Понятие и виды исполнительных документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды исполнительных документов



Исполнительные документы - это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-испол­нителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.

Перечень исполнительных документов дан в п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнительными доку­ментами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

принимаемых ими судебных актов;

решений Международного коммерческого арбитража и иных тре­тейских судов;

решений иностранных судов и арбитражей;

решений межгосударственных органов по защите прав и свобод че­ловека;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на осно­вании ее решений;

5) оформленные в установленном порядке требования органов, осу­ществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения тре­бований взыскателя, если законодательством Российской Федера­ции не установлен иной порядок исполнения указанных исполни­тельных документов;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рас­сматривать дела об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федераль­ным законом.

Содержание ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном про­изводстве» значительно отличается от ст. 339 ГПК. Во-первых, ее со­держание приведено в соответствие с новым материальным и про­цессуальным законодательством (например, по действующему арбит­ражному процессуальному законодательству на основании вступившего в законную силу акта арбитражного суда выдается исполнительный лист, а не приказ, что и нашло отражение в законе).

Во-вторых, в перечень исполнительных документов включены новые, ранее не указанные в нем документы и исключены те, кото­рые по действующему законодательству таковыми уже не являются (например, по новому закону в перечень исполнительных докумен­тов входят постановления судебного пристава-исполнителя, нотари­ально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, решения же исполнительных комитетов городских, поселковых и сельских Сове­тов народных депутатов - исключены).

В-третьих, в отличие от ст. 339 ГПК указанный в ст. 7 Федераль­ного закона «Об исполнительном производстве» перечень исполни­тельных документов не является закрытым. И это правильно, поскольку в настоящее время, когда законодательство быстро обновляется, не­возможно дать исчерпывающий перечень исполнительных докумен­тов, да и в этом нет никакой необходимости. В частности, в перечне не указана в качестве исполнительного документа исполнительная надпись нотариуса, однако это вовсе не означает, что она таковым не является. Согласно ст. 93 Основ законодательства о нотариате взыска­ние по исполнительной надписи нотариуса производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Рос­сийской Федерации для исполнения судебных решений.

В силу ст. 54 Федерального конституционного закона «О Консти­туционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Рос­сийской Федерации может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям пред­седательствующего, штрафу в размере до десяти минимальных разме­ров оплаты труда.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации о наложении штрафа не указано в ст. 7 Федерального закона «Об ис­полнительном производстве» в качестве исполнительного документа, но подлежит принудительному исполнению на общих основаниях, если лицо, подвергнутое штрафу, не исполнит его добровольно.

Исполнительные листы

Исполнительный лист - это содержащий властное предписание о совершении (несовершении) определенного действия исполнительный документ, выдаваемый в предусмотренном законом порядке судьями су­дов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании судебных ак­тов и актов иных органов и подлежащий принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае добровольного неисполне­ния его должником.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном про­изводстве» суды выдают исполнительные листы на основании следую­щих актов:

1. На основании решений и определений об утверждении мировых оглашений судов первой инстанции, а также определений кассаци­онной инстанции, постановлений надзорной инстанции судов общей юрисдикции, когда они изменяют решение суда первой инстанции или выносят новые решения; решении арбитражных судов первой инстанции, определений этих судов об утверждении мирового согла­шения, об обеспечении иска; постановлений апелляционной, кассационной, надзорной инстанций арбитражных судов, когда ими изме­няется решение суда первой инстанции или выносится новое реше­ние; приговоров судов общей юрисдикции в части имущественных взысканий.

2. На основании решений международного коммерческого арбит­ража исполнительные листы выдаются судом общей юрисдикции в соответствии со ст. 35 и 36 Закона «О международном коммерческом арбитраже».

Согласно этим статьям арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение с учетом изложенных в них положений.

3. На основании решения третейского суда исполнительные лис­ты выдаются арбитражным судом в соответствии со ст. 25 Временного положения по рассмотрению экономических споров третейским судом, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федера­ции 24 июня 1992 г. № 3115 (в редакции от 16 ноября 1997 г.). Соглас­но этой статье в случае неисполнения ответчиком решения в уста­новленный срок исполнительный лист выдается арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, края, области, города, арбитражным судом автономной области, автономного округа, на территории которых находится третейский суд.

Заявление о выдаче исполнительного листа подается стороной, в пользу которой вынесено решение:

  • в арбитражный суд, указанный в ч. 1 ст. 25 Временного положения;
  • в постоянно действующий третейский суд, в котором хранится дело.

Заявление может быть подано в течение месяца со дня окончания срока исполнения решения третейского суда.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неиспол­нение решения третейского суда, и доказательства уплаты государ­ственной пошлины.

Постоянно действующий третейский суд в пятидневный срок с Момента получения заявления направляет его в арбитражный суд, правомочный выдать исполнительный лист.

