Содержание книги

  1. Общее недоразвитие речи у детей
  2. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой .
  3. Социальный характер возникновения и развития речи
  4. Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возни­кающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания
  5. Функции речи в психическом развитии ребенка
  6. Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи
  7. Клинические виды общего недоразвития речи
  8. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи
  9. См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
  10. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  11. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  12. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  13. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  14. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  15. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  16. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  17. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  18. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  19. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  20. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  21. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  22. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  23. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  24. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  25. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  26. Оценка сформированности речи дошкольников
  27. Обследование детской речи первого уровня развития
  28. Обследование детской речи второго уровня развития
  29. Обследование детской речи третьего уровня развития
  30. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  31. Активизация речевого подражания
  32. Второй этап обучения — первые формы слов
  33. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  34. Формирование первых форм слов
  35. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  36. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  37. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  38. Формирование двусоставного простого предложения
  39. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  40. Формирование слоговой структуры слов
  41. Формирование звукопроизношения
  42. Формирование предложения из нескольких слов
  43. Сопоставление грамматических форм слов
  44. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  45. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  46. Распространенное простое предложение
  47. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  48. Предложения с однородными членами
  49. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  50. Формирование сложного предложения


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи



МЕДИЦИНСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

ПРИЧИНЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Различные неблагоприятные воздействия как во внутри­утробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию.

Структура речевой недостаточности и процессы ком­пенсации во многом определяются тем, когда произошло мозговое поражение. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее

* См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М., 1978.


тяжелое поражение мозга под влиянием различных вред­ностей (инфекций, интоксикаций и т.п.) обычно возни­кает в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что наи­более обширные изменения структуры головного мозга возникают при его поражении на 3 —4-м месяце внутри­утробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в пе­риод влияния того или иного вредного фактора, недо­развитие может касаться преимущественно двигатель­ных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функ­ций. При неблагоприятных условиях в течение всей внут­риутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом, с более выраженным поражением отдель­ных мозговых структур, что обусловливает возникновение сложного дефекта, например сочетание олигофрении с мо­торной алалией и т.п.

Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются ин­фекции или интоксикации матери во время беременнос­ти, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовмести­мость крови матери и плода по резус-фактору или груп­повой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в пер­вые годы жизни ребенка.

В настоящее время показано, что употребление алко­голя и никотина во время беременности также может при­вести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи. При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела даже при доношенной беременности, отстают в физичес­ком и психическом развитии. Могут быть выраженными общая диспластичность телосложения, стойкие дефици­ты роста и веса, деформация грудной клетки, микроце-фальный или (реже) гидроцефальный череп, короткая шея, недоразвитие верхней и нижней челюстей, высокое, «готическое»- нёбо, узкие и короткие глазные щели, ши­рокое запавшее переносье и целый ряд других признаков, сочетающихся с различными аномалиями и пороками


развития внутренних органов, зрения, слуха и др. Общее недоразвитие речи у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможеныости, аффективной возбуди­мости и с крайне низкой умственной работоспособнос­тью. Раннее выявление этих детей, изоляция их от пью­щих родителей, правильно организованная медицин­ская, воспитательная и логопедическая работа имеют важное значение в предупреждении у них речевого и ин­теллектуального недоразвития.

В тех случаях, когда вредоносное воздействие на ре­чевые зоны мозга ребенка происходит в период, когда речь его уже сформировалась, может иметь место распад речи — афазия.

Большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

Возникновение обратимых форм общего недоразви­тия речи может быть связано с неблагоприятными усло­виями окружения и воспитания. Психическая деприва-, ция в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с нерезко выраженной ор­ганической недостаточностью центральной нервной сис­темы или с генетической предрасположенностью, то на­рушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиформизме этио­логических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследствен­ной предрасположенности, неблагоприятного окруже­ния и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, дейст­вующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наиболь­шее значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением централь­ной нервной системы.


В зависимости от времени поражения выделяют внут­риутробную патологию, нарушения со стороны цент­ральной нервной системы, связанные с родовой травмой (интранатальное поражение мозга), и постнатальное по­вреждение, возникающее под влиянием инфекций и травм уже после рождения ребенка.

Особое место в этиологии общего недоразвития речи занимает так называемая перинатальная энцефалопатия

— поражение мозга, возникшее под влиянием сочетания
неблагоприятных факторов как во внутриутробном пе­
риоде развития, так и в период родов*.

Если причиной перинатальной энцефалопатии является кислородное голодание мозга за счет внутриутробной ги­поксии и асфиксии в родах, она обозначается как гипок-сическая энцефалопатия; если имела место механическая родовая травма — как травматическая энцефалопатия', если имело место сочетание обоих факторов — гипокси-чески-травматическая энцефалопатия. Если поражение мозга произошло за счет несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности с токсическим поражением центральной нервной системы

— это билирубиновая энцефалопатия.

Общее недоразвитие речи обычно является следстви­ем резидуально-органического поражения мозга**.Его следует отличать от нарушений речевого развития при текущих нервно-психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих других).

При резидуально-органическом поражении централь­ной нервной системы выделяют два основных вида на­рушений: дизонтогенетические — как следствие недо­развития определенных структур и физиологических систем или отставания сроков их формирования; примером подобных нарушений и является общее недоразвитие речи; энцефалопатические — как следствие повреждения тех или иных структур центральной нервной системы; примером этих

* См.: Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста . — М., 1979. — С. 287 —

300. ** Термином «резидуально-органическое поражение мозга» обозначаются

состояния, которые являются результатом законченного патологического

процесса.


нарушений могут быть локальные речевые и двигатель­ные, а также другие расстройства, например дизартрия, детские церебральные параличи, гидроцефалия и т. д.

В современной зарубежной литературе описывается ряд специфических нервно-психических заболеваний детского возраста, при которых имеет место сочетание энцефало-патических и дизонтогенетических нарушений. Логопедам-практикам полезно иметь представление о некоторых из них. Синдром Реттаописан австрийским психиатром Эндрю Реттом (A. Rett) более 20 лет назад. В последние годы этот синдром привлекает к себе внимание ученых всего мира, и ему специально было посвящено несколько международных конференций. Первым признаком забо­левания является распад начальных речевых навыков с последующим проявлением тяжелого общего недоразвития речи. Заболевание отмечается только у девочек. При нор­мальном психомоторном развитии до 12 — 20 месяцев девоч­ка вдруг начинает терять речь, двигательные и предметно-манипулятивные навыки. Появляются стереотипные ритми­ческие движения рук: похлопывание, потирание, заламы-вание рук, чередующиеся с приступами криков. Через не­сколько недель или месяцев состояние стабилизируется и становится очевидной глубокая умственная отсталость ре­бенка. Нередким проявлением синдрома являются эпилеп­тические припадки. Частота синдрома значительна: 1 из 12 500 девочек в возрасте до 14 лет.

Синдром Ретта служит примером многообразия нерв­но-психических заболеваний детей раннего и дошколь­ного возраста, ведущим начальным признаком которого является недоразвитие речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.28.126 (0.006 с.)