Содержание книги

  1. См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
  2. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  3. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  4. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  5. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  6. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  7. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  8. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  9. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  10. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  11. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  12. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  13. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  14. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  15. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  16. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  17. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  18. Оценка сформированности речи дошкольников
  19. Обследование детской речи первого уровня развития
  20. Обследование детской речи второго уровня развития
  21. Обследование детской речи третьего уровня развития
  22. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  23. Активизация речевого подражания
  24. Второй этап обучения — первые формы слов
  25. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  26. Формирование первых форм слов
  27. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  28. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  29. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  30. Формирование двусоставного простого предложения
  31. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  32. Формирование слоговой структуры слов
  33. Формирование звукопроизношения
  34. Формирование предложения из нескольких слов
  35. Сопоставление грамматических форм слов
  36. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  37. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  38. Распространенное простое предложение
  39. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  40. Предложения с однородными членами
  41. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  42. Формирование сложного предложения
  43. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  44. Совершенствование связной речи
  45. Рассказы по серии сюжетных картинок
  46. Пересказ художественных текстов
  47. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  48. Развитие моторной деятельности
  49. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  50. Задание 13. Работа с мозаикой.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование первых форм слов



Методические указания.После того как у детей воз­никла потребность подражать слову взрослого, необхо­димо добиться от них воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным достижением в развитии речи будет умение детей объединять два слова водном предложении, например «Петя, пусти» или «Дай шарик».

Дети должны научиться выражать свои желания не с помощью жестов, аморфных слов или неизменяемых существительных в именительном падеже, а в повели­тельной форме глагола. Надо помнить, что некоторые дети не сразу могут овладеть слоговой структурой пред­лагаемых глаголов, поэтому вначале допустимо прого-варивание только ударного слога, но в дальнейшем долж­ны воспроизводиться минимум два слога.

На данном уровне развития речи не рекомендуется ис­правлять звукопроизношение. Логопед может прене­бречь произносительными возможностями детей. Одна­ко небезразлично, какими звуками на определенных эта­пах формирования речи мы будем пренебрегать. Так, на Данном этапе работы желательно, чтобы дети произносили все гласные, кроме звука ы. Желательно (но не обязатель­но), чтобы согласные м, п (б), т (д) не замещались со-


гласными звуками другого места образования, например звуком к. Все согласные звуки могут оставаться недиф­ференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Все согласные язычно-передненёбные (ш, ж, ч, щ)1 требующие поднятия передней части языка к верхним альвеолам, могут замещаться одним общим фрикатив­ным звуком, например мягким с. Допустимы и грубые замещения свистящих и шипящих, например замена свистящих и шипящих призубным звуком. Закономер­ным является отсутствие соноров. Но уже на этом этапе становления речи следует обратить особое внимание на наличие звука м(йот). Этот звук может быть легко вызван по подражанию в дифтонгах: ом, аи,эй.

Если звуковые нарушения речи сложные и ребенок совершенно не овладевает хотя бы приближенными ар­тикуляциями звуков, тогда логопедическую работу надо строить на базе интонационно-ритмического воспроизве­дения слов. Только после того как дети овладеют корот­кой фразовой речью с некоторым запасом необходимых слов, в которых сохраняется интонационно-мелодичес­кий рисунок, начинается работа по коррекции звукопро-изношения. С трехлетними детьми эту работу целесооб­разнее начинать на материале «лепетных слов».

Рекомендуется использовать следующие логопедиче­ские приемы: называние предметов или предметных кар­тинок; просьба передать, взять, отдать и т.д. предмет; до-говаривание начатых логопедом фраз со зрительной опо­рой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Задание 11.Научить детей называть знакомые лица, предметы или предметные картинки.

Примерный лексический материал

1. Имена близких людей, состоящие из двух слогов:

а) одинаковых: мама, папа, баба, Тата, Ляля, дядя,

НЯНЯ',

б) из разных слогов с ударением на первом слоге:
Вдва, Нина, Валя, Hdma, Толя, для, Коля, Tdw,
Митя, Витя, Kdna, Лена, Поля, Гdля, Тбма, Kdma.


2. Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, лук, дом,
ком, сок, лоб, нос, сад, пол, мяч, стул, хлеб, таз, рот, лес.

3. Двухсложные слова:

а) с ударением на первом слоге: вата, нбги, руки,
киса, муха, зубы, ухо, боты, мъ'то, рыба, каша, шуба,
бусы, осы, Ама, сини;

б) с ударением на втором слоге: пила, нога, рука,

вода, лиса, коза, лицо, яйцо.

4. Трехсложные слова:

а) с ударением на втором (среднем) слоге: машина,

малина, собака, лопйта, ворбна, корова, панама;

б) с ударением на первом слоге:

Агода, кубики, дерево;

в) с ударением на последнем слоге: молокд, головй,
сапоги, самолет.

Задание 12.Научить детей «наращивать» слоги к концу слов*.

---  V

му-ка ру-ка по-ка

баб-ка

дуд-ка кош-ка

лап-ка зай-ка лей-ка

ут-ка  внуч-ка щет-ка книж-ка мой-ка сказ-ка

щу-ка

мыш-ка шуб-ка юб-ка

гал-ка пал-ка вил-ка

двер-ка клет-ка птич-ка

 

шап-ка бул-ка гай-ка нож-ка лож-ка

сум-ка бан-ка пуш-ка реч-ка пап-ка

 

 

вет-ка мош-ка ел-ка

тер-ка гор-ка нит-ка

 

 

пол-ка

доч-ка

 

 

 

туч-ка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.35.58 (0.006 с.)