Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения

Поиск

Методические указания.Усложняя работу над сло­говой структурой слов (см. третий этап обучения), ло­гопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти сте­чения, уже правильно произносятся детьми.

При делении слов на слоги мы рекомендуем иметь в виду, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: мыш-ка (а не мы-шка), стир­ка (а не сти-рка).

Артикуляционные упражнения предлагается заме­нить упражнениями в проговаривании стечений соглас­ных звуков, но в эти упражнения включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся

* Если задание недоступно, перенести на следующие этапы обучения


слова, которые обязательно проговариваются детьми П0 слогам.

Возможно, что у многих детей будут стойкие замены мягких согласных звуков на твердые, а и на л'. В этом случае предлагается провести работу по исправлению не­достатков смягчения согласных звуков и йотации. Ис­правление этого дефекта может оказаться весьма трудо­емким.

Задание 24.Выполнить упражнения на четкое про-говаривание стечений согласных звуков и подобрать с этими звуками слова:

Мна-мно-мну  два-дво-дву    вта-вто-вту

мпа-мпо-мпу  нка-нко-нку  кна-кно-кну

пка-пко-пку   тва-тво-тву

кни   хва    ква    хма

дви    хво    кво    хмо

пки   хву    кву    хму

мни

Слова: много, два, твоя, помни, кнопка, кнуты, книги, покупка, лампа, хвалить, хмурый.

Фрагмент одного занятия

Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то логопед предлагает повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя со­гласными находился гласный звук а, например: ма-на, ма-но или да-ва, да-ву. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится негласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между а и ы, например: нъна, мъно, мъну или дъва, дъво, дъву. Наконец реду­цированный гласный совсем опускается, и стечения со­гласных произносятся без него: мна, мно, мну, два, дво, Щ и т.д. После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговари-ваются ребенком по слогам (простукиваются).

Задание 25.Если дети владеют произношением мяг-звука л', то дать его в стечениях:


пля

ДЛЯ

кля

мля

вля

тля

пле

дле

кле

мле

вле

тле

плю

длю

клю

млю

влю

тлю

пли

дли

кли

мли

вли

тли

Слова: блины, плита, пляши, клюв, длинный, клин, земля, плющ.

Задание 26.Если дети владеют приближенным зву­ком с, то провести упражнения с этим звуком со стече­нием согласных:

ске   сме сне спе   све   еле  сте ски   сми сни спи   сви   ели  сти

Задание 27.Если имеется твердый звук с, можно дать следующие сочетания:

сма сна спа ска ста смо сно спо ско сто ему сну спу ску сту

Следующие задания направлены на исправление не­достатков произношения мягких согласных звуков, если они замещаются на соответствующие твердые звуки*. (В данном случае не имеется в виду боковое произноше­ние мягких согласных звуков.)

Задание 28.Вызвать звук ы.

Фрагмент одного занятия

Звук ы лучше всего вызывать в слогах ты и пы. Ре­бенку предлагается сказать по подражанию сердито ты, пы, далее ты и пы сопоставляются с тип пи, которые детьми уже произносятся.

В основу сопоставления кладется акустическая ха­рактеристика звуков — высокого звука и и низкого звука ы.

Можно сказать, например, что сердито, твердо гово­рит большой медведь, а нежно ему отвечает маленький

Приемы исправления мягких согласных звуков и йотации описаны по­дробно в статье Жукова Н С Исправление мягких согласных звуков и йотации у детей дошкольного возраста / / Специальная школа. — Вып 2 - М , 1967


мишутка. Вначале дети на слух определяют, кто из мед­ведей говорит.

Сердито, твердо, Нежно, мягко,
язык назад:               язык вперед:

пы ды- мы вы ты ны           пи ди ми ви ти ни

Если звук ы хорошо получается в слогах, то здесь же закрепляется в словах, для чего лучше всего брать мно­жественное число существительных: боты, ноты, коты, супы, зубы, лампы, слоны и т.д.

Задание 29. Вызвать мягкие согласные т', «', п', м' в обратных слогах:

ать оть уть ить апь опь  упь ипь ань онь * унь инь амь омь умь имь

Фрагменты одного занятия

Используется следующий прием: ребенку предлага­ется потянуть подольше звук и в слогах типа ании, атии, а затем этот же слог укоротить, т.е. сказать его коротко, с маленьким коротким и. На месте полноглас­ного звука и в слогах апи, ани, ати сначала произносим редуцированный звук переднего ряда, нечто среднее между и не: апи, ани, am" или on", он", от". Полногласное м, которое смягчает предшествующий согласный, произ­носится все короче и короче, а затем совсем опускается. Сопоставляя полнозвучное и с его редуцированным ва­риантом в слогах, которые ребенок произносит то длин­но, то коротко: апи — an", они — он", ати — am", мы закрепляем мягкость согласного на конце слов: кони, но конь и т.д.

Можно предложить сначала сказать слово с длинным м, а потом это же слово сказать покороче, например: пити — пить, мыти — мыть, ходити — ходить и т.д.

Необходимо закрепить сочетание -тъ в инфинитиве, используя словосочетания: надо мыть, надо ходить, надо есть, шить, пить, сушить, лепить, носить, строить, лежать, гудеть и т.д.


