Порядке разъяснения судебных и иных актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядке разъяснения судебных и иных актов



Разъяснение судебных и иных актов осуществляется теми органа­ми и должностными лицами, которые их вынесли, выдали. Следует иметь в виду, что в отношении актов несудебных органов вопрос о возможности и порядке их разъяснения прямо не разрешен в соответ­ствующем законодательстве (например, в КоАП относительно поста­новлений органов и должностных лиц в производстве по администра­тивным правонарушениям, в основах законодательства о нотариате относительно исполнительных надписей нотариусов, в КЗ0Т относи­тельно удостоверений комиссий по трудовым спорам, в законода­тельстве о прокуратуре и СК относительно постановлений прокуро­ра о выселении в административном порядке и т.д.). Однако посколь­ку такое право указанным несудебным органам и лицам предоставлено ст. 17 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то они вправе разъяснить соответствующий акт также при условии неиз­менности его содержания по существу.

Возникает вопрос и о возможности разъяснения нотариально удо­стоверенных соглашений об уплате алиментов. В данном случае нота­риус не является органом, выдавшим исполнительный документ. Нотариус удостоверяет такое соглашение как гражданско-правовую сделку сторон, действуя в рамках нотариального производства в со­ответствии с правилами Основ законодательства о нотариате и СК, обеспечивая правомерность выражения воли сторон и законность их действий. Поэтому в случае возникновения неясности в исполнитель­ном производстве относительно положений нотариально удостове­ренного соглашения об уплате алиментов нотариус не вправе разъяс­нять его. Такое разъяснение по смыслу закона вправе сделать только сами стороны такого соглашения путем внесения в него изменений и дополнений, которые в силу ст. 101 СК также подлежат нотариально­му удостоверению.

Порядок разъяснения судебного либо иного акта определен по­мимо ст. 17 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и в специальном законодательстве, регламентирующем выдачу соот­ветствующих актов, в частности в процессуальном законодательстве­ в ст. 206, 354 ГПК, ст. 139 АПК и др.

Общие правила разъяснения согласно п. 2 ст. 17 Федерального за­кона «Об исполнительном производстве» заключаются в следующем. Суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, рас­сматривает заявление судебного пристава-исполнителя в 10-дневныйсрок со дня его поступления и при необходимости дает разъяснение принятого им судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также документа, кото­рый в силу закона является исполнительным документом, не меняя их содержания.

В отдельных федеральных законах и иных правовых актах содер­жится более подробный правовой регламент. Так, вопрос о разъясне­нии судебных актов судов общей юрисдикции разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для рассмот­рения вопроса о разъяснении решения. На определение суда по воп­росу о разъяснении решения может быть подана частная жалоба или принесен протест. Такой же регламент установлен и применительно к разъяснению судебных актов арбитражных судов (ст. 139 АПК). Соот­ветствующий вопрос разрешается в судебном заседании, заканчива­ется вынесением определения, которое может быть обжаловано.

Порядок разъяснений решений третейских судов определен в ст. 22 Временного положения о третейском суде для разрешения экономи­ческих споров. В течение 10 дней после получения решения третейс­кого суда любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд дать разъяснение решения или его части. Тре­тейский суд в течение 10 дней после получения просьбы стороны вправе дать разъяснение, не изменяя при этом существа решения. При удовлетворении заявления выносится определение, которое является частью решения.

Порядок разъяснения решения международного коммерческого ар­битража определен в ст. 33 Закона РФ «О международном коммерчес­ком арбитраже». Здесь речь идет о толковании арбитражного реше­ния, что, по существу, и является его разъяснением. В течение 30 дней по получении арбитражного решения, если сторонами несогласован иной срок, при наличии соответствующей договореннос­ти между сторонами, любая из сторон, уведомив об этом другую сто­рону, может просить третейский суд дать толкование какого-либо кон­кретного пункта или части решения. Третейский суд, если сочтет просьбу оправданной, должен в течение 30 дней по ее получении ввести соответствующие исправления или дать толкование. Такое тол­кование становится составной частью арбитражного решения. При этом третейский суд в случае необходимости может продлить срок, в тече­ние которого он вправе дать толкование арбитражного решения.

