Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задание 13. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Методические указания.Предлагаемые задания направлены на обучение детей различать некоторые грамматические формы слов, а также различать слова, близкие по звучанию или имеющие сходство с предметной ситуацией. Первоначально дети в своем понимании ориентируются на языковой контекст всего вопроса логопеда. Как только дети научатся без затруднений понимать и выполнять все задания, логопед постепенно может начать убирать все подсказывающие слова и дать возможность ребенку ориентироваться на различное звучание отдельных частей слова. В такой поэтапности нет необходимости, если логопед обнаружит способность детей различать грамматические формы слов. Задание 1.Научить детей различать слова (существительные) , сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком):
вагон — газон козел — осел нос — воз мыло — Мила земля — змея
бочка — точка крыша — крыса
горшок — порошок полено — колено
Задание 2.Научить различать слова (глаголы), близкие по звучанию: Кого несут, а кого везут. Кто купается, а кто катается. Что висит, а что стоит. Кто копает, а кто покупает. Задание 3.Научить детей не смешивать названия Действий, которые обозначают похожие ситуации: моет — умывается — стирает бежит — прыгает лежит — спит несет — везет подметает — чистит шьет — вяжет строит — чинит Игровой прием к заданию «Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?» Де-щ выбирают соответствующие предметы или их изображения на картинках по названному логопедом действию Игру «Покажи, кто спит, а кто лежит» или «Покажи кто везет, а кто несет» можно провести по демонстрируй емым действиям, но лучше подобрать картинный материал с соответствующим сюжетом. Задание 4.Научить детей различать названия действий, противоположных по значению: застегни пальто — расстегни пальто, сними шапку -надень шапку; отнеси — принеси, намочи — Отожми, завяжи — развяжи, открой — закрой, найди — спрячь, войди -выйди, вымой — вытри, включи — выключи. Задйпие 5. Научить детей понимать действия, изо-браженнЪю на сюжетных картинках: вытирается — вытирают, одевается — одевают, купается — купают, катается — катают, умывается — умывают, обувается — обувают, качается — качают, причесывается — причесывают.
Фрагмент одного занятия После того как дети познакомились с парными сюжетными картинками, на одной из которых какое-то лиц0 например мальчик или девочка, совершает действие самостоятельно, а на другой картинке им помогает совершить это же действие взрослый, логопед предлагает детям сравнить эти картинки и показать, где девочка сама одевается, а где ее одевает мама. Если дети справляются с заданиями, то логопед убирает из своего вопроса подсказывающие слова мама, папа: «Где Оля сама причесывается, а где ее причесывают?» и т. д. На следующем этапе из контекстов вопросов убираются все подсказывающие слова, и дети должны ориентироваться на грамматические формы глаголов, например: «Покажи, где девочка причесывается, а где девочку причесывают?», «Где Вову вытирают, а где Вова вытирается?». Задание 6.Научить детей различать значения приставок в страдательных причастиях: завернут(-а, -ы) — развернут(-а, -ы)кукла, конфета; завязан(-а, -ы) — развязан(.-а, -ы) узел, бант, шнурки; застегнут (-ы, -о) — расстегнут (-ы, -о) пальто, воротник; одет(-а) — раздет(-а) кукла, девочка, мальчик; открыт(-а, -о) — закрыт (-а, -о) окно, шкаф, форточка. Задание7. Повторение пройденного (см. задания 9, 10 второго этапа обучения): возьми" шар — возьми шары, возьми конфету — возьми конфеты. Задание 8.Научить детей определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие — одному лицу или нескольким лицам: спит — спят бежит — бегут идет — идут летит — летят лежит — лежат везет — везут сидит — стоит - сидят стоят едет несет - едут — несут сидит — сидят едет - едут стоит — стоят несет — несут Фрагмент одного- занятия Логопед готовит сюжетные картинки, на одной из которых действие совершает одно лицо, а на другой это же действие совершают в этой ситуации несколько лиц. Сначала дети учатся различать грамматическую форму единственного и множественного числа глаголов, ориентируясь в понимании на подсказывающие слова, например: «Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят», «Где девочка прыгает, а где дети прыгают!». Затем одни и те же существительные даются в единственном и множественном числе: «Покажи, где девочка сидит на скамейке, а где девочки сидят на скамейке», «Где машина едет по дороге, а где машины едут по дороге?». Если такая постановка вопросов не вызывает затруднений в понимании, то из контекста вопросов убираются все подсказывающие слова и детям предлагается ориентироваться только на грамматическую форму глагола изъяснительного наклонения, например: «Послушай и выбери ту картинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолеты). В синем небе летит что? (самолет). По реке плывет что? По реке плывут что?» Задание 9. Научить детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие, например: Женя упал. — Женя упала. Женя встал. — Женя встала. Женя вымыл руки. — Женя вымыла руки. Женя вытер руки. — Женя вытерла руки. Женя подмел пол. — Женя подмела пол. Женя убрал свои игрушки. — Женя убрала свои игрушки. Задание 10. Научить детей различать, кому из них надо совершать действие: Вова, лови Нину. Нина, лови Вову. Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю. Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате. Задание 11.Научить детей определять взаимоотношения действующих лиц. Спросить о реальности изображенной ситуации. Примерные сюжетные картинки и вопросы к ним Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк? Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису? Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике? Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку? Где девочка везет на санках мишку, а где мишка везет девочку? Где девочка дает сено козе, а где коза дает девочке сено? Где девочка завязывает бантик зайчику, а где зайчик завязывает бантик девочке? Где мальчик причесывает гриву своему коню, а где конь причесывает мальчика? Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят Девочку? Задание 12.Предложить детям показать на ск>жрг, ных картинках, кто совершает действие совместно г каким-то лицом или предметом, а кто совершает это ^ действие один. Образец. Покажи, кто идет с мамой (папой Вовой и т. д.), а кто идет без мамы (папы и т. д.). По-кажи, кто везет коляску с куклой, а кто без куклы. Покажи, кто гуляет с мишкой, а кто без мишки. Покажи кто везет машину с песком, а кто без песка. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой для ребенка ситуацией: дети ставят предметы настол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-подшкафа закатившийся туда мяч. Затем производится дифференциация предлогов: в— на, под— из-под, из — от; около — за. На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладется на крышку другой коробки. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около)». Задание 14.Научить детей объединять демонстрируемые предметы (или их изображения) по их общему назначению. Например: «Из предметных картинок отобрать все то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдешь гулять, если захочешь есть» и т.д. Задание 15.Предложить детям совершить действия с двумя предметами с целью научить их различать падежные значения. Например: «Покажи карандаш авторучкой; покажи авторучку карандашом; покажи карандашом тетрадь» и т. д. Задание 16.Научить детей различать множественное и единственное число предложного падежа существительных. Примерные задания к сюжетным картинкам
Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах.
Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях.
Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях. Попробуйте спросить: «Покажи вазы, стоящие на (одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.92.22 (0.009 с.) |