Задание 30.Провести сопоставление обратных мяг­ких и твердых слогов:

ап -ам -

- апь - амь

ат ан

— ать — ань

оп ом

— опь — омь

от он

— оть — онь

ап — апь  ат — ать оп — опь    от — оть ам — амь ан — ань ом — омь   он — онь

Задание 31.Вызвать мягкие согласные звуки n'(6')t м', н', т'(д')перед гласными а, о, у.

пя-бя-мя-тя-дя-ня        тё-дё-нё (тю-дю)

Замечание к проведению задания. Произнесение мягких со­гласных перед гласными непереднего ряда (а, о, у) не вызывает трудностей, если хорошо усвоена мягкость согласного в обратном слоге и на конце слов В противном случае между мягкими согласными и следующим гласным дети могутупорнопроизноситьм(йот): «пьять» (пять), «мьяу»или«мняу» (ляг/), «мнячик» (мячик).

Чтобы добиться смягчения согласных перед гласными а, о, у, можно ис­пользовать следующие приемы. Предлагать ребенку произносить сочетания пиа-пиа, пья-пя, миа-миа, мья-мня, все убыстряя темп. Можно также дать мягкое сочетание ль, пъ, тъ между двумя одинаковыми гласными, например: амь-а, апь-а, атъ-а. Сначала логопед, а вслед за ним и ребенок делает не­большую паузу между мягким согласным и последующим гласным, говорит как бы с остановкой, затем предлагается произнести с остановкой апь-а, без остановкиапя; с остановкой атъ-а, без остановки атя. Предварительно можно то же самое проделать с твердыми звуками.

г

ма — мя

та — тя

то — те

до - дё

па — пя

да - дя

ту — тю

ду - дю

ба — бя

на — ня

но — не

во — вё

Задание 32.Провести сопоставление прямых твер­дых и прямых мягких слогов:

ма — мя   та — тя   то — те          до — дё

па — пя   да — дя  ту — тю         ду — дю

ба — бя    на — ня  но — не         во — вё

Задание 33.Вызвать у детей или поставить звук и (йот) и провести дифференциацию звуков и и л'.

Замечание к заданию. Это задание предлагается для работы с детьми, которые упорно заменяют звук и (йот) звуком л'.

После постановки звука и, который легко ставится от гласного и в дифтонгах аи, ой, эй,мы включаем его в слоги и сопоставляем его с л'.

При сопоставлении слогов я — ля, е — ле, ю — лю, ё — лё и обратных им основное внимание мы уделяем положению кончика языка.

После сопоставления и с мягким л' сначала в слогах, а потом в отдельных словах типа йод — лед, ямка — лямка, даль — дай мы предлагаем подобрать как можно больше глаголов с основой настоящего времени на и, на­пример: дай, гуляй, мой, шей, пей, стой, пой, строй.


Я мою плиту водой.

Я даю Оле юбку.

Я иду по льду.

Я ем малину, калину.

Я бегаю.

Я гуляю по поляне.

Оля дает Коле йод. Галя моет плиту водой. Лена дает Оле юбку.


Я пою песню.

Я даю юбку Оле.

Я пью воду.

Я купаю Лялю.

Я бью мяч ногой.

На поляне много малины.

Оля дает опята Коле.

Коля стоит на льду.

Толя бегает по поляне. И т.д.


Задание 34-Закрепить правильное произношение звуков ы, л', и и мягких согласных.

После того как отдифференцированы в слогах и не­которых словах мягкие согласные п, б, м, ф, в, т, д, н перед гласными непереднего ряда а, о, у от соответ­ствующих твердых звуков и поставлен и закреплен звук и (йот), мы переходим к широкому накоплению правиль­но произносимых слов и предложений, в которых будут идти непрерывные чередования мягких и твердых зву­ков. Однако на первых порах рекомендуем из речевого материала исключить отсутствующие в речи ребенка звуки, а также группы согласных, которые недоступны для произношения.

Примерный лексический материал Глаголы: упали, купали, идем, даем, пьем, льем, поет, пели, поливали, катали, катает. Предложения

Дина и Надя ели дыню. Дима, на дыню. Дима, уйди. Мы идем, мы поем. Мы гуляем, мы летаем. У Дины винт. У Нади ноты. Коля пилит липу. Мама и Надя пекли блины (ели блины, малину). Коля и Петя пили воду. Надя и Петя мыли боты.

Дети сиде-ли. Дети спа-ли. Дети обеда-ли. Дети пе-ли.

Коля и Толя упа-ли.

Коля и Оля гуля-ли.

Дети воду пи-ли.

Дети малину е-ли.

Оля и Валя мы-ли ноги.

Оля и Валя наде-ли боты.

Оля и Коля бега-ли в поле.

Дима и Тина пили-ли липу.


7 «Логопедия»



т

Оля и Валя купа-ли Лялю. Летом дети много гуляют и поют. Тема идет домой. Тема дома. Мне пять лет. У меня пять котят. Коля и Лена пилят полено.

Рассказ

Коля и Оля бегали в поле. Надя и Петя гуляли- на поляне. На поляне были опята, но дети их не видели На поляне были и ягоды. Потом дети ели ягоды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.013 с.)