Финансирование расходов по совершению исполнительных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансирование расходов по совершению исполнительных действий



Расходы по совершению исполнительных действий оплачиваются за счет средств:

• внебюджетного фонда развития исполнительного производства, яв­ляющегося основным источником их финансирования;

• сторон и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, практически — взыскателя, который может авансировать частично или полностью предстоящие расходы по совершению исполнитель­ных действий (ст. 83). Право взыскателя полностью или частично аван­сировать расходы по совершению исполнительных действий ничем не ограничено. Им могут воспользоваться взыскатели алиментов, возмещения вреда, причиненного здоровью или смертью кормиль­ца, а также взыскатели по исполнительному документу об отобра­нии ребенка и авансировать в числе прочих расходов расходы по розыску должника, несмотря на то что в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в назван­ных случаях розыск должника, его имущества или розыск ребенка является обязательным и будет производиться по инициативе судеб­ного пристава-исполнителя или по заявлению взыскателя вне зависимости от того, авансирован или нет этот вид расходов по со­вершению исполнительных действий (в последнем случае — на сред­ства из внебюджетного фонда развития исполнительного производ­ства).

При объявлении судебным приставом-исполнителем розыска дол­жника или его имущества по ходатайству взыскателя в случае, когда розыск не является обязательным, взыскатель должен полностью аван­сировать предстоящие расходы (п. 2 ст. 28).

Получение судебным приставом-исполнителем денежных средств на расходы по исполнению из внебюджетного фонда развития испол­нительного производства может производиться путем их авансирова­ния по заявлению судебного пристава-исполнителя, завизированно­му или утвержденному старшим судебным приставом, с перечисле­нием на депозитный счет подразделения судебных приставов.

При авансировании исполнительных действий взыскателем су­дебный пристав-исполнитель определяет в зависимости от требова­ний исполнительного документа возможную сумму предстоящих рас­ходов по исполнению и предлагает взыскателю полностью или час­тично внести эту сумму (в случае розыска, предусмотренного п. 2 ст. 28, — полностью) на текущий счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов.

Основанием для зачисления аванса на расходы по совершению исполнительных действий может являться постановление судебного пристава-исполнителя.

С депозитного счета в пределах сумм, авансированных взыскате­лем или запрошенных судебным приставом-исполнителем из вне­бюджетного фонда развития исполнительного производства и посту­пивших на этот счет, постановлением судебного пристава-исполните­ля производится оплата физическим лицам или организациям работы, выполненной ими при исполнении исполнительного документа.

Это постановление является в то же время отчетным документом за аванс на расходы по исполнению и основанием для взыскания расходов по совершению исполнительных действий с должника.

Возможны иные варианты оформления авансирования и расхо­дования средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства на совершение исполнительских действий и последую­щего возмещения фонду этих средств с соблюдением требований ст. 82—84 Федерального закона «Об исполнительном производстве». С учетом местных условий основанные на законе правила по этому вопросу вводятся в действие соответствующими актами главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

 

 

Взыскание расходов по совершению исполнительных действий

Расходы по совершению исполнительных действий взыскивают­ся, за редкими исключениями, с должника и вносятся на депозит­ный счет подразделения с последующим возмещением внебюджет­ному фонду развития исполнительного производства, органу или лицу, понесшему или авансировавшему такие расходы.

По общему правилу все действия, связанные с расходами по ис­полнению (определение их размера, их взыскание, возмещение и воз­врат), производятся судебным приставом-исполнителем (п. 1 ст. 84).

Лишь в одном случае — при отказе или уклонении должника от возмещения расходов по его розыску или розыску его имущества, объявленному в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель не вправе принудительно взыскать их с должника: в этом случае взыска­тель должен обратиться в суд с заявлением о взыскании с должника авансированных взыскателем расходов по его розыску (п. 6 ст. 84).

Законодатель предусмотрел исключения из общего правила возвра­та взыскателю авансового взноса и отнесения расходов по соверше­нию исполнительных действий за счет должника:

• в случаях прекращения исполнительного производства из-за безос­новательного отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника и передаваемых ему согласно исполнительному докумен­ту, возвращения исполнительного документа взыскателю, если он своими действиями (бездействием) препятствовал исполнению ис­полнительного документа, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет взыскателя и ему возвращается лишь часть авансового взноса, превысившая произведенные расходы по совершению исполнительных действий (п. 3 ст. 83);

• в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ или который сам являлся испол­нительным документом, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета (п. 2 ст. 84). Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных

действий, отнесение их на счет федерального бюджета в указанном выше случае, а также за счет взыскателя (п. 3 ст. 83), возмещение органу или лицу, которые их понесли, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного стар­шим судебным приставом. Копии постановления направляются сто­ронам в трехдневный срок.

Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок (п. 4, 5 ст. 84).

 

Лекция 14 Штрафы и иные санкции в исполнительном производстве

Штрафы в исполнительном производстве

Случаи наложения штрафов в исполнительном производстве

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предос­тавил право налагать штрафы на неисправных должников:

а) за неисполнение исполнительного документа неимущественного харак­тера, обязывающего совершить определенные действия или воздержаться от их совершения,— на должника (гражданина или организацию);

б) за невыполнение законных требований судебного пристава-испол­нителя и нарушение законодательства Российской Федерации об ис­полнительном производстве по любому исполнительному докумен­ту — на любого гражданина или должностное лицо;

в) за неисполнение исполнительного документа о взыскании денеж­ных средств с должника при их наличии на счетах должника — на банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслужи­вание счетов должника.

В первых двух случаях штраф налагается судебным приставом-ис­полнителем, в последнем — судом.

