Содержание книги

  1. Общее недоразвитие речи у детей
  2. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой .
  3. Социальный характер возникновения и развития речи
  4. Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возни­кающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания
  5. Функции речи в психическом развитии ребенка
  6. Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи
  7. Клинические виды общего недоразвития речи
  8. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи
  9. См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
  10. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  11. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  12. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  13. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  14. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  15. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  16. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  17. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  18. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  19. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  20. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  21. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  22. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  23. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  24. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  25. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  26. Оценка сформированности речи дошкольников
  27. Обследование детской речи первого уровня развития
  28. Обследование детской речи второго уровня развития
  29. Обследование детской речи третьего уровня развития
  30. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  31. Активизация речевого подражания
  32. Второй этап обучения — первые формы слов
  33. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  34. Формирование первых форм слов
  35. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  36. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  37. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  38. Формирование двусоставного простого предложения
  39. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  40. Формирование слоговой структуры слов
  41. Формирование звукопроизношения
  42. Формирование предложения из нескольких слов
  43. Сопоставление грамматических форм слов
  44. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  45. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  46. Распространенное простое предложение
  47. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  48. Предложения с однородными членами
  49. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  50. Формирование сложного предложения


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

второй период -«Усвоение грамматической структуры



ем в «Схеме предложения»




вершается (в случаях отсутствия нарушений со стороны артикуляционного аппарата) вместе с усвоением слож­ных типов предложений.

Для практической дошкольной логопедии данные ус­ловного эталона нормы важны тем, что они в конкретном виде представляют ход усвоения родного языка ребенком как системный процесс, в котором усвоение и вычленение одних элементов и единиц речи тесным образом соподчи­нено с усвоением других единиц и явлений. Условный эта­лон нормального развития детской речи иллюстрирует, что одни языковые элементы усваиваются детьми раньше, дру­гие — значительно позже. Поэтому на разных стадиях раз­вития речи одни языковые группы оказываются уже ус­военными, другие усвоены только частично, а третьи не могут быть усвоены в ближайшем будущем. Из таблицы видно, что каждому периоду развития синтаксических построений соответствует определенный уровень морфо­логического оформления слов, наличие в речи ребенка тех или иных частей речи, звуков родного языка, их со­четаний, слоговой структуры слов.

Если графы таблицы (по горизонтали) отражают сис­темный характер детской речевой деятельности, то столб­цы таблицы (по вертикали) наглядно иллюстрируют пос­ледовательность появления в речи развивающегося ре­бенка тех или иных частей речи, звуков родного языка и других его единиц.

Сведения, представленные в столбцах, помогут специа­листу правильно оценить языковое развитие детей и лучше планировать свою работу, избегая преждевременной или за­паздывающей подачи лексического, грамматического и фо­нетического материала на своих занятиях с детьми.

В дополнение к материалам столбцов советуем лого­педам принять к сведению следующие факты становле­ния детской речи (на материале русского языка).

Существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов и некоторое время употребляются в неиз­меняемом виде. Исходной первоначальной формой су­ществительного, как правило, является именительный падеж, так как именно эту форму ребенок слышит от взрослого, называющего ему окружающие предметы. С момента расчлененного на морфы восприятия язы-


кового материала дети начинают дифференцированно употреблять единственное и множественное число, вини­тельный и именительный падежи некоторых существи­тельных, их уменьшительную форму наряду с неумень­шительной. При наличии в языке ребенка до сотни суще­ствительных появляются первые образования форм слов по аналогии, свидетельствующие о наличии усвоения грам­матического строя языка. Первоначально усваиваются чис­ленно преобладающие варианты окончаний данного падежа, которые на первых порах вытесняют падежные окончания,

являющиеся частными вариантами общих форм («браты»,

«стулы», «листы» и т.п. вместо братья, стулья, листья). На ранних этапах развития речи дети не используют мно­жественное число существительных, оканчивающихся на -а (дома, окна), но зато широко используют во множе­ственном числе окончание -ы («столы», «шары»,

«стулы»). В родительном падеже множественного числа окончание -ов используется на месте других вариантов этого падежа в течение длительного времени.

