Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование звукопроизношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методические указания.Работа над звукопроизно-шением тесно связана с работой над слоговой структурой слова. Детям с низким уровнем развития речи недоступно выделение отдельных звуков речи и осознание их как отдельных смысловых единиц. «Усвоение звуков родного языка и их сочетаний происходит при посредстве усвоения слов: усваиваются только слова как цельные комплексы звуков; меньших звуковых целых, как материала для воспроизведения, ребенок не имеет»**. Поэтому мы не предлагаем ребенку на данном уровне развития речи выделять отдельные звуки из слова, анализировать на слух звуковой состав слова. Такая деятельность требует от ребенка осознанного отношения к звуковой стороне слова, что недоступно детям младшего возраста. На этом этапе становления речи допустимо оглушение звонких согласных, смешение или замещение * Если дети не могут выполнять задание, следует перенести его на следующий этап обучения **Гвоздев А Н Вопросы изучения детской речи — М , 1961 — С 52 мягких согласных звуков на соответствующие им твег дые звуки, замена звука ы звуком и. • Давать слоговые упражнения надо осторожно, так каю для детей 3 — 4 лет слог ничего не значит. И все же в боль-шинстве случаев нельзя обойтись без слоговых упрзд. нений, поэтому проводить их нужно в игровой форме Задание 29. Научить детей четко произносить звуки и и т в глаголах 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения: спит, лежит, ходит, кипит, шумит, бежит, сидит, говорит, сушит и т.д.* Задание 30**.Провести упражнения на дифференциацию звуков п, м, т, н, к в открытых слогах: 1) ма-па па-ма 2) На-та та-на 3) ма-на на-ма 4) па-та та-па 5) па-ка ка-па 6) та-ка ка-та по-мо му-пу пу-му то-но ну-ту ту-ну но-мо му-ну ну-му то-по пу-ту ту-пу ко-по пу-ку ку-пу ко-то ту-ку ку-ту мо-по но-то мо-но по-то по-ко то-ко Итог логопедической работы К концу третьего этапа обучения дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Запас этих обиходно-разговорных глаголов невелик, но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.
Работа над слоговой структурой слов завершается ус1 воением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроиз-ношения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок. Допустимо смягченное произношение конечного т. * Если дифференциация звуков п — т — к трудна, следует перенести это упражнение на следующий этап логопедической работы. ^ТВЕРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ — предложения из нескольких слов Основные задачи логопедического воз действия:1) научить детей грамматически правильно строить предложения из 3—5 слов; 2) научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов; 3) сформировать простейшие навыки связной речи. Этот раздел предназначается для работы с детьми, которые могут строить предложения из 3 — 4 слов. В речи детей имеются предложения, в которых подлежащее (название лица или предмета) согласуется со сказуемым (глаголом) в 3-м лице единственного и множественного числа. Активный словарь детей пополняется словами, обозначающими признаки предметов, наречиями, но появившиеся прилагательные употребляются аграмматично: «касисяпка», «касиябака» (красная шапка, красное яблоко). Характерна неточность значений слов: названия действий заменяются названиями предметов, одни названия действий заменяются другими по сходству ситуации (моет — стирает, пишет — рисует) и т.д. Часто глагол делает заменяет названия многих действий: «деватя делает ведо» (девочка наливает воду в ведро), «матики делают снег» (мальчики играют в снежки). Однако если на предыдущих этапах речевого развития слора в предложениях никак не связывались между собой, то на новом этапе развития речи появляется способность изменять форму слова в зависимости от его роли в предложении. А потому у существительных и глаголов появляются флексии, которые в некоторых случаях совпадают сязыковойнормой: «даймасин-у» или «мамамот-ит ни-гу» (мама смотрит книгу), но в большинстве случаев флективное оформление бывает неправильным: «пьет чашкам» (пьет из чашки), «ест ложком» (ест ложкой).
