Содержание книги

  1. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  2. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  4. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  5. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  6. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  8. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  9. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  10. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  11. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  12. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  13. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  14. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  15. Оценка сформированности речи дошкольников
  16. Обследование детской речи первого уровня развития
  17. Обследование детской речи второго уровня развития
  18. Обследование детской речи третьего уровня развития
  19. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  20. Активизация речевого подражания
  21. Второй этап обучения — первые формы слов
  22. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  23. Формирование первых форм слов
  24. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  25. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  26. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  27. Формирование двусоставного простого предложения
  28. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  29. Формирование слоговой структуры слов
  30. Формирование звукопроизношения
  31. Формирование предложения из нескольких слов
  32. Сопоставление грамматических форм слов
  33. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  34. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  35. Распространенное простое предложение
  36. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  37. Предложения с однородными членами
  38. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  39. Формирование сложного предложения
  40. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  41. Совершенствование связной речи
  42. Рассказы по серии сюжетных картинок
  43. Пересказ художественных текстов
  44. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  45. Развитие моторной деятельности
  46. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  47. Задание 13. Работа с мозаикой.
  48. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  49. Неправильное соединение элементов слов
  50. Схема системного развития           нормальной детской речи


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.



РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Методические указания.Предлагаемые задания на­правлены на обучение детей различать некоторые грам­матические формы слов, а также различать слова, близ­кие по звучанию или имеющие сходство с предметной си­туацией. Первоначально дети в своем понимании ориен­тируются на языковой контекст всего вопроса логопеда. Как только дети научатся без затруднений понимать и выполнять все задания, логопед постепенно может начать убирать все подсказывающие слова и дать возможность ребенку ориентироваться на различное звучание отдель­ных частей слова. В такой поэтапности нет необходимос­ти, если логопед обнаружит способность детей различать грамматические формы слов.

Задание 1.Научить детей различать слова (сущест­вительные) , сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком):

 

вагон — газон

козел — осел

нос — воз

мыло — Мила

земля — змея

 

бочка — точка

крыша — крыса

 

горшок — порошок

полено — колено

 

Задание 2.Научить различать слова (глаголы), близкие по звучанию:

Кого несут, а кого везут. Кто купается, а кто катается. Что висит, а что стоит. Кто копает, а кто покупает.

Задание 3.Научить детей не смешивать названия Действий, которые обозначают похожие ситуации:


моет — умывается —                       стирает

бежит — прыгает                  лежит — спит

несет — везет              подметает — чистит

шьет — вяжет                     строит — чинит

Игровой прием к заданию

«Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?» Де-щ выбирают соответствующие предметы или их изображе­ния на картинках по названному логопедом действию

Игру «Покажи, кто спит, а кто лежит» или «Покажи кто везет, а кто несет» можно провести по демонстрируй емым действиям, но лучше подобрать картинный мате­риал с соответствующим сюжетом.

Задание 4.Научить детей различать названия дей­ствий, противоположных по значению:

застегни пальто — расстегни пальто, сними шапку -надень шапку;

отнеси — принеси, намочи — Отожми, завяжи — раз­вяжи, открой — закрой, найди — спрячь, войди -выйди, вымой — вытри, включи — выключи.

Задйпие 5. Научить детей понимать действия, изо-браженнЪю на сюжетных картинках:

вытирается — вытирают, одевается — одевают, ку­пается — купают, катается — катают, умывается — умы­вают, обувается — обувают, качается — качают, приче­сывается — причесывают.




 


 




 


 




 



Фрагмент одного занятия

После того как дети познакомились с парными сюжет­ными картинками, на одной из которых какое-то лиц0 например мальчик или девочка, совершает действие самостоятельно, а на другой картинке им помогает со­вершить это же действие взрослый, логопед предлагает детям сравнить эти картинки и показать, где девочка сама одевается, а где ее одевает мама. Если дети справляются с заданиями, то логопед убирает из своего вопроса под­сказывающие слова мама, папа: «Где Оля сама приче­сывается, а где ее причесывают?» и т. д.

На следующем этапе из контекстов вопросов убира­ются все подсказывающие слова, и дети должны ориен­тироваться на грамматические формы глаголов, напри­мер: «Покажи, где девочка причесывается, а где девочку причесывают?», «Где Вову вытирают, а где Вова выти­рается?».

