Обязанности судебного пристава-исполнителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязанности судебного пристава-исполнителя



В соответствии со своими функциями судебный пристав-ис­полнитель наделяется следующими обязанностями.

1. Обязанность принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, оценивать их законность.

Исполнительный документ от суда (или иного органа, его выдав­шего) либо от взыскателя принимается к исполнительному про­изводству, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует тре­бованиям ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве».

В случае неясности требований, содержащихся в исполнитель­ном документе, на основании которого совершаются исполнитель­ные действия, судебный пристав-исполнитель вправе просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения.

2. Обязанность возбуждать исполнительное производство. Возбуждение исполнительного производства, как и большин­ство иных действий судебного пристава-исполнителя, оформля­ется вынесением соответствующего постановления.

При вынесении постановления о возбуждении исполнитель­ного производства судебный пристав-исполнитель обязан неза­медлительно направить запросы с целью получения необходимой •информации об имущественном положении должника.

Для совершения вышеуказанных действий на основании п. з ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и приказа Минюста России и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 22 марта 1999 г. № 54/ГБ-З-18/58 «О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей» судебный при­став-исполнитель, в производстве которого находится исполни­тельный лист, обязан направить письменный запрос в государст­венную налоговую инспекцию по району, городу, району в го­роде по месту нахождения на налоговом учете должника, об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах рас­четных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахож­дения банков и иных кредитных организаций, в которых откры­ты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установлен­ным формам отчетности. Если должник отсутствует по указанному в исполнительном документе адресу, запрашивается информация о его новом местонахождении. Ответ на запрос налоговая ин­спекция обязана представить в трехдневный срок с момента его получения.

В соответствии с указанным совместным приказом Минюста России и Министерства по налогам и сборам Российской Федера­ции судебный пристав-исполнитель направляет мотивированные запросы:

— в налоговые органы;

— органы государственной налоговой инспекции;

— органы государственной инспекции безопасности дорожного дви­жения;

— органы государственной регистрации недвижимости и сделок с ним;

— регистрационную палату;

— комитет по земле;

— реестродержателям и специализированным регистраторам;

— орган государственной регистрации организаций;

— судоходную и морскую инспекции.

1. Запрос в налоговую инспекцию должен содержать просьбу:

— сообщить сведения о наличии у должника денежных средств или иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

— сообщить сведения о наличии у должника всех открытых счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях;

— представить баланс должника на последнюю отчетную дату с приложением расшифровки активных статей баланса, в том числе дебиторской задолженности;

— сведения о фактическом местонахождении организации-долж­ника;

— дату предоставления последней бухгалтерской отчетности.

Из полученных сведений можно сделать предварительный вы­вод о том, действует ли организация-должник в настоящее вре­мя имеются ли к ней претензии со стороны бюджетов различных уровней, какова валюта баланса предприятия, размер дебитор­ской и кредиторской задолженности, фактическое местонахожде­ние должника, уровень финансовой дисциплины.

Дополнительно к этому представляется крайне необходимым запросить в налоговой инспекции также и баланс предприятия-должника за последний отчетный период. Баланс предприятия позволит судебному приставу-исполнителю выявить какими ак­тивами и средствами располагает должник:

1) по разделу 1 «Внеоборотные активы»:

— код стр. 110 — нематериальные активы за минусом аммортиза-ционных отчислений;

— код стр. 120 — основные средства, т. е. объекты, превышающие 100-кратный размер минимальной оплаты труда за минусом аммортизационных отчислений;

— код стр. 130 — капитальные вложения (будущие основные сред­ства), т. е. незавершенное строительство;

— код стр. 140 — долгосрочные финансовые вложения (на срок бо­лее 1 года), в том числе инвестиции и выданные займы;

— код стр. 150 — прочие внеоборотные активы;

2) по разделу 2 «Оборотные активы»:

— код стр. 210 — производственные запасы, в том числе сырье и запасы (код стр. 211);