Очень часто форма существительного остается исходной, например на вопрос: «С кем ты приехал?» — ребенок отвечает: «Мама». Несмотря на то, что дети могут согласовывать глаголы изъявительного наклонения с субъектом действия, их речь пестрит предложениями, в которых на месте изъявительного наклонения используются инфинитив и по- велительное наклонение или основы этих форм: пить ад и» {мальчик пьет воду), «исова» (рисует) «писй» (.пишет). Очень часто возникают затруднения при согласовании подлежащего и сказуемого в 3-м лице множественного числа, особенно если глаголы во множественном числе оканчиваются на -am (-ят):«мали сплют» (мальчики спят). Этот уровень развития аномальной речи можно характеризовать как начало усвоения словоизменения, которое протекает со своими специфическими закономерностями. По нашим наблюдениям, в случае тяжелого недоразвития речи дети не усваивают синтаксической структуры предложения. Так, в предложении «Матик тоит дом кубики» или « Деватька кусает суп лоски>> существительные кубики и ложки употреблены в именительном падеже множественного числа вместо родительного множественного и творительного единственного числа: кубиков, ложкой. Такое проявление аграмматизма указывает на смешение падежей, т.е. на то, что ребенок не усваивает их синтаксического значения. В случаях менее тяжелой речевой патологии отмечается смешение падежных окончаний в пределах значения одного падежа: «ложком», «домы», «деревы» и т.д. Так, например, в предложении «Мишка лез на дереву» или в словосочетании «много пчелов» мы отмечаем влияние одних падежных окончаний на другие в пределах значения одного падежа, что на данном уровне развития речи можно рассматривать как доброкачественные ошибки, что наблюдается в нормальном развитии детской речи, но, разумеется, в гораздо меньшей степени. Напомним, что при нормальном развитии речи только к пяти годам окончательно усваиваются типы склонений и что численно преобладающие окончания усваиваются раньше и нередко появляются на месте реже употребляемых окончаний. Например, для существительных такими «главенствующими» окончаниями детской речи будут следующие: -у (винительный падеж), -ом (творительный падеж), -е (предложный падеж), -ов (множественное число родительный падеж). Напомним также, что и сами «главенствующие» формы слов ребенок усваивает неодновременно: напри- мер; очень трудно усваивается родительный падеж мно-^сественного числа, который к тому же первоначально имеет только окончание -ов («стулов», «тетрадёв»). Если у слов появились флексии, необходимо различать смешения окончаний различных падежей и смешения падежных окончаний в пределах вариантов одного падежа. На этом этапе развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: заменяются одним звуком а, у или и, смешиваются по значению — «от ведра» (из ведра), «играть с мячику» (играть в мячик). Как правило, в усложненных формах речи и на усложненном лексическом материале, например при попытке что-то пересказать или рассказать, количество аг-рамматичных построений возрастает. В рассматриваемом периоде становления речи усвоение слоговой структуры слов у некоторых детей может задерживаться по сравнению с развитием умения строить предложения. В таком случае в речи ребенка появляются предложения и словосочетания, в которых слова начинают грамматически правильно оформляться флексиями, а слоговая структура слов нарушается, упрощается:
«иваит тбки» (поливает цветдчки). Но бывает и наоборот, когда слоговую структуру слов ребенок усваивает сравнительно легко, т.е. хорошо воспроизводит ритмико-мелодическую сторону слова, а грамматизация предложений задерживается: «Деватька овит бабатьки сачки» (Девочка ловит сачком бабочку). Как правило, при недоразвитии речи усвоение звуковой стороны языка протекает медленно и своеобразно. Появляющиеся звуки дети долгое время смешивают между собой как по месту, так и по способу артикуляции. Дефекты звукопроизношения у разных детей проявляются по-разному, и это надо учитывать при коррекции звукопроизношения. У одних детей процесс усвоения звуков родного языка является как бы замедленным по сравнению с аналогичным процессом усвоения фонетики родного языка детьми с нормальным развитием речи. У других детей усвоение фонем никак не совпадает с последовательностью их усвоения здоровыми детьми. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем языка I& 173 могут появиться дефектные артикуляционные уклады, например боковые, носовые и др. Наиболее характерны в этот период замены одних звуков другими, при которых идет последовательное смешение таких звуков, как п — т — к, с — т. Распространено смешение звуков к и х. У большинства детей отсутствует озвучение всех согласных. Отсутствует звук ы, который во всех положениях замещается звуком и. Один из распространенных специфических дефектов — отсутствие мягких согласных звуков и — б — м, т —-д — н перед непереднерядными гласными а, о, у, при этом мягкие согласные сохраняются перед переднеряд-ными гласными м и э. Например, дети не могут произнести слова пять, тетя, опять; вместо этого они произносят: «пат», «тота», «апат» и т.д. И в то же время мягкий согласный сохраняется в положении перед перед-нерядными гласными икс: «Пета» (ане «Пэта», Петя). Отсутствие мягких согласных перед непереднерядными гласными и в абсолютном конце слов с мягкой основой генетически связано с отсутствием звука ы, который замещается во всех положениях звуком и («дим» вместо дым, «лапи» вместо лапы}. Обратные замены твердых звуков на мягкие относятся к тому же дефекту. К числу распространенных нарушений звукопроизношения относится отсутствие йотации, при которой звук и (йот) замещается задненёбным звуком х', или смешивается со звуком л', или опускается.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.015 с.) |