Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активизация речевого подражания
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Методические указания.Предлагаемые задания для развития понимания речи предназначаются для работы с детьми, которые с трудом понимают обращенные к ним элементарные просьбы показать или принести что-либо из окружающих их предметов, показать части своего тела: нос, уши, рот и т. д. Основная задача логопедического воздействиязаключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются: их игрушки; части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.); предметы туалета (мыло, зубная щетка, гребешок, полотенце); предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка); отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет); названия животных, которых ребенок часто видит. Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, рисует, несет, везет, подает). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди (папа, мама, братья, сестры и т.д.), но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, варит, моет, шьет, подметает, гладит, рубит, пилит и т.д.), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, гудит; самолет летит; телефон звонищ листья падают). Надо помнить, что у детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь может быть намного меньше предметного пассивного словаря. Поэтому если дети знают названия предметов, некоторых животных и т.д., то необходимо как можно скорее начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого? На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов, а поэтому не ставим задачу различать такие слова, как там — тут, здесь — там, открой — закрой, куда — откуда, чем — с чем и т. д. При обучении пониманию вопросов где? кому? куда? откуда? и т. д. дети первоначально опираются не на различное звуковое выражение этих слов, например куда — откуда, чем — с чем, а на широкий языковой контекст вопроса. Для этого в вопросах логопеда должны быть «подсказывающие» слова, хорошо знакомые детям; только после того как дети хорошо научатся понимать эти вопросы, из них постепенно убираются все «подсказывающие» слова. Поэтому первоначально со сходными по звучанию вопросительными словами логопед употребляет разные названия действий и предметов, например: откуда достал (книги), но куда положил, кому отдал. Точно так же мы просим одеть куклу,если она раздета, или закрыть дверь, если она открыта, но не просим совершить действие, ставя ребенка перед выбором одного действия из двух, например: застегни пальто кукле — расстегни пальто кукле, возьми ложку — возьми ложкой. На следующих этапах логопедической работы разные вопросительные слова будут употребляться при одинаковых глаголах: откуда приехал — куда приехал, чем ешь — с чем ешь и т. д.
Итак, в самом начале логопедической работы дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием, а не на звуковые различия слов. С неговорящими детьми, плохо понимающими обращенную к ним речь (при нормальном слухе и первично охранном интеллекте), логопедическая работа начина-тся с многократного проговаривания ситуации. Взрослый, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки и т. д., называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, называет те пщущения' которые испытывает ребенок (холодно, тепло, вкусно и т. д.). Взрослый говорит короткими предложениями из 2 — 4 слов, делая паузы, одни и те же словосочетания он повторяет по 2 — 3 раза, одни и те же слова употребляет в разных грамматических формах, которые отражают различные взаимоотношения называемых предметов. Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но с обязательным, несколько нарочитым выделением ударного гласного, для чего ударный гласный немного растягивается. Вся речь логопеда насыщена вопросами, обращенными к ребенку. У детей должна создаваться потребность общаться со взрослыми с помощью тех речевых средств, которые имеются в их активном словаре (восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, обрывков слов, жестов).
После того как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, вставал ит. д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие. В работе с неговорящими детьми не рекомендуем перегружать их пассивный лексикон словами с отвлеченным значением или обобщающими словами. Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т. д. Задание 1.Назвать предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится. Для образца приводим фрагменты нескольких занятий. «Сборы на прогулку».Собирая ребенка на прогулку взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем с тобой гулять' (Вещи, необходимые для сборов на прогулку, разложен^ на стульчике.) Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит шапка. Нашел? Вот она, шапка. Принеси сюда шапку Принес? Давай наденем шапку на голову. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. А где ленточки у шапки? Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленты, чтобы шапка на улице не соскочила с головки, чтобы ушки у тебя были закрыты. Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да?»- И т. д. «Умывание».Подводя ребенка к умывальнику, сказать: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь давай смоем мыло. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо». И т. д. «Кормление зверей».Логопед организует игру. Предлагает устроить для зверей обед: «Давай кормить всех твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку и козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Бе-бе. А как собачка просит кушать? Ам-ам! А как киска просит кушать? Мяу-мяу! Ой, а про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка, идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Гостей поставили вокруг стола. Собачку сюда, киску сюда. А козлика куда? Вот сюда. А про мишку опять забыли. Знаешь что? Давай мишку посадим на стул. Пусть сидит за столом». «Будем строить башни».«Давай строить башни. (На ковре разложены кубики: красные, синие, белые.) Построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом — синюю. Башни построим большие-пребольшие. Кубики будем возить на машине. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот угол будем возить синие кубики. (Логопед показывает противоположные углы ковра или комнаты.) А белые кубики оставим здесь, где они лежат, не будем их трогать. Иди за машиной. Взял машину? Ну, оДИ- Завел? Ух, как громко мотор работает! Как мотор Зя6отает? Проверь сигнал. Работает? Как машина гудит? ки-би. Хорошо, очень хорошо! Би-би».
