Содержание книги

  1. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  2. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  4. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  5. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  6. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  8. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  9. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  10. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  11. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  12. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  13. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  14. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  15. Оценка сформированности речи дошкольников
  16. Обследование детской речи первого уровня развития
  17. Обследование детской речи второго уровня развития
  18. Обследование детской речи третьего уровня развития
  19. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  20. Активизация речевого подражания
  21. Второй этап обучения — первые формы слов
  22. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  23. Формирование первых форм слов
  24. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  25. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  26. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  27. Формирование двусоставного простого предложения
  28. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  29. Формирование слоговой структуры слов
  30. Формирование звукопроизношения
  31. Формирование предложения из нескольких слов
  32. Сопоставление грамматических форм слов
  33. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  34. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  35. Распространенное простое предложение
  36. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  37. Предложения с однородными членами
  38. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  39. Формирование сложного предложения
  40. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  41. Совершенствование связной речи
  42. Рассказы по серии сюжетных картинок
  43. Пересказ художественных текстов
  44. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  45. Развитие моторной деятельности
  46. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  47. Задание 13. Работа с мозаикой.
  48. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  49. Неправильное соединение элементов слов
  50. Схема системного развития           нормальной детской речи


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения



Методические указания.Усложняя работу над сло­говой структурой слов (см. третий этап обучения), ло­гопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти сте­чения, уже правильно произносятся детьми.

При делении слов на слоги мы рекомендуем иметь в виду, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: мыш-ка (а не мы-шка), стир­ка (а не сти-рка).

Артикуляционные упражнения предлагается заме­нить упражнениями в проговаривании стечений соглас­ных звуков, но в эти упражнения включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся

* Если задание недоступно, перенести на следующие этапы обучения


слова, которые обязательно проговариваются детьми П0 слогам.

Возможно, что у многих детей будут стойкие замены мягких согласных звуков на твердые, а и на л'. В этом случае предлагается провести работу по исправлению не­достатков смягчения согласных звуков и йотации. Ис­правление этого дефекта может оказаться весьма трудо­емким.

Задание 24.Выполнить упражнения на четкое про-говаривание стечений согласных звуков и подобрать с этими звуками слова:

Мна-мно-мну  два-дво-дву    вта-вто-вту

мпа-мпо-мпу  нка-нко-нку  кна-кно-кну

пка-пко-пку   тва-тво-тву

кни   хва    ква    хма

дви    хво    кво    хмо

пки   хву    кву    хму

мни

Слова: много, два, твоя, помни, кнопка, кнуты, книги, покупка, лампа, хвалить, хмурый.

Фрагмент одного занятия

Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то логопед предлагает повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя со­гласными находился гласный звук а, например: ма-на, ма-но или да-ва, да-ву. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится негласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между а и ы, например: нъна, мъно, мъну или дъва, дъво, дъву. Наконец реду­цированный гласный совсем опускается, и стечения со­гласных произносятся без него: мна, мно, мну, два, дво, Щ и т.д. После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговари-ваются ребенком по слогам (простукиваются).

Задание 25.Если дети владеют произношением мяг-звука л', то дать его в стечениях:


пля

ДЛЯ

кля

мля

вля

тля

пле

дле

кле

мле

вле

тле

плю

длю

клю

млю

влю

тлю

пли

дли

кли

мли

вли

тли

Слова: блины, плита, пляши, клюв, длинный, клин, земля, плющ.

Задание 26.Если дети владеют приближенным зву­ком с, то провести упражнения с этим звуком со стече­нием согласных:

ске   сме сне спе   све   еле  сте ски   сми сни спи   сви   ели  сти

Задание 27.Если имеется твердый звук с, можно дать следующие сочетания:

сма сна спа ска ста смо сно спо ско сто ему сну спу ску сту

Следующие задания направлены на исправление не­достатков произношения мягких согласных звуков, если они замещаются на соответствующие твердые звуки*. (В данном случае не имеется в виду боковое произноше­ние мягких согласных звуков.)

