Формирование первых форм слов
Методические указания.После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиться от них воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным достижением в развитии речи будет умение детей объединять два слова водном предложении, например «Петя, пусти» или «Дай шарик».
Дети должны научиться выражать свои желания не с помощью жестов, аморфных слов или неизменяемых существительных в именительном падеже, а в повелительной форме глагола. Надо помнить, что некоторые дети не сразу могут овладеть слоговой структурой предлагаемых глаголов, поэтому вначале допустимо прого-варивание только ударного слога, но в дальнейшем должны воспроизводиться минимум два слога.
На данном уровне развития речи не рекомендуется исправлять звукопроизношение. Логопед может пренебречь произносительными возможностями детей. Однако небезразлично, какими звуками на определенных этапах формирования речи мы будем пренебрегать. Так, на Данном этапе работы желательно, чтобы дети произносили все гласные, кроме звука ы. Желательно (но не обязательно), чтобы согласные м, п (б), т (д) не замещались со-
гласными звуками другого места образования, например звуком к. Все согласные звуки могут оставаться недифференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие.
Все согласные язычно-передненёбные (ш, ж, ч, щ)1 требующие поднятия передней части языка к верхним альвеолам, могут замещаться одним общим фрикативным звуком, например мягким с. Допустимы и грубые замещения свистящих и шипящих, например замена свистящих и шипящих призубным звуком. Закономерным является отсутствие соноров. Но уже на этом этапе становления речи следует обратить особое внимание на наличие звука м(йот). Этот звук может быть легко вызван по подражанию в дифтонгах: ом, аи,эй.
Если звуковые нарушения речи сложные и ребенок совершенно не овладевает хотя бы приближенными артикуляциями звуков, тогда логопедическую работу надо строить на базе интонационно-ритмического воспроизведения слов. Только после того как дети овладеют короткой фразовой речью с некоторым запасом необходимых слов, в которых сохраняется интонационно-мелодический рисунок, начинается работа по коррекции звукопро-изношения. С трехлетними детьми эту работу целесообразнее начинать на материале «лепетных слов».
Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать и т.д. предмет; до-говаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.
Задание 11.Научить детей называть знакомые лица, предметы или предметные картинки.
Примерный лексический материал
1. Имена близких людей, состоящие из двух слогов:
а) одинаковых: мама, папа, баба, Тата, Ляля, дядя,
НЯНЯ',
б) из разных слогов с ударением на первом слоге: Вдва, Нина, Валя, Hdma, Толя, для, Коля, Tdw, Митя, Витя, Kdna, Лена, Поля, Гdля, Тбма, Kdma.
2. Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, сад, пол, мяч, стул, хлеб, таз, рот, лес.
3. Двухсложные слова:
а) с ударением на первом слоге: вата, нбги, руки, киса, муха, зубы, ухо, боты, мъ'то, рыба, каша, шуба, бусы, осы, Ама, сини;
б) с ударением на втором слоге: пила, нога, рука,
вода, лиса, коза, лицо, яйцо.
4. Трехсложные слова:
а) с ударением на втором (среднем) слоге: машина,
малина, собака, лопйта, ворбна, корова, панама;
б) с ударением на первом слоге:
Агода, кубики, дерево;
в) с ударением на последнем слоге: молокд, головй, сапоги, самолет.
Задание 12.Научить детей «наращивать» слоги к концу слов*.
--- V
му-ка ру-ка по-ка
баб-ка
дуд-ка кош-ка
лап-ка зай-ка лей-ка
ут-ка внуч-ка щет-ка книж-ка мой-ка сказ-ка
щу-ка
мыш-ка шуб-ка юб-ка
гал-ка пал-ка вил-ка
двер-ка клет-ка птич-ка
шап-ка бул-ка гай-ка нож-ка лож-ка
сум-ка бан-ка пуш-ка реч-ка пап-ка
вет-ка мош-ка ел-ка
тер-ка гор-ка нит-ка
пол-ка
доч-ка
туч-ка
|