Об усвоении глаголаизвестно, что названия действий (кроме слова дай) появляются несколько позже, чем на­звания предметов, и первоначально опускаются при по­строении предложений. Появившиеся названия действий используются в той форме, в какой они чаще всего вос­принимаются от окружающих, т. е. в форме инфинитива или императива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их. Появившиеся названия действий первоначально употребляются в какой-либо одной неизменяемой форме (чаще в инфинитиве) и от­носятся на конец предложений. В течение какого-то вре­мени глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится. С появлением в речи ребенка двух-трех форм одного и того же глагола (пить — пьет, спи — спит — спал) устанавливается согласование между субъектом и предикатом сначала в числе, несколько позже в лице и роде. К началу формирования словоизменения глаго­лов их запас в речи ребенка достигает 50.

Позднее появление прилагательныхпо сравнению с существительными, глаголами и некоторыми наречиями представляет собой общепризнанную закономерность


детской речи. Какое-то время прилагательные употребля­ются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно — после существительных. Усвоение словоизме­нения прилагательных происходит на весьма ограничен­ном количестве слов (около 27 названий признаков пред­метов). Они обозначают: 1) величину (большой — малень­кий)', 2) цвет (красный, синий, черный, желтый, белень­кий)', 3) вкус (горький — сладкий); 4) температуру (теп­лый — холодный)', 5) вес (тяжелый — легкий); 6) оценку предметов (грязный — чистый, хороший — плохой) и др.

Первоначально усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Очень долго отсутствуют формы косвенных падежей множественного числа прилагательных ввиду нераспро­страненности этих форм в русском языке. Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем ус­воение рода глаголов прошедшего времени. Одновремен­но появляются формы мужского и женского рода при­лагательных, которые вначале смешиваются детьми. Со­гласование прилагательного с существительным устанав­ливается сначала в мужском и женском роде, значитель­но позже в среднем.

Об усвоении детьми местоимений известно, что боль­шинство местоименных форм употребляется правильно с самого начала их появления, чему способствует частое их употребление взрослыми. Имеется небольшой началь­ный период в усвоении личных местоимений, когда ре­бенок не улавливает изменчивости значения местоимения в зависимости от лица говорящего, например говорит о себе в третьем лице или, просясь на руки, произносит: «иди ко мне».

Наречияпоявляются в числе первых слов, и их ко­личество быстро растет. К 2 годам 8 месяцам ребенок употребляет до 70 наречий, которые обозначают различ­ные отношения: 1) места (там, здесь, туда, вот, куда, назад); 2) времени (сейчас, скоро, сначала, тогда, те­перь, вчера); 3) количества (много, еще, чуть-чуть, по­полам); 4) модальности (надо, не надо, можно, нельзя, нужно); 5) температуры (горячо, тепло, холодно); 6) вкуса (вкусно, невкусно, горько); 7) оценки (хорошо,


плохо). Эти наречия фигурируют в речи детей для обо­значения места, времени, вопроса.

Числительныеусваиваются очень медленно, и лишь первые из них употребляются осмысленно в дошкольном возрасте. По данным А. Н. Гвоздева, «два» усваивается к 2 годам, «три» появляется после 2 лет 6 месяцев и ус­ваивается к 3 годам, а «четыре» и «пять» усваиваются около 3 лет 9 месяцев. Согласование числительных с су­ществительными в косвенных падежах формируется очень медленно. Позднее усвоение сочетаний числитель­ных с существительными может быть частично объяснено исключительным своеобразием связи этих именных час­тей речи в русском языке.

Служебные слова (предлоги)появляются позже всех знаменательных частей речи. Очень важно знать, что у русских детей появлению предлогов предшествует пери­од, когда взаимосвязь между словами выражается пре­имущественно посредством флексии. Раньше всего ус­ваиваются предлоги в их первообразном значении для обозначения пространственных отношений. По мере раз­вития речи значения предлогов все больше и больше де­тализируются и обогащаются.

Усвоение фонетикив основном определяется речедви-гательной сферой и зависит от артикуляционной слож­ности произносимого звука. Новые звуки появляются группами, объединенными наличием одной какой-либо артикуляционной работы, которой до этого недоставало. Имеется определенная продолжительность, в течение ко­торой появившийся звук вводится ребенком во все слова. В это время отсутствующие фонемы замещаются их суб­ститутами. Для лучшего понимания системы субституции (замены одних звуков другими) следует сгруппировать фонемы по наличию общей работы органов артикуляции, условно разделив их на звуки:

а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, со­
гласные м, п(б), м' (д'), н', к, г, х', с';

б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифферен­
циация по мягкости, твердости, озвончение всех соглас­
ных, л';

в) позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (тре­
бующие поднятия передней части языка), л, ц.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.200.106 (0.008 с.)