Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.

Поиск

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Методические указания.Предлагаемые задания на­правлены на обучение детей различать некоторые грам­матические формы слов, а также различать слова, близ­кие по звучанию или имеющие сходство с предметной си­туацией. Первоначально дети в своем понимании ориен­тируются на языковой контекст всего вопроса логопеда. Как только дети научатся без затруднений понимать и выполнять все задания, логопед постепенно может начать убирать все подсказывающие слова и дать возможность ребенку ориентироваться на различное звучание отдель­ных частей слова. В такой поэтапности нет необходимос­ти, если логопед обнаружит способность детей различать грамматические формы слов.

Задание 1.Научить детей различать слова (сущест­вительные) , сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком):

 

вагон — газон

козел — осел

нос — воз

мыло — Мила

земля — змея

 

бочка — точка

крыша — крыса

 

горшок — порошок

полено — колено

 

Задание 2.Научить различать слова (глаголы), близкие по звучанию:

Кого несут, а кого везут. Кто купается, а кто катается. Что висит, а что стоит. Кто копает, а кто покупает.

Задание 3.Научить детей не смешивать названия Действий, которые обозначают похожие ситуации:


моет — умывается —                       стирает

бежит — прыгает                  лежит — спит

несет — везет              подметает — чистит

шьет — вяжет                     строит — чинит

Игровой прием к заданию

«Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?» Де-щ выбирают соответствующие предметы или их изображе­ния на картинках по названному логопедом действию

Игру «Покажи, кто спит, а кто лежит» или «Покажи кто везет, а кто несет» можно провести по демонстрируй емым действиям, но лучше подобрать картинный мате­риал с соответствующим сюжетом.

Задание 4.Научить детей различать названия дей­ствий, противоположных по значению:

застегни пальто — расстегни пальто, сними шапку -надень шапку;

отнеси — принеси, намочи — Отожми, завяжи — раз­вяжи, открой — закрой, найди — спрячь, войди -выйди, вымой — вытри, включи — выключи.

Задйпие 5. Научить детей понимать действия, изо-браженнЪю на сюжетных картинках:

вытирается — вытирают, одевается — одевают, ку­пается — купают, катается — катают, умывается — умы­вают, обувается — обувают, качается — качают, приче­сывается — причесывают.




 


 




 


 




 



Фрагмент одного занятия

После того как дети познакомились с парными сюжет­ными картинками, на одной из которых какое-то лиц0 например мальчик или девочка, совершает действие самостоятельно, а на другой картинке им помогает со­вершить это же действие взрослый, логопед предлагает детям сравнить эти картинки и показать, где девочка сама одевается, а где ее одевает мама. Если дети справляются с заданиями, то логопед убирает из своего вопроса под­сказывающие слова мама, папа: «Где Оля сама приче­сывается, а где ее причесывают?» и т. д.

На следующем этапе из контекстов вопросов убира­ются все подсказывающие слова, и дети должны ориен­тироваться на грамматические формы глаголов, напри­мер: «Покажи, где девочка причесывается, а где девочку причесывают?», «Где Вову вытирают, а где Вова выти­рается?».

Задание 6.Научить детей различать значения при­ставок в страдательных причастиях:

завернут(-а, -ы) — развернут(-а, -ы)кукла, конфета; завязан(-а, -ы) — развязан(.-а, -ы) узел, бант, шнурки;

застегнут (-ы, -о) — расстегнут (-ы, -о) пальто, воротник;

одет(-а) — раздет(-а) кукла, девочка, мальчик;

открыт(-а, -о) — закрыт (-а, -о) окно, шкаф, фор­точка.

Задание7. Повторение пройденного (см. задания 9, 10 второго этапа обучения):

возьми" шар — возьми шары, возьми конфету — возьми конфеты.

Задание 8.Научить детей определять по граммати­ческой форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие — одному лицу или нескольким лицам:


спит — спят бежит — бегут идет — идут


летит — летят лежит — лежат везет — везут



сидит — стоит -

сидят стоят

едет несет

- едут — несут

сидит — сидят            едет - едут

стоит — стоят             несет — несут

Фрагмент одного- занятия

Логопед готовит сюжетные картинки, на одной из ко­торых действие совершает одно лицо, а на другой это же действие совершают в этой ситуации несколько лиц. Сна­чала дети учатся различать грамматическую форму един­ственного и множественного числа глаголов, ориентиру­ясь в понимании на подсказывающие слова, например: «Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят», «Где девочка прыгает, а где дети прыгают!». Затем одни и те же существительные даются в единственном и множе­ственном числе: «Покажи, где девочка сидит на скамей­ке, а где девочки сидят на скамейке», «Где машина едет по дороге, а где машины едут по дороге?». Если такая постановка вопросов не вызывает затруднений в пони­мании, то из контекста вопросов убираются все подска­зывающие слова и детям предлагается ориентироваться только на грамматическую форму глагола изъяснитель­ного наклонения, например: «Послушай и выбери ту кар­тинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолеты). В синем небе летит что? (само­лет). По реке плывет что? По реке плывут что?»

Задание 9. Научить детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совер­шаемое действие, например:

Женя упал. — Женя упала. Женя встал. — Женя встала. Женя вымыл руки. — Женя вымыла руки. Женя вытер руки. — Женя вытерла руки. Женя подмел пол. — Женя подмела пол. Женя убрал свои игрушки. — Женя убрала свои иг­рушки.

Задание 10. Научить детей различать, кому из них надо совершать действие:

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.

Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.

Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.


Задание 11.Научить детей определять взаимоотно­шения действующих лиц. Спросить о реальности изобра­женной ситуации.

Примерные сюжетные картинки и вопросы к ним

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на маль­чике?


Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?


Где девочка везет на санках мишку, а где мишка везет девочку?

Где девочка дает сено козе, а где коза дает девочке сено?

Где девочка завязывает бантик зайчику, а где зайчик завязывает бантик девочке?

Где мальчик причесывает гриву своему коню, а где конь причесывает мальчика?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят Девочку?


Задание 12.Предложить детям показать на ск>жрг, ных картинках, кто совершает действие совместно г каким-то лицом или предметом, а кто совершает это ^ действие один.

Образец. Покажи, кто идет с мамой (папой Вовой и т. д.), а кто идет без мамы (папы и т. д.). По-кажи, кто везет коляску с куклой, а кто без куклы. По­кажи, кто гуляет с мишкой, а кто без мишки. Покажи кто везет машину с песком, а кто без песка.

Сначала отрабатывается понимание предлогов, свя­занных со знакомой для ребенка ситуацией: дети ставят предметы настол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-подшкафа закатившийся туда мяч. Затем производится дифференциация предлогов: вна, подиз-под, из — от; около — за.

На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из ко­торых кладут карандаш; такой же карандаш кладется на крышку другой коробки. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около)».

Задание 14.Научить детей объединять демонстри­руемые предметы (или их изображения) по их общему назначению. Например: «Из предметных картинок ото­брать все то, что тебе понадобится, если ты будешь ри­совать, если пойдешь гулять, если захочешь есть» и т.д.

Задание 15.Предложить детям совершить действия с двумя предметами с целью научить их различать па­дежные значения. Например: «Покажи карандаш авто­ручкой; покажи авторучку карандашом; покажи каран­дашом тетрадь» и т. д.

Задание 16.Научить детей различать множествен­ное и единственное число предложного падежа сущест­вительных.


Примерные задания к сюжетным картинкам



 


Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах.



 


Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях.




 


Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях.

Попробуйте спросить: «Покажи вазы, стоящие на (одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах».




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.92.22 (0.009 с.)