Задание 28.Вызвать звук ы.

Фрагмент одного занятия

Звук ы лучше всего вызывать в слогах ты и пы. Ре­бенку предлагается сказать по подражанию сердито ты, пы, далее ты и пы сопоставляются с тип пи, которые детьми уже произносятся.

В основу сопоставления кладется акустическая ха­рактеристика звуков — высокого звука и и низкого звука ы.

Можно сказать, например, что сердито, твердо гово­рит большой медведь, а нежно ему отвечает маленький

Приемы исправления мягких согласных звуков и йотации описаны по­дробно в статье Жукова Н С Исправление мягких согласных звуков и йотации у детей дошкольного возраста / / Специальная школа. — Вып 2 - М , 1967


мишутка. Вначале дети на слух определяют, кто из мед­ведей говорит.

Сердито, твердо, Нежно, мягко,
язык назад:               язык вперед:

пы ды- мы вы ты ны           пи ди ми ви ти ни

Если звук ы хорошо получается в слогах, то здесь же закрепляется в словах, для чего лучше всего брать мно­жественное число существительных: боты, ноты, коты, супы, зубы, лампы, слоны и т.д.

Задание 29. Вызвать мягкие согласные т', «', п', м' в обратных слогах:

ать оть уть ить апь опь  упь ипь ань онь * унь инь амь омь умь имь

Фрагменты одного занятия

Используется следующий прием: ребенку предлага­ется потянуть подольше звук и в слогах типа ании, атии, а затем этот же слог укоротить, т.е. сказать его коротко, с маленьким коротким и. На месте полноглас­ного звука и в слогах апи, ани, ати сначала произносим редуцированный звук переднего ряда, нечто среднее между и не: апи, ани, am" или on", он", от". Полногласное м, которое смягчает предшествующий согласный, произ­носится все короче и короче, а затем совсем опускается. Сопоставляя полнозвучное и с его редуцированным ва­риантом в слогах, которые ребенок произносит то длин­но, то коротко: апи — an", они — он", ати — am", мы закрепляем мягкость согласного на конце слов: кони, но конь и т.д.

Можно предложить сначала сказать слово с длинным м, а потом это же слово сказать покороче, например: пити — пить, мыти — мыть, ходити — ходить и т.д.

Необходимо закрепить сочетание -тъ в инфинитиве, используя словосочетания: надо мыть, надо ходить, надо есть, шить, пить, сушить, лепить, носить, строить, лежать, гудеть и т.д.


Задание 30.Провести сопоставление обратных мяг­ких и твердых слогов:

ап -ам -

- апь - амь

ат ан

— ать — ань

оп ом

— опь — омь

от он

— оть — онь

ап — апь  ат — ать оп — опь    от — оть ам — амь ан — ань ом — омь   он — онь

Задание 31.Вызвать мягкие согласные звуки n'(6')t м', н', т'(д')перед гласными а, о, у.

пя-бя-мя-тя-дя-ня        тё-дё-нё (тю-дю)

Замечание к проведению задания. Произнесение мягких со­гласных перед гласными непереднего ряда (а, о, у) не вызывает трудностей, если хорошо усвоена мягкость согласного в обратном слоге и на конце слов В противном случае между мягкими согласными и следующим гласным дети могутупорнопроизноситьм(йот): «пьять» (пять), «мьяу»или«мняу» (ляг/), «мнячик» (мячик).

Чтобы добиться смягчения согласных перед гласными а, о, у, можно ис­пользовать следующие приемы. Предлагать ребенку произносить сочетания пиа-пиа, пья-пя, миа-миа, мья-мня, все убыстряя темп. Можно также дать мягкое сочетание ль, пъ, тъ между двумя одинаковыми гласными, например: амь-а, апь-а, атъ-а. Сначала логопед, а вслед за ним и ребенок делает не­большую паузу между мягким согласным и последующим гласным, говорит как бы с остановкой, затем предлагается произнести с остановкой апь-а, без остановкиапя; с остановкой атъ-а, без остановки атя. Предварительно можно то же самое проделать с твердыми звуками.

