Степени двусторонний характер. В интересующем нас 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степени двусторонний характер. В интересующем нас



Контексте структуру предприятия можно представлять себе как сочетание

Двух хорошо известных из теории «треугольников». Первый

Относится преимущественно к факторам производства: «труд (работники)

— средства труда — предметы труда». Второй — к факторам

Управления: «менеджмент (управление) — собственники — коллектив

». Для нормальной работы предприятия необходимо, чтобы в

Каждом из них, так же, как и во взаимодействии между самими

Треугольниками, достигалась относительная гармония. Подобным

Образом систему функционирования государства можно представлять

И как взаимодействие факторов производства и факторов контроля

И целеполагания. Дисгармония и несбалансированность компонент

На уровне предприятия (в частности, разрыв между интересами

руководителя предприятия, акционеров и работников)

Провоцирует обособление целей исполнительной и законодательной

Ветвей власти от интересов населения. С одной стороны, директор

Предприятия копирует поведение вышестоящего начальника (в

Большинстве случаев в условиях автономизации предприятий, ликвидации

Отраслевого управления «вышестоящим органом» является

Уже сразу макроэкономическое руководство), с другой — власть, часто

Персонально представленная бывшими руководителями предприятий,

Сама привносит «наверх» традиции авторитарного управления

Предприятиями. Соответственно и степень консолидации трудовых

Коллективов, готовности к горизонтальной координации и/или вертикальному

Контролю на предприятиях в конечном счете (иногда —

Через одно —два вступающих в трудовую жизнь поколения) распространяется

На отношения общества и власти. Можно полагать (и

Это подтверждается результатами обследований), что механизмы принятия

Решений на предприятиях («рутины») в значительной мере

Аналогичны механизмам принятия решений на макроуровне.

В качестве примера можно привести такую характеристику процесса

Принятия решений, как коллегиальность. Ее отсутствие на

Макроэкономическом уровне сопровождается отсутствием и на

Уровне предприятий. Глубоко аналогичны и интефирующие (объединяющие

В пространстве и во времени трудовые, материальные

И информационные ресурсы и процессы) функции предприятия

И государства. Социально-экономический генотип предприятия оказывается

Родственным социально-экономическому генотипу общества

и государства [9].

Вопрос о том, может ли предприятие, будучи по своему главному

Назначению чисто производственным институтом, порождать

Новые социальные нормы, способствующие преодолению полярной

Ментальности, тесно связан с вопросом об идентичности предприятия

— наличии у предприятия индивидуальных особенностей,

Сохраняющихся на протяжении всего жизненного цикла.

Такие базисные особенности, которые не меняются существенно

При относительно незначительных изменениях состава активов

Предприятия, коллектива работников, администрации предприятия,

Структуры распределения собственности, можно объединить,

Пользуясь систейой взглядов, применяющейся для изучения живых

Существ, понятием «душа» предприятия. Под «душой» предприятия

Можно понимать внутреннее единое неповторимое духовное начало,

Придающее активность и целенаправленность деятельности предприятия,

Обеспечивающее его стремление к гармоничному функционированию

И развитию. Проявлениями «души» предприятия

Является внутренний климат, атмосфера, особенности взаимодействия

С заказчиками и партнерами, реакции на внешние факторы,

То, что объединяется термином «корпоративная культура».

Практически каждый сотрудник того или иного предприятия,

Проработавший на нем значительное время, ощущает и несет на

Себе некоторый специфический отпечаток — частичку «души» предприятия.

Это выражается в особом видении и восприятии внутри-

И внефирменной реальности, особой системе ценностей и т.п. Как

Показывают исследования, долгосрочный успех нового руководителя

Предприятия, приходящего в сложившуюся организацию, зависит

Не столько от того, в какой мере ему удастся построить отношения

С собственниками, менеджментом или работниками,

Сколько от того, в какой степени удается осознать и принять особенности

«души» данного предприятия. Можно говорить о своеобразном

Резонансе «души» предприятия и души руководителя, а также

Душ работников и других участников производства. По наличию

Или отсутствию такого резонанса можно делать прогнозы

Относительно эффективности работы предприятия под руководством

Данного индивидуума. Здесь следует заметить, что разрушение

Внутренних связей между предприятием и руководителем,

вхождение экономики в стадию «экономики физических лиц» [5] —

Процесс, тесно связанный с разрушением «души» предприятия.

Предприятие же без «души» представляет собой простую сумму составляющих,

Не дающую возможность извлекать синергические

Эффекты из соединения всех видов внутренних и рыночных ресурсов

Предприятия. Утеря «души» многими предприятиями — одна из

Важных причин плачевного финансово-экономического состояния

Предприятий в России.

По сути идентичность предприятия как юридического лица опирается

На признание существования «души» предприятия.

Введение в оборот понятия «души» предприятия позволяет поставить

Вопрос и о такой характеристике поведения предприятия,

Как нравственность бизнеса. Признание одушевленности предприятий

Выводит этические характеристики предприятий из чисто

Функциональной, переменчивой сферы в морфологическую, более

Устойчивую. Через душевный резонанс предприятия в целом и

Его.участников распространяются и нравственные характеристики

Их поведения.

Понятие «души» предприятия тесно связано с понятием его

Целостности. Наличие и хорошее состояние «души» предприятия

Возможно только при условии его целостности. Если «душа» предприятия

Разрушается, под угрозой находится и его целостность.

С другой стороны, длительное сохранение функциональной целостности

Предприятия способствует формированию относительно

Однородного по взглядам и характеризуюшегося взаимопониманием

Членов кадрового ядра предприятия, системы внутренних

Рутин, фирменной культуры и, в конечном счете, «души» предприятия.

В свою очередь, целостность предприятия создает предпосылки

Для его конкурентоспособности, устойчивости функционирования

При неблагоприятных изменениях во внешней хозяйственной

Среде.

Необходимым условием целостности предприятия является сбалансированность

Основных внутренних процессов и структур на

Предприятии, в том числе сбалансированность процессов маркетинга,

Производства и воспроизводства, а также сбалансированность

Функционально-управленческой конфигурации предприятия —

Структуры распределения интересов, полномочий и ответственности

Во взаимоотношениях между основными действующими лицами

(участниками) производства: собственниками, работниками, менеджментом,

генеральным директором [12]. Первый вид сбалансированности

Можно условно рассматривать как функциональную

Сбалансированность, второй — как преимущественно управленческую.

Отметим, что именно нарушение обоих видов сбалансированности

Стало отправной точкой кризиса российских предприятий

Последнего десятилетия.

Цепочка прямых связей между обсуждаемыми понятиями выглядит

так: «одушевленность» -» целостность -* сбалансированность.

Слева направо возрастает наблюдаемость понятий: если сбалансированность

Предприятия может быть проверена путем анализа 'статистических

Данных, целостность — установлена с помощью структурно-

Функционального анализа, то наличие и степень «одушевленности

» могут быть выявлены только непосредственно, путем

Неформального анализа текущей ситуации и истории развития

Предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.024 с.)