Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Nelson R., Winter S. An Evolutionary Theory of Economic Change.

Поиск

Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1982.

Wolf Ch. Markets or Goverments. Choosing between Imperfect

Alternatives. Cambridge (Mass.): The MIT Press, 1988.

СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В главе показано, что эффективное управление производством в условиях

Глубокого кризиса экономики можно организовать только тогда, когда

Сами способы изучения и управления кризисной экономикой станут многофункциональными.

Системные исследования создают реальную основу разработки

Новых концепций, управленческих решений, ориентированных на преодоление

Возникших кризисных явлений в условиях экономической реформы.

Особое значение придается целостным экономическим системам (ЦЭС) —

Таким организационным формам управления, которые имеют способность

Саморазвития, самовоспроизводства за счет собственных финансовых и других

Производственных ресурсов.

В главе показана объективная потребность экономики в постоянном снижении

Общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного

эффекта. Такая постановка вопроса на передний план экономической науки

Выдвигает идею перманентного научно-технического развития производства,

Роста его эффективности. Следовательно, разработка механизмов,

Рычагов, методов согласования макроэкономических и микроэкономических интересов

Становится важнейшей задачей экономической науки.

Системные исследования подчеркивают возросшую роль методов государственного

Управления в условиях переходной экономики. Такая постановка

Вопроса придает государственной собственности новую качественную

Определенность, которая в условиях экономической реформы становится

Важнейшим фактором целостности системы управления народным

Хозяйством.

Целостность и управление экономикой

Экономический кризис народного хозяйства постоянно углубляется.

Существует вероятность и большая опасность перерастания

Этого кризиса в экономическую катастрофу со всеми вытекающими

Отсюда последствиями.

Специфика текущего периода экономической реформы заключается

В том, что кризис не может быть преодолен на основе традиционных

Подходов. Нужны новые методологические рещения,

Которые вбирают в себя накопленный опыт как капиталистического,

Так и социалистического хозяйствования, но качественно

отличаются от него своим системным содержанием.

Такое всестороннее изучение экономической системы обусловлено

Рядом факторов — в первую очередь системным харак-

Тером кризиса в народном хозяйстве. Действенное антикризисное

Управление в народном хозяйстве можно организовать только

Тогда, когда сами способы изучения и управления кризисной

Экономикой станут многофункциональными. Во всяком случае,,

Методика изучения кризисной экономики должна иметь атрибуты

Необходимого и достаточного многообразия. Это означает,

Что успешно справиться с разнообразием объекта управления

Может только управляющая система, которая сама владеет достаточным

Разнообразием — методами познания и воздействия на

Объект управления.

Многие проблемы, которые имеют для управления народным

Хозяйством важнейшее значение с учетом системных свойств экономики,

Решаются и без привлечения идеологической атрибутики.

Например, в экономической литературе давно ведется спор о

Том, насколько целесообразно совместить функционирование рыночной

Экономики с государственным регулированием. В начале

90-х годов значительная часть экономистов поделилась на два лагеря:

«рыночников» и «государственников». В острой дискуссии между

ними превалировало идеологическое содержание. Это не могло

Не отразиться на результатах дискуссии — проблема до сих пор не

Имеет однозначного, позитивного решения.

Изучение системного свойства иерархичности экономики дает

Ответ на поставленный вопрос. Рынок является включенной системой

В целостной (включающей) системе государственного управления.

Следовательно, без учета интересов включающей системы

Ее подсистемы не могут работать эффективно по определению.

Без соблюдения субординации экономических интересов включенная

Система может нанести значительный вред системе, органической

Частью которой сама является. Такой вывод непосредственно

Вытекает из теорем Курта Геделя, известного австрийского философа

И математика, который сформулировал «теорему века», согласно

Которой нельзя обосновать непротиворечивость включенных

Систем, если не апеллировать к системе более высокого порядка.

Нарушение требований субординации, соподчиненности

Экономических интересов может привести к разрушению не только

Материнской, но и включенной системы.

Мы приводим этот пример потому, что до сих пор изучению

Системных свойств экономики не уделяется должного внимания.

Ниже будет лишь в первом приближении показано, какой

Огромный потенциал заложен в изучении системных свойств

Экономики для формирования институциональной экономики в

Нашей стране.

В первую очередь, речь идет о необходимости согласования интересов

Макроэкономики и микроэкономики, между которыми

Сейчас наблюдаются острые противоречия, о согласованности целого

И его частей, народного хозяйства и хозяйствующих субъек-

Тов. Скорость движения целостной системы во многом зависит от

Синхронности экономических интересов ее подсистемы с системой

Управления более высокого порядка. Естественно, что решающее

Значение в развитии системы управления экономикой имеет

Основной ее элемент — человек, его нацеленность на рост производительности

Труда, на снижение общественно необходимых

Затрат в расчете на единицу полезного эффекта. Такой вывод будет

Понятен, если целостную систему управления народным хозяйством

Рассмотреть как организацию, которая имеет способность

Координировать деятельность людей для достижения общей

цели [13].

Таким образом, наличие общей цели экономической системы

Народного хозяйства является интегративным качеством, которое

Цементирует всю его экономическую структуру.

Формулировка такой общей цели в условиях переходного периода

От административно-командной к рыночной системе — дело

Сложное и методологически до сих пор неразработанное. В первом

Приближении она может быть сформулирована таким образом: общей

Экономической целью на уровне макроэкономики является

Удовлетворение общественно необходимого уровня платежеспособного

Спроса всех слоев населения при систематическом снижении

Общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного

Эффекта.

Очевидно, что цели, отражающие макроэкономические интересы,

Идентифицируются с национальными интересами и не могут

Совпадать с интересами хозяйствующих субъектов на уровне

Микроэконо1(1ики, основная цель которых выражается максимизацией

Текущей прибыли. Разрешение указанного противоречия невозможно

Без использования системного свойсува экономики —

Институциональности. Это проявляется в формировании правил

Поведения субъектов экономических отношений по нахождению

Наиболее эффективных путей решения возникших противоречий.

Такая постановка проблемы подразумевает наличие четко сформулированных

Задач на уровне национальной экономики, для решения

Которых нужно задействовать институциональные правила

И механизмы.

Кроме того, эта задача должна иметь адекватное методологическое

Обеспечение, экономическую платформу, на основе которых

Может быть построена теоретическая модель согласования макроэкономических

И микроэкономических интересов. Содержание

Модели должно отражать основную направленность институциональных

Правил и механизмов их реализации. Искомая модель качественно

Может быть сформулирована следующим образом: все,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.008 с.)