Содержание книги

  1. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  2. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  3. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  4. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  5. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  6. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  7. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  8. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  10. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  11. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  12. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  13. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  14. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  15. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  16. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  17. Оценка сформированности речи дошкольников
  18. Обследование детской речи первого уровня развития
  19. Обследование детской речи второго уровня развития
  20. Обследование детской речи третьего уровня развития
  21. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  22. Активизация речевого подражания
  23. Второй этап обучения — первые формы слов
  24. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  25. Формирование первых форм слов
  26. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  27. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  28. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  29. Формирование двусоставного простого предложения
  30. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  31. Формирование слоговой структуры слов
  32. Формирование звукопроизношения
  33. Формирование предложения из нескольких слов
  34. Сопоставление грамматических форм слов
  35. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  36. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  37. Распространенное простое предложение
  38. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  39. Предложения с однородными членами
  40. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  41. Формирование сложного предложения
  42. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  43. Совершенствование связной речи
  44. Рассказы по серии сюжетных картинок
  45. Пересказ художественных текстов
  46. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  47. Развитие моторной деятельности
  48. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  49. Задание 13. Работа с мозаикой.
  50. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.



Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.

|                                                                                                                  145


Задание 13.Научить детей объединять усвоеннь, слова в двухсловные предложения типа: вопросительнс слово (где) + именительный падеж существительной указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + им( -нительный падеж существительного.

 

где зайка? — вот зайка

это ножка тут пушка

где майка? — вот майка

это мошка тут кружка

где галка? — вот галка

это ложка тут мушка

где палка? — вот палка

это кошка тут булка

Это малина, это машина

это лопата это самолет

И т.д.

 

Примечание. От детей не требуется точной дифференциации по зна­чению слов вот, там, тут, здесь Задание выполняется примерно так же, как и на первом этапе обучения (см. задание 21) Лексический материал под­бирается таким образом, чтобы ребенок мог воспроизвести интонационно-рит­мический рисунок слова.

Задание 14.Научить детей отдавать команды (кук­лам, игрушкам, своему товарищу), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения.

 

иди

спи

неси

лови

дай

встань — сядь

снимай

сиди

пусти

ищи

зови

мой

прыгай

вставай

ходи веди

лепи руби

туши лежи

звони пили

стой пой

копай сажай

одевай помоги

гуди буди кати

 

пиши пляши

КОЛИ

беги

лей пей бей

стирай катай открой

 

уйди

 

 

 

ешь

закрой

 

Замечание к заданию. Логопед добивается, чтобы ребенок сохра­нял ударный слог с ясным произношением конечного звука и, а затем диф­тонгов ом, ейОстальные звуки слов могут быть приближенными или заме­щаемыми.

Логопед подбирает речевой материал на свое усмотрение, а глаголы по сходству последнего слога На начальных этапах речевого развития достаточ­но, чтобы у детей в запасе было 8—10 названий действий В трехсложных словах может опускаться один слог, стечения согласных могут опускаться во всех словах.

Задание 15.Научить детей объединять в одном пред­ложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.

 

Миша, лежи. Нина, лови.

Лежи, Миша. Спи, Ляля.

Прыгай, зайка. Вставай, Оля.


Тата, спи. Катя, иди. рова, пили. р4ама, неси. Папа, руби.

Пиши, папа. Стой, Ляля. Сиди, мишка. Лежи, мишка. Миша, дыши.

Ешь, Петя. Пей, Оля. Иди, Оля. Беги, Катя,

Задание 16.Научить детей объединять слова: обра­щение + глагол повелительного наклонения единствен­ного числа + винительный падеж существительного:

а) винительный падеж существительного совпадает с формой именительного падежа:

 

дай

мяч

шарик грибок.