Заявления, поданные с нарушением установленного срока либо без приложения необходимых документов, возвращаются арбитраж­ным судом без рассмотрения. При наличии уважительных причин про­

пуска срока на подачу заявления о выдаче исполнительного листа по ходатайству стороны срок может быть восстановлен арбитражным судом.

Заявление рассматривается единолично судьей в месячный срок со дня его получения арбитражным судом. По результатам рассмотре­ния заявления выносится определение о выдаче исполнительного ли­ста либо об отказе в выдаче исполнительного листа.

Арбитражный суд вправе отказать в выдаче исполнительного лис­та в случаях:

  • если соглашение сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто;
  • если состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в третей­ском суде;
  • если сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства в тре­тейском суде или по другим причинам не могла представить свои объяснения;
  • если спор возник из административных и иных, за исключением гражданских, правоотношений и не подлежал рассмотрению в тре­тейском суде.

На определение арбитражного суда может быть подана жалоба в порядке, предусмотренном АПК.

Если при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного ли­ста будет установлено, что решение не соответствует законодатель­ству либо принято по неисследованным материалам, арбитражный суд возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, при­нявший решение.

При невозможности рассмотрения дела в том же третейском суде исковое требование может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсудностью.

4. Выдача исполнительных листов на основании решений иност­ранных судов и арбитражей имеет свою специфику и осуществляется в соответствии с международными договорами, соглашениями, кон­венциями.

Так, например, все страны СНГ подписали Конвенцию от 22 ян­варя 1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданс­ким, семейным и уголовным делам».

Согласно этому документу каждая из Договаривающихся Сторон на условиях, предусмотренных Конвенцией, признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договарива­ющихся Сторон:

а) решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам исполнительные документы и требования, предъявляемые к ним Глава 7 § 1 (2) и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее ­решений);

б) решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.

Вынесенные учреждениями юстиции каждой из Договаривающихся сторон и вступившие в законную силу решения, не требующие по своему характеру исполнения, признаются на территориях других Договаривающихся Сторон без специального производства при усло­вии, если:

а) учреждения юстиции запрашиваемой Договаривающейся Стороны не вынесли ранее по этому делу решения, вступившего в законную силу;

б) дело согласно данной Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на тер­ритории которой решение должно быть признано, не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции этой Договари­вающейся Стороны.

Положения Конвенции относятся и к решениям по опеке и попе­чительству, а также к решениям о расторжении брака, вынесенным учреждениями, компетентными согласно законодательству Догова­ривающейся Стороны, на территории которой вынесено решение.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где ре­шение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, кото­рый вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести по нему решение.

К ходатайству прилагаются:

а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, и подлежит исполне­нию, или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;

б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надле­жащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процес­суальной недееспособности была надлежащим образом представлена;

в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на мо­мент его пересылки;

г) документ, подтверждающий соглашение сторон, по делам договор­ной подсудности.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения реше­ния и приложенные к нему документы снабжаются заверенным пере­водом на язык запрашиваемой Договаривающейся Стороны или на русский язык (ст. 51-53).

Статьей 54 названной Конвенции определен порядок признания и принудительного исполнения решений.

Ходатайства о признании и разрешении принудительного испол­нения решений, предусмотренных в ст. 51 Конвенции, рассматрива­ются судами Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

Суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные настоящей Конвенцией, соблю­дены. В случае если условия соблюдены, суд выносит решение о при­нудительном исполнении.

Порядок принудительного исполнения определяется по законо­дательству Договаривающейся Стороны, на территории которой дол­жно быть осуществлено принудительное исполнение.

Отказ в признании и исполнении решений может иметь место только по основаниям, изложенным в ст. 55 Конвенции.

В силу этой статьи в признании предусмотренных ст. 52 Конвен­ции решений и в выдаче разрешения на принудительное исполнение может быть отказано в случаях, если:

а) в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой вынесено решение, оно не вступило в за­конную силу, и не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;

б) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд;

в) по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории Договаривающейся Стороны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено всту­пившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства, либо если учреждением этой Договарива­ющейся Стороны было ранее возбуждено производство по данному делу;

г) согласно положениям данной Конвенции, а в случаях, не предус­мотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Сто­роны, на территории которой решение должно быть признано и ис­полнено, дело относится к исключительной компетенции ее учреж­дения;

д) отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;

е) истек срок давности принудительного исполнения, предусмотрен­ный законодательством Договаривающейся Стороны, суд которой исполняет поручения.

Помимо приведенной выше Конвенции порядок признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей регламентируется действующим на территории Российской Федерации Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. № 9131-ХI «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и ар­битражей», в котором устанавливается, что решения иностранных судов признаются и исполняются в СССР; - если это предусмотрено международным договором СССР. Решения иностранных судов, ко­торые не подлежат принудительному исполнению, признаются в СССР, если это предусмотрено международным договором СССР или советским законодательством. Под решениями иностранных судов в названном Указе понимаются решения по гражданским делам, при­говоры по уголовным делам в части возмещения ущерба, причинен­ного преступлением, а также, если это предусмотрено международ­ным договором СССР, акты иных органов иностранных государств.