— код стр. 215 — малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (стоимостью до 100-кратного минимального размера оплаты тру-

да);

— код стр. 215 — готовая продукция и товары для перепродажи;

— код стр. 218 — прочие запасы и затраты;

— код стр. 230 — дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем 12 месяцев после отчетной даты), в том числе по покупателям и заказчикам (код стр. 231);

— код стр. 232 — векселя к получению;

— код стр. 235 — прочие дебиторы (платежи, ожидающиеся в тече­ние года после отчетной даты);

— код стр. 250 — краткосрочные финансовые вложения, в том числе инвестиции и собственные акции должника, выкупленные у ак­ционеров;

— код стр. 260 — наличие средств на счетах и в кассе.

2. Запрос в органы ГИБДД.

Запрос в органы ГИБДД позволяет получить сведения о на­личии зарегистрированного за должником автотранспорта, а так­же об имеющихся ограничениях или обременениях на этот авто­транспорт (залог, арест и т.д.).

3. Запрос в органы государственной регистрации недвижимости. Указанный запрос или запросы (в зависимости от органа, реги­стрирующего соответствующие права) должны содержать просьбу:

— сообщить сведения о наличии собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) у должника объектов не­движимости;

— сообщить сведения о наличии в собственности у должника жи­лых квартир;

— сообщить сведения о наличии у должника зарегистрированных прав аренды объектов недвижимости и земельных участков;

— временно не производить регистрацию сделок, направленных на отчуждение права собственности или иных вещных прав (мена, залог, дарение, купля-продажа и т. д.).

4. Запрос в орган государственной регистрации организаций. Данный запрос должен содержать просьбу сообщить сведения:

— о регистрации или перерегистрации, а также о внесении изме­нений в учредительные документы должника;

— об учредителях должника;

— о том, является ли должник учредителем каких-либо других пред­приятий или об участии должника в других предприятиях.

5. Запрос в земельный комитет.

Данный запрос должен содержать просьбу сообщить сведения о наличии в собственности должника земельных участков, заре­гистрированных прав аренды земельных участков.

6. Запрос реестродержателям и специализированным регистра­торам — о наличии в собственности должника акций предприя­тий и учреждений.

7. Возможен запрос в судоходную и морскую инспекции о наличии в собственности должника речных, маломерных судов и других плавсредств.

Письменные запросы должны быть заверены печатью соот­ветствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнитель­ного производства, наименование должника-юридического лица и его юридический адрес.

Копии направленных запросов являются материалами испол­нительного производства и в нем хранятся.

В процессе исполнения судебный пристав-исполнитель взаи­модействует не только со сторонами исполнительного производ­ства (взыскателем и должником), их представителями, но также с прокурором, осуществляющим надзор за исполнением, и дру­гими участниками исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель имеет право вызывать граж­дан и должностных лиц по находящимся у него на исполнении исполнительным документам как в подразделение судебных привов к своему месту службы, так и к месту совершения испол­нительных действий. При уклонении вызываемого от явки судеб­ной пристав-исполнитель выносит постановление о его приводе, т 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Судебный пристав-исполнитель имеет право требовать пред­ставления объяснений, выдачи справок, давать указания гражда­нам и организациям, участвующим в исполнительном производ­стве, о выполнении конкретных действий. Все устные указания должнику или взыскателю, запросы, поручения, объяснения це­лесообразно оформлять телефонограммой или справкой с указа­нием даты, времени, Ф.И.О. и должности лица, получившего такое указание и давшего ответ. Справка или телефонограмма под­писывается судебным приставом-исполнителем.

Судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 29, 31 и 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обя­зан предоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомиться с материалами исполни­тельного производства или снять с них копии. Он должен подгото­вить выписки документов, разъяснить сторонам их права и обязан­ности, сроки и порядок обжалования ими действий судебного при­става-исполнителя, рассмотреть их заявления и ходатайства.

Судебный пристав-исполнитель обязан взять самоотвод, если к этому имеются основания, предусмотренные законом.

