Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды представительства в исполнительном производстве

Поиск

К числу участников исполнительного производства относятся и представители. Граждане вправе участвовать в исполнительном произ­водстве лично либо через представителя. Вместе с тем согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» име­ется ограничение возможностей использования представительства граж­дан в процессе исполнения, когда исполнительным документом на гражданина возложена обязанность (например, опровержение поро­чащих сведений), которая может быть исполнена только лично. В по­добном случае гражданин обязан лично совершить соответствующие исполнительные действия в целях реализации требований исполни­тельного документа.

Дела организаций ведут в исполнительном производстве их орга­ны, действующие в пределах полномочий, предоставленных им зако­нами и иными нормативными правовыми актами или учредительны­ми документами, либо их представители. Следует иметь в виду, что указание на руководителей организаций как представителей в п. 1 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» доста­точно условно. Руководители организаций представляют интересы своих

организаций, однако, при этом являются не представителями в том смысле, как данный термин употребляется в данной статье, а высту­пают в качестве органов юридического лица (ст. 53 ГК). Соответствен­но, у них в отличие от представителей иной порядок подтверждения своего правового статуса и полномочий в исполнительном произ­водстве.

Представительство следует отличать от представления в исполни­тельном производстве интересов организаций их органами. Согласно ст. 53 ГК юридические лица приобретают гражданские права и прини­мают на себя гражданские обязанности через свои органы, действую­щие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учреди­тельными документами. Порядок назначения или избрания органов

юридического лица определяется законом и учредительными доку­ментами. Поэтому руководители организаций, другие лица в соответ­ствии с учредительными документами представляют судебному при­ставу-исполнителю документы, удостоверяющие их служебное поло­жение или полномочия, например протокол об избрании либо приказ, о назначении на должность генерального директора.

При проверке полномочий руководителей филиалов и представи­тельств юридического лица в исполнительном производстве следует иметь в виду разъяснения, содержащиеся в п. 20 постановления Плену­ма Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерацию», где указано применительно к гражданско-правовому представительству, что соответствующие полномочия ру­ководителя филиала и представительства должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содер­жащихся в учредительных документах юридического лица, положе­нии о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обста­новки, в которой действует руководитель филиала.

Представительство в исполнительном производстве подразделя­ется на несколько видов: законное и договорное, в зависимости от фактического состава, определяющего основания его возникновения. Классификация представительства позволяет лучше понять его со­держание и порядок оформления.

Законное представительство

Законное представительство основывается непосредственно на пря­мом указании закона при наличии определенного фактического со­става. Законное представительство возникает в отношении недееспо­собных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, права и охраняемые законом интересы которых в исполнительном производ­стве защищают их законные представители - родители, усыновите­ли, опекуны или попечители, которые представляют документы, удо­стоверяющие их полномочия. Сами правила относительно порядка и условий законного представительства в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан содержатся в ГК, СК и других законодательных актах.

Признание граждан ограниченно дееспособными возможно толь­ко в судебном порядке и при условии, если они злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами. Подобные граждане ограничиваются в дееспособности при совершении сде­лок, за исключением мелких бытовых, в распоряжении заработком, пенсией, иными доходами (ст. 30, 33 ГК), и, соответственно, их интересы в исполнительном производстве представляют попечите­ли. Полагаем, что если исполнительное производство носит по со­держанию неимущественный характер, то, поскольку такие гражда­не в этой части являются полностью дееспособными, они могут без всяких ограничений выступать в качестве стороны исполнительного производства, например при исполнении исполнительного документа, об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка при совершении действий, связанных с обеспечением контакта ро­дителя и ребенка.

Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение, которых принадлежит представляе­мым с ограничениями, предусмотренными законом. Поэтому закон­ные представители должны соблюдать ограничения, установленные законом, при совершении действий в интересах представляемых лиц в исполнительном производстве. Так, согласно п. 2 ст. 37 ГК опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечитель­ства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сде­лок по отчуждению имущества, а также любых сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Поэтому в исполнительном про­изводстве законные представители не могут без согласия органов опеки и попечительства заключать мировое соглашение, а суды - утверж­дать такие соглашения, если они будут влечь указанные выше право­вые последствия.

Согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном про­изводстве» интересы признанного безвестно отсутствующим гражда­нина представляют лица, которым передано в управление имущество безвестно отсутствующего лица. Такая передача осуществляется на ос­новании решения суда лицом, которое определено органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительному правлении, заключенного между таким лицом и органом опеки и попечительства (ст. 43 ГК).

В исполнительном производстве, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном по­рядке умершим, если наследство еще никем не принято, в качестве представителя наследника выступает опекун, назначенный для охра­ны наследственного имущества и управления им. Указанные действия должны совершаться в рамках нотариального производства. Однако Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее­ Основы законодательства о нотариате) содержат более сложный пра­вовой регламент.

Согласно ст. 66 Основ законодательства о нотариате, если в составе наследства имеется имущество, требующее управления, а также в случае предъявления иска кредиторами наследодателя до принятия наследства наследниками, нотариус назначает хранителя наследствен­ного имущества. В местности, где нет государственной нотариальной конторы, соответствующий орган местного самоуправления назнача­ет в указанных случаях опекуна над наследственным имуществом. Хранитель наследственного имущества, назначенный нотариусом, по смыслу закона должен выступать в качестве законного представителя в порядке п. 3 ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве».

Хранитель, опекун и другие лица, которым передано на хранение наследственное имущество, предупреждаются об ответственности за растрату, отчуждение или сокрытие наследственного имущества и за причиненные наследникам убытки.

Согласно ст. 67 Основ законодательства о нотариате хранитель, опекун и другие лица, которым передано на хранение наследствен­ное имущество, если они не являются наследниками, вправе полу­чить от наследников вознаграждение за хранение наследственного имущества. Указанным лицам также возмещаются необходимые рас­ходы по хранению и управлению наследственным имуществом, за вычетом фактически полученной выгоды от использования этого имущества.

Охрана наследственного имущества продолжается до принятия наследства наследниками, а если оно ими не принято - до истече­ния срока для принятия наследства, установленного законодатель­ством Российской Федерации. Нотариус по месту открытия наслед­ства обязан предварительно уведомить наследников о прекращении мер к охране наследственного имущества, а если имущество по праву наследования переходит к государству - соответствующий государ­ственный орган. В таком случае происходит замена законного предста­вителя в исполнительном производстве: вместо хранителя или опеку­на в исполнительное производство вступает наследник либо государ­ственный орган.

Законные представители могут лично представлять интересы сво­их подопечных в исполнительном производстве. Вместе с тем соглас­но п. 4 ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные представители вправе поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представи­теля, например адвокату на основании договора поручения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.254.81 (0.012 с.)