Содержание книги

  1. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  2. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  4. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  5. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  6. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  8. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  9. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  10. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  11. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  12. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  13. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  14. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  15. Оценка сформированности речи дошкольников
  16. Обследование детской речи первого уровня развития
  17. Обследование детской речи второго уровня развития
  18. Обследование детской речи третьего уровня развития
  19. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  20. Активизация речевого подражания
  21. Второй этап обучения — первые формы слов
  22. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  23. Формирование первых форм слов
  24. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  25. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  26. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  27. Формирование двусоставного простого предложения
  28. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  29. Формирование слоговой структуры слов
  30. Формирование звукопроизношения
  31. Формирование предложения из нескольких слов
  32. Сопоставление грамматических форм слов
  33. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  34. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  35. Распространенное простое предложение
  36. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  37. Предложения с однородными членами
  38. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  39. Формирование сложного предложения
  40. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  41. Совершенствование связной речи
  42. Рассказы по серии сюжетных картинок
  43. Пересказ художественных текстов
  44. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  45. Развитие моторной деятельности
  46. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  47. Задание 13. Работа с мозаикой.
  48. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  49. Неправильное соединение элементов слов
  50. Схема системного развития           нормальной детской речи


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование звукопроизношения



Методические указания.Работа над звукопроизно-шением тесно связана с работой над слоговой структурой слова. Детям с низким уровнем развития речи недоступно выделение отдельных звуков речи и осознание их как от­дельных смысловых единиц. «Усвоение звуков родного языка и их сочетаний происходит при посредстве усвое­ния слов: усваиваются только слова как цельные ком­плексы звуков; меньших звуковых целых, как материала для воспроизведения, ребенок не имеет»**.

Поэтому мы не предлагаем ребенку на данном уровне развития речи выделять отдельные звуки из слова, ана­лизировать на слух звуковой состав слова. Такая деятель­ность требует от ребенка осознанного отношения к зву­ковой стороне слова, что недоступно детям младшего возраста. На этом этапе становления речи допустимо оглушение звонких согласных, смешение или замещение

* Если дети не могут выполнять задание, следует перенести его на следую­щий этап обучения **Гвоздев А Н Вопросы изучения детской речи — М , 1961 — С 52


мягких согласных звуков на соответствующие им твег дые звуки, замена звука ы звуком и. •

Давать слоговые упражнения надо осторожно, так каю для детей 3 — 4 лет слог ничего не значит. И все же в боль-шинстве случаев нельзя обойтись без слоговых упрзд. нений, поэтому проводить их нужно в игровой форме

Задание 29. Научить детей четко произносить звуки и и т в глаголах 3-го лица единственного числа насто­ящего времени изъявительного наклонения: спит, лежит, ходит, кипит, шумит, бежит, сидит, гово­рит, сушит и т.д.*

Задание 30**.Провести упражнения на дифферен­циацию звуков п, м, т, н, к в открытых слогах:

1) ма-па

па-ма

2) На-та

та-на

3) ма-на

на-ма

4) па-та

та-па

5) па-ка

ка-па

6) та-ка

ка-та

по-мо

му-пу

пу-му

то-но

ну-ту

ту-ну

но-мо

му-ну

ну-му

то-по

пу-ту

ту-пу

ко-по

пу-ку

ку-пу

ко-то

ту-ку

ку-ту

мо-по но-то мо-но по-то по-ко то-ко

Итог логопедической работы

К концу третьего этапа обучения дети должны на­учиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Запас этих обиход­но-разговорных глаголов невелик, но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких фор­мах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъяви­тельном наклонении настоящего времени 3-го лица един­ственного и множественного числа.

Работа над слоговой структурой слов завершается ус1 воением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроиз-ношения. Понимание речи включает понимание некото­рых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.

Допустимо смягченное произношение конечного т.

* Если дифференциация звуков п — т — к трудна, следует перенести это упражнение на следующий этап логопедической работы.


^ТВЕРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ —

предложения из нескольких слов

Основные задачи логопедического воз действия:1) на­учить детей грамматически правильно строить предложе­ния из 3—5 слов; 2) научить первоначальному самостоятель­ному словоизменению некоторых существительных и гла­голов; 3) сформировать простейшие навыки связной речи.

Этот раздел предназначается для работы с детьми, ко­торые могут строить предложения из 3 — 4 слов. В речи детей имеются предложения, в которых подлежащее (на­звание лица или предмета) согласуется со сказуемым (гла­голом) в 3-м лице единственного и множественного числа.

Активный словарь детей пополняется словами, обо­значающими признаки предметов, наречиями, но появив­шиеся прилагательные употребляются аграмматично:

«касисяпка», «касиябака» (красная шапка, красное яб­локо). Характерна неточность значений слов: названия действий заменяются названиями предметов, одни назва­ния действий заменяются другими по сходству ситуации (моет — стирает, пишет — рисует) и т.д. Часто глагол делает заменяет названия многих действий: «деватя де­лает ведо» (девочка наливает воду в ведро), «матики делают снег» (мальчики играют в снежки).

Однако если на предыдущих этапах речевого развития слора в предложениях никак не связывались между собой, то на новом этапе развития речи появляется способность изменять форму слова в зависимости от его роли в пред­ложении. А потому у существительных и глаголов появ­ляются флексии, которые в некоторых случаях совпадают сязыковойнормой: «даймасин-у» или «мамамот-ит ни-гу» (мама смотрит книгу), но в большинстве случаев флек­тивное оформление бывает неправильным: «пьет чашкам» (пьет из чашки), «ест ложком» (ест ложкой).

