Понятие рыночной цены и дня исполнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие рыночной цены и дня исполнения



Согласно ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве» оценка имущества должника производится судебным при­ставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.

К сожалению, понятие «оценка имущества производится по ры­ночным ценам» остается несколько неясным, так как оценка и явля­ется деятельностью, направленной на определение этой рыночной цены. Вероятно, данной нормой законодатель хотел установить, что цена арестованного имущества устанавливается равной стоимости ана­логичного имущества в условиях открытого рынка соответствующего ре­гиона. При определении рыночной стоимости привязка к региону имеет существенное значение, так как в разных местах одна и та же вещь имеет разную стоимость.

Далее законодателем введено понятие «день исполнения», на ко­торое должен ориентироваться судебный пристав-исполнитель при оценке арестовываемого имущества. Под днем исполнения в юридичес­ком смысле следует понимать день получения взыскателем присужден­ныx ему денежных средств. Каким образом можно про извести оценку имущества, ориентируясь на этот момент, непонятно. К тому же сле­дует учесть, что исполнение может затянуться на достаточно дли­тельное время. В данном случае оценку следует производить на день ареста имущества должника, поскольку иное понимание данного по­ложения закона формально возможно и будет юридически правиль­ным, но в практическом отношении лишает норму права смысла и делает невозможным реализацию положений Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в тех случаях, когда в нормативном право­вом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оцен­ки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объек­та. Следовательно, понятие «рыночная цена», используемое Федераль­ным законом «Об исполнительном производстве», не соотносится с терминологией Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и под ним следует понимать рыночную сто­имость арестованного имущества.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки (имущества) понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях кон­куренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т. е. когда:

1) одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение (следует отметить, что при реализации арестованного имущества стороной в сделке высту­пает специализированная организация, с которой заключен соот­ветствующий договор, и эта организация реализует арестованное иму­щество не в вынужденных (чрезвычайных) условиях, а в условиях нормального гражданского оборота, точно в таких же условиях на­ходится и покупатель арестованного имущества);

2) стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действу­ют в своих интересах; объект оценки представлен на открытый ры­нок в форме публичной оферты;

3) цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

4) платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Говоря о случаях, когда оценка имущества производится по регу­лируемым ценам, законодатель имел в виду, что в случае, когда аре­сту подвергается имущество, цены на которое регулируются государ­ством, стоимость этого имущества определяется равной стоимости, установленной соответствующими актами органов государственной власти. Рассмотрим более подробно содержание понятий «рыночная цена» и «регулируемые цены».

Понятие регулируемой цены

В отличие от рыночной стоимости регулируемая цена не имеет единого нормативного регулирования и определения. Под таковой сле­дует понимать цены на товары, услуги, работы, установленные норма­тивными актами органов власти Российской Федерации и ее субъектов. В числе таких актов основными являются следующие:

  • Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с дополнением от 8 июля 1995 г.), которым определены общие начала и направления государственного регулирования цен;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен тарифов» (с изменениями от 28 декабря 1998 г.), которым утвер­ждены три основных перечня продукции (товаров, услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию, а также поря­док и органы, регулирующие эти цены.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Фе­дерации осуществляют Правительство Российской Федерации и фе­деральные органы Исполнительной власти, включает в себя

  • газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффинированными лицами Российского акционерного об­щества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильск­газпром» и «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам); газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для даль­нейшей переработки, широкая фракция легких углеводородов, газ, сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению) (абз. в редакции, введенной в действие с 14 августа 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. №865);
  • продукцию ядерно-топливного цикла;
  • электроэнергию и теплоэнергию, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
  • транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубо­проводам (абз. в редакции, введенной в действие с 14 августа 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. №865);
  • продукцию оборонного назначения;
  • алмазное сырье, драгоценные камни (в редакции, введенной в дей­ствие с 17 июля 1997 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1997 г. №773);
  • протезно-ортопедические изделия;
  • перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодо­рожном транспорте;
  • перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
  • услуги ледокольного флота;
  • аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;

· обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорга­низаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

· водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепос­тью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации (в редакции постановлений Правительства Российской Фе­дерации от 8 февраля 1996 г. №131, от 31 июля 1996 г. №915).

Перечень продукции производственно-технического назначения, то­варов народного потребления и услуг, на которые государственное ре­гулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Феде­рации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, включает в себя:

  • газ Природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
  • газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
  • электроэнергию и теплоэнергию, тарифы, на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
  • топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
  • перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транс­порта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообще­нии (кроме железнодорожного транспорта);
  • ритуальные услуги;
  • услуги систем водоснабжения и канализации;
  • торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и ряд других.

Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государствен­ное регулирование тарифов и надбавок, включает в себя:

· снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продук­цию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

· наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях об­щественного питания при общеобразовательных школах, профтех­училищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

· торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

· перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при ус­ловии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирова­ния тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Россий­ской Федерации;

· перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внут­риобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

· перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

· перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздуш­ным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

· услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорож­ного транспорта на подъездных путях.

В числе иных нормативных актов, определяющих имущество, имеющее регулируемое государством ценообразование, назовем следующие:

  • Закон Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. 41-ФЗ «О государ­ственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерацию» (с изменениями на 11 февраля 1999 г.);
  • постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. №265 «О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на ус­луги общедоступной электрической связи на федеральном и региональ­ном уровнях» (с изменениями на 28 декабря 1998 г.);
  • постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. №865 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядо­чению государственного регулирования цен (тарифов)»;
  • приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 1996 г. «Порядок определения и утверждения расчетных и отпускных цен на драгоценные металлы и драгоценные камню»;
  • письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. № 11-07-02/40 «О ценах на аффинированные драгоценные ме­таллы».

Кроме того, во исполнение ряда перечисленных нормативных актов органами федеральной исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации также принимается довольно большое количе­ство нормативных актов по вопросам регулирования ценообразо­вания.

Следует обратить внимание на нерешенность в Федеральном за­коне «Об исполнительном производстве» вопроса о том, можно ли считать регулируемыми цены, складывающиеся на рынке в силу тра­диций делового оборота или в результате их диктата предприятиями­ монополистами. Речь идет о так называемых закупочных ценах на сель­хозпродукцию и скот, дороже которых продать эти товары вряд ли возможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.008 с.)