Задание 6.Научить детей различать значения при­ставок в страдательных причастиях:

завернут(-а, -ы) — развернут(-а, -ы)кукла, конфета; завязан(-а, -ы) — развязан(.-а, -ы) узел, бант, шнурки;

застегнут (-ы, -о) — расстегнут (-ы, -о) пальто, воротник;

одет(-а) — раздет(-а) кукла, девочка, мальчик;

открыт(-а, -о) — закрыт (-а, -о) окно, шкаф, фор­точка.

Задание7. Повторение пройденного (см. задания 9, 10 второго этапа обучения):

возьми" шар — возьми шары, возьми конфету — возьми конфеты.

Задание 8.Научить детей определять по граммати­ческой форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие — одному лицу или нескольким лицам:


спит — спят бежит — бегут идет — идут


летит — летят лежит — лежат везет — везут



сидит — стоит -

сидят стоят

едет несет

- едут — несут

сидит — сидят            едет - едут

стоит — стоят             несет — несут

Фрагмент одного- занятия

Логопед готовит сюжетные картинки, на одной из ко­торых действие совершает одно лицо, а на другой это же действие совершают в этой ситуации несколько лиц. Сна­чала дети учатся различать грамматическую форму един­ственного и множественного числа глаголов, ориентиру­ясь в понимании на подсказывающие слова, например: «Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят», «Где девочка прыгает, а где дети прыгают!». Затем одни и те же существительные даются в единственном и множе­ственном числе: «Покажи, где девочка сидит на скамей­ке, а где девочки сидят на скамейке», «Где машина едет по дороге, а где машины едут по дороге?». Если такая постановка вопросов не вызывает затруднений в пони­мании, то из контекста вопросов убираются все подска­зывающие слова и детям предлагается ориентироваться только на грамматическую форму глагола изъяснитель­ного наклонения, например: «Послушай и выбери ту кар­тинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолеты). В синем небе летит что? (само­лет). По реке плывет что? По реке плывут что?»

Задание 9. Научить детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совер­шаемое действие, например:

Женя упал. — Женя упала. Женя встал. — Женя встала. Женя вымыл руки. — Женя вымыла руки. Женя вытер руки. — Женя вытерла руки. Женя подмел пол. — Женя подмела пол. Женя убрал свои игрушки. — Женя убрала свои иг­рушки.

Задание 10. Научить детей различать, кому из них надо совершать действие:

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.

Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.

Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.


Задание 11.Научить детей определять взаимоотно­шения действующих лиц. Спросить о реальности изобра­женной ситуации.

Примерные сюжетные картинки и вопросы к ним

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на маль­чике?


Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?


Где девочка везет на санках мишку, а где мишка везет девочку?

Где девочка дает сено козе, а где коза дает девочке сено?

Где девочка завязывает бантик зайчику, а где зайчик завязывает бантик девочке?

Где мальчик причесывает гриву своему коню, а где конь причесывает мальчика?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят Девочку?


Задание 12.Предложить детям показать на ск>жрг, ных картинках, кто совершает действие совместно г каким-то лицом или предметом, а кто совершает это ^ действие один.

Образец. Покажи, кто идет с мамой (папой Вовой и т. д.), а кто идет без мамы (папы и т. д.). По-кажи, кто везет коляску с куклой, а кто без куклы. По­кажи, кто гуляет с мишкой, а кто без мишки. Покажи кто везет машину с песком, а кто без песка.

Сначала отрабатывается понимание предлогов, свя­занных со знакомой для ребенка ситуацией: дети ставят предметы настол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-подшкафа закатившийся туда мяч. Затем производится дифференциация предлогов: вна, подиз-под, из — от; около — за.

На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из ко­торых кладут карандаш; такой же карандаш кладется на крышку другой коробки. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около)».

Задание 14.Научить детей объединять демонстри­руемые предметы (или их изображения) по их общему назначению. Например: «Из предметных картинок ото­брать все то, что тебе понадобится, если ты будешь ри­совать, если пойдешь гулять, если захочешь есть» и т.д.

Задание 15.Предложить детям совершить действия с двумя предметами с целью научить их различать па­дежные значения. Например: «Покажи карандаш авто­ручкой; покажи авторучку карандашом; покажи каран­дашом тетрадь» и т. д.

Задание 16.Научить детей различать множествен­ное и единственное число предложного падежа сущест­вительных.


Примерные задания к сюжетным картинкам



 


Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах.



 


Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях.




 


Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях.

Попробуйте спросить: «Покажи вазы, стоящие на (одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах».




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.252 (0.008 с.)