Содержание книги

  1. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  2. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  4. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  5. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  6. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  8. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  9. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  10. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  11. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  12. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  13. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  14. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  15. Оценка сформированности речи дошкольников
  16. Обследование детской речи первого уровня развития
  17. Обследование детской речи второго уровня развития
  18. Обследование детской речи третьего уровня развития
  19. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  20. Активизация речевого подражания
  21. Второй этап обучения — первые формы слов
  22. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  23. Формирование первых форм слов
  24. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  25. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  26. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  27. Формирование двусоставного простого предложения
  28. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  29. Формирование слоговой структуры слов
  30. Формирование звукопроизношения
  31. Формирование предложения из нескольких слов
  32. Сопоставление грамматических форм слов
  33. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  34. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  35. Распространенное простое предложение
  36. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  37. Предложения с однородными членами
  38. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  39. Формирование сложного предложения
  40. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  41. Совершенствование связной речи
  42. Рассказы по серии сюжетных картинок
  43. Пересказ художественных текстов
  44. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  45. Развитие моторной деятельности
  46. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  47. Задание 13. Работа с мозаикой.
  48. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  49. Неправильное соединение элементов слов
  50. Схема системного развития           нормальной детской речи


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование сложного предложения



8 «Логопедия»



Задание 13.Предложить детям заменить имена соб­ственные (а потом нарицательные) личными местоиме­ниями в 3-м лице.

Игровой прием к заданию

«Как ты скажешь: он или она?»В игре участвуют несколько мальчиков и девочек. Каждый ребенок при­думывает, какое действие он будет выполнять. Логопед говорит:

— Вова, показывай, что ты будешь выполнять.
Вова берет ручку и бумагу и пишет письмо. Логопед

спрашивает:

— Что делает Вова?

— Вова пишет письмо, — отвечают дети.
Логопед спрашивает:

 

— Как сказать про Вову по-другому, не называя его
имени?

— Он пишет письмо. И т. д.

Задание 14.Научить детей правильно употреблять местоимения с предлогом у: у меня, у тебя, у нее, у него.

Игровой прием

«Угадай, у кого».Логопед выбирает двух детей. Одному предлагает выйти из комнаты, а потом войти и найти спрятанный предмет. Другому предлагает спря­тать предмет у кого-либо из детей. Водящий обращается к тому, кто прятал предмет: «У тебя?» А затем, указывая на остальных детей, спрашивает: «У него? У нее?»

Тот, у кого оказался предмет, отвечает: «У меня» — и становится ведущим.

Задание 15.Научить детей правильно употреблять местоимения мне, меня, мной.

Игровой прием

«Скажи про себя».Логопед выбирает водящего и дает ему задание, например:

— Коля, подойди к Вове!


Вова должен повторить просьбу логопеда, соответст­венно изменив при этом форму обращения:

— Коля, подойди ко мне!

Или логопед дает задание Саше: > — Саша, передай Коле карандаши. | Коля, обращаясь к Саше, просит его: I — Саша, передай мне карандаши. • — Саша, пойдем со мной гулять. : — Саша, проводи меня на улицу. И т. д.

', Задание16.Научить детей самостоятельно изменять l число существительных, местоимений, глаголов.

Фрагмент одного занятия

k Сначала ребенок составляет по сюжетной картинке •предложения, отвечая на вопросы: кто это? что (он, »на) делает? Далее логопед, взяв одну из картинок, иредлагает ребенку еще раз составить простое предложе-1ше, например: «Вова идет». Затем логопед спрашивает, •сак нужно сказать, если на картинке будет нарисован не ^ один мальчик, а много мальчиков. Если дети затрудняются, [тогда логопед начинает предложение, а дети заканчивают ' его.

Задание 17.Предложить детям назвать одни и те же действия в настоящем и прошедшем времени.

Игровой прием к заданию

«Ответь правильно»-.Логопед предлагает кому-то из детей выполнить ряд действий (читать, копать, писать, катать, бегать ...). Он спрашивает:

— Кто будет читать книгу? Иди, Вова, читай книгу!
Как ты про себя скажешь, что ты делаешь?

— Я читаю книгу.
Логопед убирает книгу:

— Вова, что ты делал?

— Я читал книгу.

Аналогично составляются предложения по демон­стрируемым действиям с другими глаголами.

8«                                                                                                                  227


Сначала берутся глаголы более простые, при образо­вании которых в форме прошедшего времени основа слова не меняется. При этом логопед фиксирует внима­ние детей на вопросах: «Что ты делаешь? Что ты делал?»

Задание 18.Предложить детям сравнить два оди­наковых действия, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется.

Примерный лексический материал


ест — съел несет — принес рисует — нарисовал поливает — полил вытирает — вытер


читает — прочитал копает — выкопал пишет — написал моет — вымыл


Игровой прием к заданию

«Спроси правильно».Перед логопедом и ребенком находятся предметы: колесо, книга, лопата, мыло, по­лотенце, коляска, ванночка, стакан с водой, карандаш.

Ребенок должен выбрать любой предмет из приготов­ленных и выполнить с ним действия, например взять ло­пату и имитировать копание ямы. При этом он должен четко и громко сказать, что он делает, например:

— Я копаю яму. Я мою руки. Я пью воду.
Логопед говорит:

— А теперь ты уже выполнил действие.

— Я уже выкопал(а) яму. Я уже вымыл(а) руки.
Я уже выпил(а) воду, — говорит ребенок.

Дети должны правильно задавать вопросы действу­ющим лицам, например: «Вова, что ты делаешь? Люд­мила Николаевна, а вы что сделали?»

Задание 19.Заучить стихи, в которых одни и те же глаголы употребляются в настоящем и прошедшем вре­мени.

Замечание к выполнению задания Детям объясняется, что заученный стишок можно рассказать по-разному Можно рассказать так, как будто все происходит сейчас, например «Мы руки поднимаем, опускаем» А можно рассказать так, как будто все это было давно, вчера, например «Мы руки поднимали, мы руки опускали»


Лена по лесу гуляет И тихонько напевает.

Вова по лесу гуляет, Громко песни напевает.

Котик по двору идет, Ищет маму Васька-кот.

Ходит, бродит по лужку Рыжая корова

И дает нам к вечерку Молока парного.

Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем И бегаем кругом.


Лена по лесу гуляла И тихонько напевала.

Вова по лесу гулял, Громко песни напевал.

Котик по двору пошел, Маму Васька-кот нашел.

Ходила, бродила по лужку Рыжая корова

И давала к вечерку Молока парного.

Мы ручки поднимали, Мы ручки опускали,

Мы ручки подавали И бегали кругом.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.128 (0.007 с.)