Очень часто форма существительного остается исход­ной, например на вопрос: «С кем ты приехал?» — ре­бенок отвечает: «Мама».

Несмотря на то, что дети могут согласовывать глаголы изъявительного наклонения с субъектом действия, их речь пестрит предложениями, в которых на месте изъ­явительного наклонения используются инфинитив и по-


велительное наклонение или основы этих форм: пить ад и» {мальчик пьет воду), «исова» (рисует)

«писй» (.пишет). Очень часто возникают затруднения при согласовании подлежащего и сказуемого в 3-м лице множественного числа, особенно если глаголы во мно­жественном числе оканчиваются на -am (-ят):«мали сплют» (мальчики спят).

Этот уровень развития аномальной речи можно харак­теризовать как начало усвоения словоизменения, которое протекает со своими специфическими закономерностя­ми. По нашим наблюдениям, в случае тяжелого недораз­вития речи дети не усваивают синтаксической структуры предложения. Так, в предложении «Матик тоит дом ку­бики» или « Деватька кусает суп лоски>> существительные кубики и ложки употреблены в именительном падеже множественного числа вместо родительного множествен­ного и творительного единственного числа: кубиков, ложкой. Такое проявление аграмматизма указывает на смешение падежей, т.е. на то, что ребенок не усваивает их синтаксического значения.

В случаях менее тяжелой речевой патологии отмеча­ется смешение падежных окончаний в пределах значения одного падежа: «ложком», «домы», «деревы» и т.д. Так, например, в предложении «Мишка лез на дереву» или в словосочетании «много пчелов» мы отмечаем влияние одних падежных окончаний на другие в пределах зна­чения одного падежа, что на данном уровне развития речи можно рассматривать как доброкачественные ошибки, что наблюдается в нормальном развитии детской речи, но, разумеется, в гораздо меньшей степени.

Напомним, что при нормальном развитии речи только к пяти годам окончательно усваиваются типы склонений и что численно преобладающие окончания усваиваются раньше и нередко появляются на месте реже употребля­емых окончаний. Например, для существительных таки­ми «главенствующими» окончаниями детской речи будут следующие: -у (винительный падеж), -ом (творитель­ный падеж), -е (предложный падеж), -ов (множествен­ное число родительный падеж).

Напомним также, что и сами «главенствующие» формы слов ребенок усваивает неодновременно: напри-


мер; очень трудно усваивается родительный падеж мно-^сественного числа, который к тому же первоначально имеет только окончание -ов («стулов», «тетрадёв»).

Если у слов появились флексии, необходимо различать смешения окончаний различных падежей и смешения па­дежных окончаний в пределах вариантов одного падежа.

На этом этапе развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими непра­вомерно: заменяются одним звуком а, у или и, смеши­ваются по значению — «от ведра» (из ведра), «играть с мячику» (играть в мячик).

Как правило, в усложненных формах речи и на ус­ложненном лексическом материале, например при по­пытке что-то пересказать или рассказать, количество аг-рамматичных построений возрастает.

В рассматриваемом периоде становления речи усвое­ние слоговой структуры слов у некоторых детей может задерживаться по сравнению с развитием умения строить предложения. В таком случае в речи ребенка появляются предложения и словосочетания, в которых слова начи­нают грамматически правильно оформляться флексия­ми, а слоговая структура слов нарушается, упрощается:

«иваит тбки» (поливает цветдчки).

Но бывает и наоборот, когда слоговую структуру слов ребенок усваивает сравнительно легко, т.е. хорошо вос­производит ритмико-мелодическую сторону слова, а грамматизация предложений задерживается: «Деватька овит бабатьки сачки» (Девочка ловит сачком бабочку).

Как правило, при недоразвитии речи усвоение звуко­вой стороны языка протекает медленно и своеобразно. Появляющиеся звуки дети долгое время смешивают между собой как по месту, так и по способу артикуляции. Дефекты звукопроизношения у разных детей проявля­ются по-разному, и это надо учитывать при коррекции звукопроизношения. У одних детей процесс усвоения звуков родного языка является как бы замедленным по сравнению с аналогичным процессом усвоения фонетики родного языка детьми с нормальным развитием речи. У других детей усвоение фонем никак не совпадает с пос­ледовательностью их усвоения здоровыми детьми. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем языка

I&                                                                                                                  173


могут появиться дефектные артикуляционные уклады, например боковые, носовые и др.

Наиболее характерны в этот период замены одних зву­ков другими, при которых идет последовательное сме­шение таких звуков, как п — т — к, с — т. Распро­странено смешение звуков к и х. У большинства детей отсутствует озвучение всех согласных. Отсутствует звук ы, который во всех положениях замещается звуком и. Один из распространенных специфических дефектов — отсутствие мягких согласных звуков и — б — м, т —-д — н перед непереднерядными гласными а, о, у, при этом мягкие согласные сохраняются перед переднеряд-ными гласными м и э. Например, дети не могут произ­нести слова пять, тетя, опять; вместо этого они про­износят: «пат», «тота», «апат» и т.д. И в то же время мягкий согласный сохраняется в положении перед перед-нерядными гласными икс: «Пета» (ане «Пэта», Петя).

Отсутствие мягких согласных перед непереднерядны­ми гласными и в абсолютном конце слов с мягкой основой генетически связано с отсутствием звука ы, который за­мещается во всех положениях звуком и («дим» вместо дым, «лапи» вместо лапы}. Обратные замены твердых звуков на мягкие относятся к тому же дефекту. К числу распространенных нарушений звукопроизношения отно­сится отсутствие йотации, при которой звук и (йот) за­мещается задненёбным звуком х', или смешивается со звуком л', или опускается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.28.126 (0.008 с.)