Вопрос о разрешении принудительного исполнения решения ино­странного суда рассматривается по ходатайству взыскателя Верхов­ным судом союзной республики (в республиках, не имеющих облас­тного деления), Верховным судом автономной республики, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства (нахождения) должника, а если должник не имеет места жительства (нахождения) в СССР либо место жительства (нахождения) должника неизвестно - по месту нахождения его имущества.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения реше­ния иностранного суда должно содержать:

1) наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатай­ство подается представителем, указание их постоянного или вре­менного места жительства, а если взыскателем является юридичес­кое лицо - его места нахождения;

2) наименование должника и указание его постоянного или временно­ го места жительства, а если должником является юридическое лицо ­его места нахождения;

3) просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения; в том случае, если решение уже ранее исполнялось, - в какой части или с какого времени требуется исполнение решения.

К ходатайству прилагаются документы, предусмотренные между­народным договором, а если это не предусмотрено договором - сле­дующие документы:

· засвидетельствованная копия решения иностранного суда, о разре­шении принудительного исполнения которого возбуждено ходатайство;

· официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;

· документ, из которого следует, что сторона, против которой выне­сено решение и которая не приняла участия в процессе, была свое­временно и в надлежащей форме извещена о рассмотрении дела;

· заверенный перевод указанных документов на русский язык.

Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного испол­нения решения иностранного суда производится в открытом судеб­ном заседании с извещением должника о времени и месте рассмот­рения ходатайства.

Неявка без уважительной причины должника, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению ходатайства. Если должник обратился в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения ходатайства и эта просьба признана судом уважительной, суд переносит время рас­смотрения и извещает должника о новом времени рассмотрения хо­датайства. Выслушав объяснения должника и рассмотрев представ­ленные документы, суд выносит определение о разрешении прину­дительного исполнения решения иностранного суда или об отказе в этом.

Отказ в разрешении принудительного исполнения решения иност­ранного суда допускается в случаях, когда:

1) решение по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу;

2) сторона, против которой вынесено решение, была лишена возмож­ности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о рассмот­рении дела;.

3) рассмотрение дела относится к исключительной компетенции со­ветского суда или иного органа;

4) имеется вступившее в законную силу решение советского суда, вы­несенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве советского суда имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностран­ном суде;

5) истек срок давности предъявления решения к принудительному ис­полнению, предусмотренный СТ. 63 Основ гражданского судопроиз­водства Союза ССР и союзных республик (в настоящее время ­ст. 437 ГПК);

6) исполнение решения противоречило бы суверенитету СССР, или угрожало бы безопасности СССР, либо противоречило бы основ­ным принципам советского законодательства.

Копии определения, упомянутого в ст. 5 названного Указа, на­правляются судом взыскателю или его представителю и должнику в трехдневный срок со дня вынесения определения.

Определение, упомянутое в ст. 5 Указа, может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и сроки, предусмотренные законодатель­ством Союза ССР и соответствующей союзной республики.

На основании решения иностранного суда и вступившего в за­конную силу судебного определения о разрешении принудительного исполнения этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в народный суд по месту исполнения судебного реше­ния. Правила п. 8 Указа Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. не соответствуют действующему законодательству. В настоящее время исполнительный лист должен направляться в соответствующее под­разделение службы судебных приставов, а не в суд.

5. Согласно ч. 3 СТ. 46 Конституции Российской Федерации каж­дый вправе в соответствии с международными договорами Российс­кой Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу­дарственные средства правовой защиты.

Решение такого межгосударственного органа согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является основанием для выдачи судом исполнительного листа, который под­лежит принудительному исполнению.

Судебный приказ

Судебный приказ как исполнительный документ введен в дей­ствие с 1996 г. Судебный приказ представляет собой постановление су­дьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный при­каз выносится по форме, установленной СТ. 125ГПК.

Судебный приказ имеет силу исполнительного документа. Взыс­кание по нему производится по истечении десятидневного срока после выдачи приказа и в порядке, установленном для исполнения судеб­ных решений.

Судебный приказ выдается судьей единолично:

1) если требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

2) если требование основано на письменной сделке;

3) если требование основано на протесте векселя в неплатеже, неак­цепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;

4) если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершенно­летних детей, не связанное с установлением отцовства;

5) если заявлено требование о взыскании с граждан недоимки по на­логам и государственному обязательному страхованию;

6) если заявлено требование о взыскании начисленной, но не выпла­ченной работнику заработной платы (ст. 1251, 1252 ГПК).

Судебный приказ выдается судом в порядке, предусмотренном ст. 1258 ГПК. Согласно этой статье судья выдает судебный приказ без судебного разбирательства, вызова должника и взыскателя и заслу­шивания их объяснений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.037 с.)