Штрафы налагаются судебными приставами-исполнителями в процессе исполнительного производства по определенной законом упрошенной процедуре. Внушительные размеры штрафов являются, на наш взгляд, весьма действенным средством по обеспечению ис­полнения исполнительных документов в установленные сроки.

Условия наложения штрафов

Условия, при которых судебный пристав-исполнитель может и дол­жен оштрафовать должника за неисполнение исполнительного доку­мента неимущественного характера (ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), следующие:

1) неисполнение должником исполнительного документа в срок, установ­ленный судебным приставом-исполнителем. Этот срок не может превы­шать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства;

2) предложение о добровольном исполнении должно быть сделано офи­циально, путем вынесения постановления, копия которого направля­ется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдав­ший исполнительный документ, не позднее следующего дня после его вынесения (ст. 9);

3) это постановление должно быть получено должником.

При немедленном исполнении исполнительного документа (п. 2 ст. 13) срок для его добровольного исполнения не устанавливается. Предлагается исполнить исполнительный документ в день получения дол­жником постановления о возбуждении исполнительного производ­ства, и это требование необходимо указать в самом постановлении;

4) отсутствие уважительных причин для неисполнения.

Уважительными причинами следует считать те же, что и при взыс­кании исполнительского сбора.

Штраф налагается на должника постановлением судебного при­става-исполнителя, в нем назначается новый срок для исполнения.

Сумма штрафа определяется судебным приставом-исполни­телем в пределах до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Она должна зависеть от тяжести последствий неисполнения ис­полнительного документа и материального положения должника.

При последующих нарушениях должником без уважительных при­чин новых сроков исполнения исполнительного документа, который может выполнить только сам должник, размер штрафа каждый раз удваивается постановлениями судебного пристава-исполнителя, в которых опять назначается новый срок исполнения.

При возможности исполнений исполнительного документа без участия должника после первого применения к нему штрафа судеб­ный пристав-исполнитель организует исполнение с взысканием с должника трехкратного размера расходов по совершению исполни­тельных действий (п. 3 ст. 73).

О своем намерении судебный пристав-исполнитель уведомляет должника в постановлении о наложении штрафа. Трехкратный размер расходов по исполнению взыскивается также его постановлением по окончании исполнения исполнительного документа. Из этой суммы погашаются или компенсируются расходы по исполнению (о судьбе оставшейся суммы (двухкратный размер расходов по исполнению смотрите ниже).

3. Штраф за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя

Статьей 87 Федерального закона «Об исполнительном производ­стве» штрафная ответственность граждан и должностных лиц установ­лена за неисполнение любого законного требования судебного при­става-исполнителя по исполнению исполнительного документа и любое нарушение законодательства Российской Федерации об испол­нительном производстве. Кроме того, штраф налагается за утрату ис­полнительного документа либо несвоевременное его отправление, пре­доставление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольне­нии с работы, о новом месте работы или месте жительства.

Законными требованиями судебного пристава-исполнителя сле­дует считать требования по возбужденному исполнительному производству, основанные на Федеральных законах «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», иных Федеральных зако­нах, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения исполнительных документов, актах Правительства Российской Феде­рации по вопросам исполнительного производства и имеющие своей целью исполнение исполнительного документа, по поводу которого возбуждено исполнительное производство.

Поскольку п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определен приоритет международного договора Российс­кой Федерации над российским законодательством об исполнитель­ном производстве, то нарушение иных правил, установленных меж­дународным договором, чем те, которые предусмотрены законода­тельством об исполнительном производстве, также является основанием для применения штрафа.

Штраф может быть наложен не только на должника, но и на любого гражданина, в том числе и должностное лицо, в обязанность которого входило выполнение требования судебного пристава-ис­полнителя или законодательства Российской Федерации об исполни­тельном производстве в связи с исполнением исполнительного доку­мента, по поводу которого было возбуждено исполнительное произ­водство.

В отличие от ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном про­изводстве», предусмотревшей ответственность по исполнительным документам неимущественного характера, по ст. 87 названного Зако­на ответственность наступает в процессе исполнения любого испол­нительного документа.

Сумма штрафа определяется судебным приставом-исполнителем в пределах до ста минимальных размеров оплаты труда. Как и в других случаях наложения штрафа (ст. 85), она должна зависеть от тяжести последствий невыполнения требований судебного пристава-исполни­теля или нарушения законодательства Российской Федерации об ис­полнительном производстве и материального положения должника.

В соответствии со ст. 88 Федерального закона «Об исполнитель­ном 'производстве» постановления судебным приставом-исполните­лем выносятся только по возбужденному исполнительному производ­ству и лишь само возбуждение исполнительного производства проис­ходит по поступившему к нему исполнительному документу (ст. 9).

В связи с этим судебный пристав-исполнитель не может применять штрафные санкции, предусмотренные ст. 87 за нарушение законода­тельства об исполнительном производстве и другие перечисленные в этой статье нарушения, обнаруженные при проверках у работодате­лей исполнения имеющихся у них на исполнении исполнительных документов о взысканиях из заработка работающих должников и ве­дения финансовой документации по исполнению указанных документов (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах»), прово­димых как в плановом порядке, так и по жалобам взыскателей, по­скольку в этих случаях исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя нет.

Очевидно, судебному приставу-исполнителю должна быть предо­ставлена возможность возбуждать исполнительное производство при так называемых проверках третьих лиц, производимых как по жало­бам взыскателей, так и по указанию своего руководства или утверж­денному им плану работы.

Внесение такого изменения в Федеральный закон «Об исполни­тельном производстве», безусловно, способствовало бы улучшению исполнения исполнительных документов, находящихся на исполне­нии в организациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.048 с.)