Порядок разъяснения актов иных органов прямо не определен в законодательстве, в связи, с чем такое разъяснение, очевидно, нужно осуществлять по правилам процедур, установленным для деятельнос­ти соответствующих органов и должностных лиц.

Период времени, в течение которого возможно разъяснение су­дебного либо иного акта, в ст. 17 Федерального закона «Об исполни­тельном производстве» прямо не определен. Здесь следует исходить из правил, установленных в ст. 206 ГПК о том, что разъяснение реше­ния суда общей юрисдикции допускается, если оно еще не приведе­но в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть принудительно исполнено. По аналогии такой порядок вполне применим и к разъяснению актов других органов и лиц, за исключе­нием решений третейских судов, относительно разъяснения, решения которых определен 10-дневный срок

 

Отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов

Других органов, изменение способа и порядка их исполнения

Общие положения

Согласно ст. 18 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве» при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный доку­мент, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения.

Указанная статья содержит предельно общий регламент, устанав­ливающий порядок отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, изменения способа и порядка их исполнения. Основания для совершения указанных юридических действий носят сугубо оценоч­ный характер, поскольку в законодательстве невозможно дать исчер­пывающий перечень оснований, обусловливающих необходимость для совершения указанных действий. Вместе с тем в отдельных случаях законодательство содержит примерные ориентиры для совершения указанных действий, например, согласно ст. 207 ГПК такие действия совершаются исходя, в том числе из имущественного положения сторон.

Стороны вправе обратиться с заявлением по смыслу комменти­руемой статьи как непосредственно в суд или другой орган, выдав­ший исполнительный документ, так и к судебному приставу-испол­нителю, который в свою очередь обратится в соответствующий суд или другой орган. По смыслу закона с заявлением, например, о рас­срочке исполнения вправе обратиться как должник, так и взыскатель. Кроме того, ст. 207 ГПК предоставляет право на обращение с заявлением об отсрочке и рассрочке исполнения решения суда общей юрис­дикции, изменении способа и порядка его исполнения не только сто­ронам, но и всем лицам, участвующим в деле.

Решение об отсрочке и рассрочке исполнения, изменении спосо­ба и порядка исполнения всегда принимается судом или иным орга­ном, который выдал исполнительный документ. В этом заключается отличие указанных действий от отложения исполнительных действий, которое может быть осуществлено и по постановлению судебного пристава - исполнителя.

 

Отсрочка исполнения

Отсрочка исполнения заключается в принятии решения сооттвет­ствующим органом о начале исполнительных действий с иной даты, не соответствующей общим условиям совершения исполнительных действий по данному виду исполнительных документов. Например, отсрочка исполнения может быть произведена до окончания срока депозитного договора денежных средств должника, когда с целью увеличения суммы взыскания имеет смысл подождать получения дол­жником полной суммы.

В ряде случаев законодательство содержит основания для приме­нения данного исполнительного действия. Так, согласно п. 3 ст. 60 Федерального закона «Об исполнительном производстве», получив уведомление Федерального управления по делам о несостоятельнос­ти (банкротстве) об осуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банк­ротстве) должника (организации), судебный пристав-исполнитель об­ращается в соответствии с процессуальным законодательством рос­сийской Федерации с заявлением об отсрочке исполнения исполнительного документа до возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

 

Рассрочка исполнения

Рассрочка исполнения заключается в предоставлении должнику возможности исполнить требования исполнительного документа, на­пример о выплате денежных средств, не единовременно, а в течение определенного периода времени, что может быть обусловлено графи­ком поступления денежных средств на счета должника, графиком изготовления соответствующей продукции в условиях конвейерного или иного цикличного по характеру производства.

При этом как в ст. 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве», так и в нормах процессуального законодательства не содержится каких-либо предельных сроков, на которые возможна отсрочка или рассрочка исполнения. Очевидно, что суд или иной орган, разрешающий данный вопрос, должны исходить из начал целесооб­разности и необходимости защиты, прежде всего интересов взыскате­ля, права которого подтверждены судебным либо иным актом. Кроме того, полагаем, что за период отсрочки или рассрочки исполнения возможно взыскание с должника, например, предусмотренной ст. 395 ГК платы за пользование чужими денежными средствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.007 с.)