческое прошлое стирает Следы возможностей, которые открыты историческому настоящему. Природа не знает такого различия между прошлым и настоящим. Она знает детерминированность, как в механике, знает спонтанность, Как в квантовой физике или в биологических мутациях, Но она не знает возможности как объекта выбора. Поэтому принцип историзма отрицает фатальную предопределенность Социальных явлений и процессов. В частности, он отвергает Любую теорию о предопределенном общем пути исторического развития, Который якобы с железной необходимостью уготован народам Земли. Этим фешили не только марксисты, но и многие его Оппоненты, выдвигая экономику западного типа в качестве неизбежного «пункта схождения» траекторий развития стран мира. Институты как особый экономический ресурс Мы вкратце рассмотрели те аспекты и события экономической Истории, в которых институциональный подход проявляется достаточно ярко, основные понятия и принципы институциональной Методологии. Теперь обратимся к более конкретным понятиям институциональной Экономики. Экономический процесс можно рассматривать как единство двух Взаимосвязанных сторон, или аспектов, один из которых можно назвать ресурсно-технологическим, а второй — институциональным [3]. С ресурсно-технологической стороны экономика выступает как Система способов соединения ресурсов для производства благ и Услуг. Институциональный аспект экономики — это механизм социального Упорядочивания экономических действий. Ясно, что при таком определении институциональный аспект Экономики понимается существенно шире, чем так называемый хозяйственный механизм (плановый или рыночный). План и рынок Как понятия, при всех их различиях, относятся к одному классу Способов социального упорядочивания экономических действий. И Тот, и другой основывается на принципе рационирования, т.е. на Целенаправленном выборе из альтернативных способов использования Ограниченных ресурсов. Не будем здесь обсуждать вопрос, Какой тип рационирования более эффективный — воплощенный В директивных указаниях правительственных органов, в приказе Начальника или в рыночной сделке независимых лиц. Важно отметить, Что есть и другой класс способов социального упорядочивания Действий, основанный на так называемых ролевых отношениях. Суть ролевого механизма в том, что отношения между
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.011 с.) |