Оценка арестованного имущества специалистом-оценщиком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка арестованного имущества специалистом-оценщиком



Во-первых, это случаи, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве», т. е. когда взыскатель или долж­ник возражают против произведенной судебным приставом-испол­нителем оценки и когда судебный пристав-исполнитель затрудняется в определении рыночной цены арестовываемого имущества.

Во-вторых, это случаи, предусмотренные иными федеральными законами и нормативными актами. К примеру, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Фе­дерации» проведение оценки является обязательным в случае вовле­чения в сделку (в том числе и по принудительной реализации) объек­тов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

В-третьих, в соответствии с приказом Министерства юстиции Рос­сийской Федерации от 27 октября 1998 г. № 153 «Об обязательном на­значении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на кото­рые обращается взыскание». Согласно данному нормативному акту при аресте ценных бумаг для определения их стоимости судебный при­став-исполнитель в обязательном порядке назначает специалиста.

В-четвертых, это случаи, когда в силу специфики свойств аресто­вываемого имущества судебный пристав-исполнитель не сможет определить его стоимости. К такому имуществу относятся драгоцен­ные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоцен­ных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий и т. п.

Субъектами оценки, согласно положениям ст. 41 и 52 Федерально­го закона «Об исполнительном производстве», могут выступать су­дебный пристав-исполнитель и специалист-оценщик. Об участии судебного пристава-исполнителя в оценочном процессе было сказа­но Выше.

Следует более подробно остановиться на статусе специалиста, чье участие в исполнительном производстве регулируется ст. 41 Федераль­ного закона «Об исполнительном производстве». Данная норма предъявляет к специалисту-оценщику единственное требование – он должен обладать необходимыми познаниями и не должен быть род­ственником сторон, их представителей или быть заинтересованным в определенном исходе исполнительного производства. ­

Поскольку правовые основы регулирования оценочной деятель­ности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, регулиру­ются в настоящее время Федеральным законом «Об оценочной дея­тельности в Российской Федерацию», при оценке арестованного иму­щества необходимо привлечение не просто специалиста, а специали­ста-оценщика, т. е. субъекта оценочной деятельности, под которым, согласно ст. 4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерацию», понимаются юридические лица и физичес­кие лица, при условии, что они зарегистрированы в качестве инди­видуального предпринимателя, деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики).

Оценщик при производстве оценки вправе:

  • применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
  • требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объек­та оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
  • получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
  • запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц инфор­мацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или ком­мерческой тайной;
  • в случае если отказ в предоставлении указанной информации су­щественным образом влияет на достоверность оценки объекта оцен­ки, оценщик указывает это в отчете;
  • привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в про ведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
  • отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил со­ответствующие договору условия работы.

Среди обязанностей оценщика закон называет следующие:

· соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Фе­дерации», а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъек­тов Российской Федерации;

· сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

· обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

· предоставлять заказчику информацию о требованиях законодатель­ства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или Не­коммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссы­лается оценщик в своем отчете;

· предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оце­ночной деятельности;

· не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от за­казчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции;

· хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

· в случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным го­сударственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.

Более детально отношения судебного пристава-исполнителя и оценщика должны быть урегулированы в договоре, заключаемом между органом юстиции субъекта Российской Федерации и оценщиком.

Согласно ст. 24 Федерального закона «Об оценочной деятельнос­ти в Российской Федерацию» оценочная деятельность подлежит обя­зательному лицензированию. Порядок лицензирования оценочной дея­тельности утверждается Правительством Российской Федерации. Од­нако до настоящего времени такого порядка нет. Поэтому в качестве оценочных в настоящее время выступают организации, в штате кото­рых состоят работники, имеющие документ об образовании, подтвер­ждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, либо индивидуальные частные предприниматели, име­ющие подобный документ. Основанием для их участия в исполни­тельном производстве будет, во-первых, договор с органом юстиции субъекта Российской Федерации, во-вторых, постановление судеб­ного пристава-исполнителя о назначении специалиста. Договоры с оценочными организациями должны носить временный характер и приостанавливать свое действие с момента официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации, кото­рым будет назначено (создано) министерство (ведомство), являю­щееся уполномоченным органом по оценочной деятельности в Рос­сийской Федерации, а также будет определен порядок лицензирова­ния оценочной деятельности.

Следует обратить внимание на тот факт, что согласно ст. 20 Феде­рального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федера­ции» стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оце­ночной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правитель­ством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. До настоящего времени таких стандартов нет. До принятия и утверждения Правительством Российской Федерации стандартов оценки оценщик при производстве оценочных исследо­ваний обязан руководствоваться Стандартами оценочной деятельнос­ти, утвержденными постановлением Госстандарта Российской Федера­ции от 18 августа 1998 г. № 327 «Единая система оценки имущества. Основные положения» ГОСТ Р 51195.0.01-98, постановлением Гос­стандарта Российской Федерации от 18 августа 1998г. № 328 «Единая си­стема оценки имущества. Термины и определения» ГОСТ Р 51195.0.02-98, а также «Международными стандартами оценки» Международного ко­митета по стандартам оценки имущества (The International Assets Valuation Standards Committee).

Привлечение к оценке арестованного имущества специалиста ­оценщика инициируется судебным приставом-исполнителем путем вынесения постановления о назначении специалиста. Данное поста­новление должно соответствовать всем требованиям ст. 88 Федераль­ного закона «Об исполнительном производстве», а кроме этого со­держать вопросы и задачи, которые ставятся на разрешение специа­листа-оценщика.

Результат работы оценщика оформляется в виде письменного до­кумента - отчета (заключения), который согласно cт. 11 Федерально­го закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» дол­жен отвечать следующим требованиям. Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обя­зательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оцен­ки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны:

1) дата составления и порядковый номер отчета;

2) основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

3) юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

4) точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

5) стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимо­сти объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при про­ведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

б) последовательность определения стоимости объекта оценки и ее ито­говая величина, а также ограничения и пределы применения полу­ченного результата;

7) дата определения стоимости объекта оценки;

8) перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мне­нию оценщика, существенно важными для полноты отражения приме­ненного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки зако­нодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

Оплата услуг оценщика осуществляется на условиях, оговоренных в договоре между оценщиком и органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, определенном ст. 82-84 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Может возникнуть вопрос, за чей счет возмещать расходы в случае, когда оценщик был привлечен по инициативе судебного пристава ­исполнителя, для которого определение стоимости имущества яви­лось затруднительным. На наш взгляд, в данном случае расходы сле­дует относить за счет должника, поскольку обращение взыскания на имущество, а, следовательно, арест и оценка имущества явились след­ствием виновного поведения должника в виде неуплаты им долга в добровольном порядке. Федеральный закон «Об исполнительном про­изводстве», призванный служить еще и превентивным целям, под­чинен простому, но справедливому принципу - неисправный долж­ник должен быть наказан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.014 с.)