Взрослый вместе с ребенком развозит кубики по разным углам ковра, называет все совершаемые действия. Г1ри выборе кубика по цвету логопед называет цвет кубика и учит ребенка брать кубик такого же цвета. (Так как название цвета дети долго не запоминают, логопед обучает их первоначально сравнивать предметы по цвету.) Из одноцветных кубиков, расположенных в двух углах ковра, можно построить две башни. Первую башню строит взрослый, вторую — ребенок по заданному образцу. Взрослый, строя башню, должен учитывать возможность детей воспроизвести данный образец (см. «Отдельные приемы коррекционно-воспитательной работы»). Задание 2.Расширить пассивный предметный словарь детей с помощью предметных картинок. Фрагмент одного занятия Логопед показывает и называет новую предметную картинку, например «Варежки». Объясняет их назначение. Далее предметную картинку сравнивает с игрушкой или предметом в натуральную величину, в данном случае с настоящими варежками. Новую картинку нужно отыскать среди других знакомых предметных картинок. Затем ребенку предлагают совершить несколько действий-поручений, связанных с картинкой, например: отнести варежки маме, передать варежки товарищу. В заключение ребенок отыскивает изображение предмета, с которым недавно познакомился, на сюжетной картинке. В данном случае в сюжетной картинке на тему «Зима» надо показать, у кого из детей на руках надеты варежки. Задание 3.Расширить пассивный глагольный словарь с помощью сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия. Фрагмент одного занятия Логопед готовит сюжетные картинки, на которых хорошо знакомые ребенку лица или животные совершают различные действия, например: мальчик сидит, лошадь бежит, девочка кушает. Сначала предлагается показать субъект действия: «Покажи, где мальчик, где девочка, а где лошадка». Если ребенок без труда понимает такие вопросы, логопед включает в свой вопрос названия действий, которые совершает субъект, например: «Покажи, где мальчик спит, где девочка кушает, а где лошадка бежит». Задание 4.Научить детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик ест, пьет, спит, прыгает, читает, плавает, рисует, плачет, умывается, катается и т. д. Задание 5.Научить детей быстро ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов или субъектов действий.
Фрагмент одного занятия Логопед подбирает несколько сюжетных картинок, на которых разные субъекты совершают различные действия с предметом или без него. Сначала выясняется, понимает ли ребенок вопросы, включающие и названия действий, и названия знакомых предметов, лиц, животных, например: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде, где девочка поливает цветы. А где кошка спит? А где люди стоят на мосту?» Затем из вопроса логопеда исключаются названия субъектов и объектов и вопрос формулируется следующим образом: «Покажи, кто катается, кто поливает, кто сидит, а кто стоит». Можно предложить детям и такие вопросы: «Покажи, какая девочка стирает, а какая читает. Которая спит, а которая причесывается?» Задание 6.Научить детей понимать вопросы где? куда? откуда? на чем?, выясняющие местонахождение предметов. Фрагмент одного занятия Логопед сам раскладывает (или просит разложить) пазличные предметы в места, в которых обычно находятся данные предметы. Когда действие с предметом совершено, логопед задает вопросы, например: «Покажи, где лежат книги. Куда Вова поставил матрешку? Куда Маша положила куклу?» Правильно выполненные действия взрослый одобряет и еще раз называет действия и предметы. Задание7. Научить детей понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие. Кому мама надевает шапку? Кому девочка дает сено? Кому мальчик протягивает яблоко? Задание8. Научить детей понимать вопросы что? кого? (у кого?), которые помогают выяснить объект действия. Что рисует девочка? Что кушает мальчик? Что стирает мама? Кого везет Таня? У кого в руках цветы? Задание 9.Научить детей понимать вопрос чем?. Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытирает лицо и руки? Чем ты кушаешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? Чем в саду посыпают дорожки? Чем папа забивает гвозди? Задание 10.Научить детей понимать вопросы, поставленные к сюжетам картинок. Фрагмент одного занятия Детям (ребенку) предлагается рассмотреть сюжетную картинку, на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Рассказав содержание картинки, логопед просит показать, кто совершает действия, место действия, объекты действия. Например, по сюжетной картинке «Зимние забавы» можно задать следующие вопросы: «Кто катается на санках? А кто на лыжах? А кто лепит снежную бабу? Откуда съезжает мальчик? Покажи, что у девочки надето на голове, а что на руках». Потом попросить показать, из чего дети лепят снежную бабу, что они приделали снежной бабе вместо рук. Попросить показать, у кого из детей на руках варежки, а кто снял варежки и т. д. Задание 11.Предложить ребенку разложить картинки или игрушки в названной логопедом последовательности. Образец. Послушай внимательно и поставь друг за другом игрушки так, как я тебе их назову: корова, машина, кубик; а теперь поставь так: кубик, корова, машина. Задание 12.Предложить выполнить в определенной последовательности действия без предмета. Образец. Сядь — встань — попрыгай на одной ноге. Попрыгай на одной ноге — подними руки вверх — сядь. Попрыгай на одной ноге — сядь, а потом попрыгай на двух ногах. >
Задание 13*.Предложить детям совершить действия с отобранными предметами (или предметными картинками) в определенной последовательности. Фрагмент одного занятия На столе лежат различные игрушки или предметные картинки. Ребенку предлагают взять несколько предметных картинок (игрушек) из тех, что лежат на столе. Затем логопед просит выполнить с отобранными картинками (игрушками) несколько действий, следующих друг за другом в указанной последовательности. Названные дей- Словесные просьбы должны учитывать привычное для ребенка местонахождение названных предметов' цветы на окне, книги в шкафу, каранД3" ши в коробке и т. д. ствия объединяются в одной словесной просьбе, после чего ребенок их выполняет, например: «Слушай внимательно и сделай так, как я скажу: платочек убери в кардан,-собачку отдай Вове, а цветок поставь на окно». Методические указания.Ответственным моментом в логопедической работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому логопеду необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Так, например, по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных и птиц: «ам», «му», «ко-ко» и т. д.; цепочка этих зву-ксподражаний удлиняется до 3 — 4 слогов: «ам-ам-ам» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы). В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов. Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что Достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного Уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.237 (0.011 с.) |