Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия представителей в исполнительном производстве

Поиск

Представители в исполнительном производстве совершают дей­ствия от имени и по поручению уполномочивших их лиц. Поэтому объем полномочий представителя определяется правовым положени­ем представляемого лица - взыскателя или должника. Вместе с тем объем полномочий представителя определяется и тем, какие именно из имеющихся у доверителя ему были переданы. Стороной исполни­тельного производства (взыскателем или должником) остается дове­ритель.

Поскольку представители в исполнительном производстве совер­шают юридические действия от имени и по поручению уполномо­чивших их лиц, то соответственно объем полномочий представителя определяется и тем, какие именно из имеющихся у доверителя ему были переданы. Таким образом, объем полномочий представителя зависит от двух фактических обстоятельств от объема полномочий до­верителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил пове­ренного. Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.

Общие полномочия - это такие юридические действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени довери­теля, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами исполни­тельного производства, снятию копий с материалов дела, заявлению отводов, представлению дополнительных материалов и иные, свя­занные с возможностью участия в исполнительном производстве, перечисленные в п. 1 ст. 31 и ряде других статей Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Специальные полномочия - это такие полномочия, которые пред­ставитель вправе совершать только при указании на них в доверенно­сти. К числу специальных полномочий относятся согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предъявле­ние и отзыв исполнительного документа, передача полномочий дру­гому лицу (передоверие), обжалование действий судебного пристава ­исполнителя, получение присужденного имущества (в том числе де­нег). Полномочия представителя на совершение каждого из указанных действий должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым.

В п. 2 ст. 35 Федерального закона «Об исполнительном производ­стве» не отнесено к числу специального полномочие на заключение мирового соглашения. Однако оно является специальным по прави­лам гражданского (ст. 46 ГПК) и арбитражного (ст. 50 АПК) судопро­изводства и поэтому должно быть специально оговорено в доверен­ности на совершение процессуальных действий в гражданском и ар­битражном процессе, поскольку и в, исполнительном производствемировое соглашение подлежит утверждению СУДОМ или арбитражнымсудом.

6. Порядок оформления полномочий представителя

Порядок оформления полномочий представителей в исполнитель­ном производстве зависит от вида представительства. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об исполнительном производстве» полномо­чия представителя должны быть подтверждены доверенностью, вы­данной и оформленной в соответствии с федеральным законом. Следует иметь в виду, что данная статья сформулирована, не совсем корректно, поскольку доверенность не является единственным доку­ментом, удостоверяющим полномочия представителей.

При договорном представительстве полномочия представителя вы­ражаются в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом. Доверенность представляет собой специаль­ный документ, удостоверенный в установленном законом порядке и дающий право на совершение юридических действий в исполнитель­ном производстве. Доверенность может давать право только на совер­шение определенного действия в исполнительном производстве либо на участие во всех исполнительных производствах от имени поверен­ного либо только в одном конкретном исполнительном производстве.

Общие правила совершения доверенностей содержатся в ст. 185­, 189 ГК. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учреди­тельными документами, с приложением печати этой организации. Согласно п. 5 ст. 185 ГК доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Поэтому при получении денег или имущества в испол­нительном производстве доверенность от имени такого юридическо­го лица должна быть оформлена с учетом данного правила.

Вопрос о форме доверенности для совершения юридических дей­ствий в исполнительном производстве прямо законодательством нерешен. Согласно ст. 45 ГПК доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются в нотариальном порядке. Схожая норма есть в п. 2 ст. 49 АПК, согласно которой доверенность, выдаваемая граждани­ном, может быть удостоверена нотариально, а также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатацион­ной организацией по месту его жительства и администрацией стаци­онарного лечебного учреждения, в котором он находится на излече­нии, командованием соответствующей воинской части, если дове­ренность выдана военнослужащим. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются согласно ст. 49 АПК на­чальником соответствующего места лишения свободы. Данные прави­ла АПК также распространяются на арбитражное судопроизводство.