г

ма — мя

та — тя

то — те

до - дё

па — пя

да - дя

ту — тю

ду - дю

ба — бя

на — ня

но — не

во — вё

Задание 32.Провести сопоставление прямых твер­дых и прямых мягких слогов:

ма — мя   та — тя   то — те          до — дё

па — пя   да — дя  ту — тю         ду — дю

ба — бя    на — ня  но — не         во — вё

Задание 33.Вызвать у детей или поставить звук и (йот) и провести дифференциацию звуков и и л'.

Замечание к заданию. Это задание предлагается для работы с детьми, которые упорно заменяют звук и (йот) звуком л'.

После постановки звука и, который легко ставится от гласного и в дифтонгах аи, ой, эй,мы включаем его в слоги и сопоставляем его с л'.

При сопоставлении слогов я — ля, е — ле, ю — лю, ё — лё и обратных им основное внимание мы уделяем положению кончика языка.

После сопоставления и с мягким л' сначала в слогах, а потом в отдельных словах типа йод — лед, ямка — лямка, даль — дай мы предлагаем подобрать как можно больше глаголов с основой настоящего времени на и, на­пример: дай, гуляй, мой, шей, пей, стой, пой, строй.


Я мою плиту водой.

Я даю Оле юбку.

Я иду по льду.

Я ем малину, калину.

Я бегаю.

Я гуляю по поляне.

Оля дает Коле йод. Галя моет плиту водой. Лена дает Оле юбку.


Я пою песню.

Я даю юбку Оле.

Я пью воду.

Я купаю Лялю.

Я бью мяч ногой.

На поляне много малины.

Оля дает опята Коле.

Коля стоит на льду.

Толя бегает по поляне. И т.д.


Задание 34-Закрепить правильное произношение звуков ы, л', и и мягких согласных.

После того как отдифференцированы в слогах и не­которых словах мягкие согласные п, б, м, ф, в, т, д, н перед гласными непереднего ряда а, о, у от соответ­ствующих твердых звуков и поставлен и закреплен звук и (йот), мы переходим к широкому накоплению правиль­но произносимых слов и предложений, в которых будут идти непрерывные чередования мягких и твердых зву­ков. Однако на первых порах рекомендуем из речевого материала исключить отсутствующие в речи ребенка звуки, а также группы согласных, которые недоступны для произношения.

Примерный лексический материал Глаголы: упали, купали, идем, даем, пьем, льем, поет, пели, поливали, катали, катает. Предложения

Дина и Надя ели дыню. Дима, на дыню. Дима, уйди. Мы идем, мы поем. Мы гуляем, мы летаем. У Дины винт. У Нади ноты. Коля пилит липу. Мама и Надя пекли блины (ели блины, малину). Коля и Петя пили воду. Надя и Петя мыли боты.

Дети сиде-ли. Дети спа-ли. Дети обеда-ли. Дети пе-ли.

Коля и Толя упа-ли.

Коля и Оля гуля-ли.

Дети воду пи-ли.

Дети малину е-ли.

Оля и Валя мы-ли ноги.

Оля и Валя наде-ли боты.

Оля и Коля бега-ли в поле.

Дима и Тина пили-ли липу.


7 «Логопедия»



т

Оля и Валя купа-ли Лялю. Летом дети много гуляют и поют. Тема идет домой. Тема дома. Мне пять лет. У меня пять котят. Коля и Лена пилят полено.

Рассказ

Коля и Оля бегали в поле. Надя и Петя гуляли- на поляне. На поляне были опята, но дети их не видели На поляне были и ягоды. Потом дети ели ягоды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.194.230 (0.008 с.)