неси I
на __  |

кубики

 

бери

суп

 

ищи

чулки

носки платок

лови

мяч

 

открой

шкаф

 

закрой

дверь

 

б) винительный падеж существительного имеет окончание -у:

возьми

вату

лопату

собаку

 

куклу

пирамиду

мишку

дай

~палку

игрушку

'зайку

 

ложку

чашку

утку

 

_вилку

 

корову

Игровые приемы к заданию «Выбери игрушку».Дети становятся в круг. В сере­дине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (шар, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч Другому, просит: «Вова, дай шар (кубик)», «Таня, дай куклу (лопатку)» и т.д.

Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту про­сьбу: положить мяч на стол, взять со стола названную игрушку, сказать: «Оля, на (возьми) шар».

«Подскажи нужное слово».Дети садятся вокруг стола. На столе разложены перевернутые картинки. Ло­гопед говорит, обращаясь к одному из детей: «Вова, вымой...». Вова открывает одну из лежащих картинок


и называет ее (руки, уши, лицо). Вова выполняет , действие (имитирует мытье рук, ушей, лица).

«Раздай правильно».На столе стоят чашки с водод соком, чаем, молоком, компотом, кофе. На тарелочках лежат сыр, хлеб, колбаса, печенье и т. д. Логопед или воспитатель вызывает двух детей. Одному дает поднос с чашкой, другому поднос с тарелкой. Объясняет, что Таня хочет (будет) пить, а Вова хочет (будет) есть. Тане надо принести то, что можно пить, а Вове то, что можно есть. Дети разносят продукты и ставят их на соответст­вующий поднос, проговаривая: «Таня, пей молоко (сок компот и т. д.)», «Вова, ешь хлеб (сыр, яблоко)».

Задание 17.Научить детей грамматически раздель­но употреблять форму именительного и винительного (с окончанием -у) падежей одних и тех же слов.


это утка — дай утку это собака — дай собаку это киса — дай кису


это машина — дай машину это лопата — дай лопату


Фрагмент одного занятия

В этом задании можно сочетать две задачи: оформле­ние предложений и развитие памяти детей.

Логопед подбирает картинки, изображающие предме­ты или животных. Пачку перевернутых картинок кладут перед детьми.

Предлагается взять картинку, назвать ее и запомнить. Доставая картинку из пачки, ребенок называет ее, запо­минает и берет себе. Дети называют картинки, употребляя слово в именительном падеже единственного числа, напри­мер: «Это утка». После того как картинки названы, дети передают их ведущему, а затем просят у ведущего свои кар­тинки, например: «Вова, дай мишку», «Вова, дай лопатку» и т.д. Передавая картинки, ведущий должен сказать: «Таня, на мишку». Каждому ребенку предлагается запо­мнить столько картинок, сколько он сможет.

Задание 18.Научить детей употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а


ТС1У[ соединять их в словосочетания со словами хочу, 3<я надо, не надо, можно.

Игровой прием к заданию

«Угадай, кто что будет делать».На столе сидят

уклы, одетые по-разному в зависимости от того, что они

дудут делать: кукла, одетая в пальто, шапку или пижаму;

i/укла, сидящая в фартучке, с ложкой в руке; кукла с

карандашом и листком бумаги и т.д.

Логопед предлагает ребенку угадать, какая из кукол что должна делать.

— Вова, покажи, кто из них должен идти спать.
Ребенок показывает на куклу в пижаме.

— А как ты ей скажешь, чтобы они пошла спать?

— Иди спать!

 

— Правильно. А кто из них пойдет гулять? Покажи.
Что ты ей скажешь?

— Иди гулять!

— Верно.

Задание 19.Проследить, чтобы в общении дети ис­пользовали имеющиеся в их активной речи словосоче­тания, например выражали желания (дай + существи­тельное, хочу + инфинитив), спрашивали разрешение (можно + инфинитив или существительное), выражали повеление и т. д.

Примерные обиходные словосочетания: дай(хлеба, воды, игрушку и т. д.); налей (супу, киселя, воды, молока); хочу (есть, пить, спать, гулять, иг­рать); можно спать?, можно идти?, можно гулять?, можно кушать?, можно встать?;идем(играть, гулять, строить, лепить и т.д.); мой (лицо, уши, руки, шею).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.69 (0.007 с.)