Приняв исполнительный документ и возбудив исполнитель­ное производство, судебный пристав-исполнитель для облегчения своей работы должен составить план дальнейших действий, со­гласовав его при необходимости со старшим судебным приставом. 3. Обязанность совершать предусмотренные законодательством ис­полнительные действия.

Судебный пристав-исполнитель единолично определяет, ка­кие исполнительные действия следует совершать в каждом кон­кретном случае. В ходе их совершения он имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или ему при­надлежащие, производить их осмотр или их вскрытие, а на осно­вании определения суда — совершать аналогичные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лица­ми или принадлежащих им.

Судебный пристав-исполнитель вправе арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество (за исключением имущества, изъятого из оборота), налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной или иной собственности, для временного хранения изъятого имущества. Он может с согласия собственника использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имуще, ства (понесенные при этом расходы относятся на счет должника).

Периодические проверки работодателей на предмет правильнос­ти взыскания с должников сумм по исполнительным документам и своевременности их перечисления взыскателям, а также ведения в этой части финансовой документации — одно из важнейших пол­номочий судебного пристава-исполнителя. С целью своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель может давать гражданам и организа­циям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.

Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка — одно из самых ответственных действий судебного при­става-исполнителя, поскольку ранее розыск мог объявить только суд и лишь по некоторым категориям дел, а объявление розыска имущества должника и ребенка не предусматривалось вообще. В настоящее время предусмотрены обязательные и факультатив­ные виды розыска.

Судебный пристав-исполнитель по инициативе должника или ло собственной инициативе может отложить осуществление исполни­тельных действий, но не более чем на десять дней. Иные процедур­ные вопросы исполнения разрешаются судом. К таким вопросам Фе­деральным законом «Об исполнительном производстве» отнесены:

1) восстановление пропущенного срока и предъявление исполнитель­ного документа к исполнению (ст. 16);

2) разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежаще­го толкованию (ст. 17);

3) отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов дру­гих органов, изменение способа и порядка исполнения (ст. 18);

4) отложение исполнительных действий (ст. 19);

5) приостановление и прекращение исполнительного производства (ст. 20-25).

Существенное значение имеет право судебного пристава-ис­полнителя взыскивать с должника расходы на совершение испол­нительских действий, а в случае уклонения должника от добро­вольного исполнения судебного решения взыскивать также ис­полнительский сбор. Взысканные суммы перечисляются судебным приставом-исполнителем на текущий счет по учету средств, по­ступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов1. Однако распоряжение средствами, поступившими на указанный счет, осуществляется старшим судебным приставом.

обязанность применять меры воздействия к недобросовестным должникам, а также к должностным лицам всех органов и организаций, физическим лицам в случае неисполнения тре­бований судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав-исполнитель может оштрафовать любое лицо, не исполняющее требования исполнительного документа неиму­щественного характера.

Штраф может быть наложен также за невыполнение законных требований самого судебного пристава-исполнителя, а если в та­ком невыполнении имеются признаки состава преступления, су­дебный пристав-исполнитель вправе внести в соответствующие ор­ганы представление о привлечении виновных лиц к уголовной от­ветственности.

Высокий статус судебного пристава-исполнителя, формируе­мый столь широкими полномочиями, с одной стороны, позво­ляет судебному приставу-исполнителю принимать самостоятель­ные решения по совершению большинства исполнительных дей­ствий. С другой стороны, он требует ответственного подхода к принимаемым решениям, накладывает обязанность строгого со­блюдения законности.

В сегодняшнем законодательстве об исполнительном произ­водстве — законодательстве переходного периода в процессе по­строения правового государства — самостоятельность судебного пристава-исполнителя ограничена, поскольку многие вопросы исполнения разрешаются судом. Однако накопленный опыт — как в практике исполнения, так и в судебном контроле за осуще­ствлением исполнительных действий — позволяет утверждать, что уже сегодня решение таких вопросов может быть передано судеб­ным приставам-исполнителям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.02 с.)