Говорить о представительстве граждан в исполнительном произ­водстве на основании доверенности, совершенной в простой пись­менной форме, вряд ли возможно, поскольку в таком случае суще­ственно снижаются правовые гарантии для участников исполнитель­ных отношений. Поэтому полагаем необходимым по общему правилу нотариальное удостоверение доверенностей от имени физических лиц для участия в исполнительном производстве.

В соответствии с п. 3 ст. 185 ГК к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на изле­чении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учрежде­ниях, удостоверенные начальником такого учреждения, его замес­тителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотари­альные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные коман­диром (начальником) части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удосто­веренные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные ад­министрацией этого учреждения или руководителем (его заместите­лем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Согласно п. 4 ст. 185 ГК доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, посо­бий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение коррес­понденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удос­товерена также организацией, в которой доверитель работает или учит­ся, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Полагаем, что при необходимости совер­шения исполнительных действий в указанных целях (например, по­лучение задолженности по заработной плате по исполнительному производству) родители в подтверждение своих полномочий представляют свой паспорт и свидетельство о рождении своих детей, где они записаны в качестве родителей. Усыновители подтверждают свои права такими же документами, поскольку после усыновления в них вносятся соот­ветствующие изменения. Кроме того, может быть представлен и соот­ветствующий документ об усыновлении - вступившее в законную силу решение суда (гл. 19 СК). Опекуны представляют в подтвержде­ние своих полномочий решение о назначении их опекунами и опе­кунское удостоверение, выдаваемое органами местного самоуправле­ния. Попечители представляют в подтверждение своих полномочий решение суда об ограничении дееспособности граждан по основани­ям ст. 33 ГК и решение органов опеки и попечительства о назначении их попечителями.

Органы, исполняющие требования исполнительных документов

1. Основания участия в исполнительном производстве

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании де­нежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами, орга­низациями, должностными лицами и гражданами. Указанные орга­ны, организации и лица не являются органами принудительного испол­нения, поскольку ее полномочия осуществляет только Служба судеб­ных приставов.

Правовое положение указанных органов характеризуется тем, что данные органы содействуют процессу исполнения в связи с возло­женными на них федеральными законами обязанностями. Например, Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» опреде­лены компетенция, полномочия и обязанности государственных ор­ганов записи актов гражданского состояния, а Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» оп­ределена компетенция государственных учреждений юстиции по ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следует различать правовое положение данных субъектов в зави­симости от того, содействуют ли они процессу исполнения в силу своей компетенции либо исполняют решение суда, поскольку явля­ются должником в исполнительном производстве. Так, в случае раз­решения спора между двумя гражданами о праве собственности на жилое помещение учреждение по регистрации прав выступит в каче­стве органа, который произведет регистрацию собственности на не­движимость в силу своей компетенции, т. е. на основании ст. 5 Феде­рального закона «Об исполнительном производстве». Если же судом разрешена жалоба гражданина либо организации на отказ учрежде­ния по регистрации прав зарегистрировать право собственности на недвижимость, возникшее, например, по свидетельству о праве на наследство либо договору купли-продажи, то в таком случае при удов­летворении жалобы судом учреждение по регистрации прав выступит в качестве должника в исполнительном производстве, если в граж­данском либо арбитражном процессе оно занимало правовое положе­ние ответчика либо органа, действия которого были предметом су­дебной проверки.

Различны и правовые последствия неисполнения требований ис­полнительного документа для организации, как занимающей право­вое положение на основании ст. 5 Федерального закона «Об исполни­тельном производстве», так и выступающей в качестве должника. В отношении должника могут применяться санкции, предусмотрен­ные в ст. 73, 85 Федерального закона «Об исполнительном производ­стве», а в отношении лиц, содействующих исполнительному произ­водству, - в ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве». Особые санкции предусмотрены для банков в ст. 86 Федерального закона «Об исполнительном производстве».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.011 с.)