Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ДВУСТИШИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ Методические указания.Как правило, дети с общим недоразвитием речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать стихи не более чем в две строки. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. Логопед на свое усмотрение подбирает тексты а также картинки к предлагаемым двустишиям. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы. Например, по сюжетной картинке с двустишием «Укусила кису муха, И болит у кисы ухо» можно спросить: «Кого укусила муха? Кто укусил кису? Покажи, куда муха укусила кису». И т.д. Примерный лексический материал «Мяу-мяу, — кот пищит, — У меня живот болит». «Би-би-би, — гудит машина, — Не поеду без бензина». Молоко для киски. Это самолет. В нем летит пилот. Укусила кису муха, И болит у кисы ухо. Это ложка. Ложкой Буду есть окрошку. На суку сидит сова, Видно, строгая она. Это миска. В миске На крыльце лежат котята, Над крыльцом пищат цыплята. Это для Леночки Мороженое на тарелочке. Захотела кошка спать — Вот и лезет на кровать. Посмотрите, дети, Какой кот у Пети. Лена по лесу идет, Громко песенки поет. Сидит на окошке Маленькая кошка. Кукла- куколка, бай-бай, Спи спокойно, засыпай. У моей машины Все четыре шины. Зайка под кустом сидит И ушами шевелит. Зайка маме говорит: «Хвостик у меня болит». Мышка с мышонком Водят хоровод. Бежит заинька косой, А лиса кричит: «Постой!» Мой маленький мишка Читает мне книжку. На кусте сидит галчонок, Под кустом сидит зайчонок. Я сломала зайке ножку — И поплакала немножко. Мама в комнату вошла И пирог нам принесла. Кошка с котенком, Курочка с цыпленком. Вова удочку закинул — Из водички рыбку вынул. В лес идут ребята Собирать опята. Сели дети на качели, На качели сели — высоко взлетели. Рассказы с демонстрацией на фланелеграфе ЛИЗА И ВАНЯ Ваня еще маленький. (Появляется фигура мальчика, одетого по-зимнему.) Санки возить не может. (Появляются большие санки.) Ване покататься на санках Лиза поможет. (Появляется фигура девочки.) Задания для детей 1.Ответить на вопросы: Как зовут мальчика? Как зовут девочку? Кого будет катать Лиза? Кто будет сидеть на санках? 2. Подсказать подчеркнутые слова. (Логопед читает, 3. Как надо говорить правильно? Мальчик везет (что ? ) ... (санки), но катается (на чем?) ... (на санках). ПЕТУХ, КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА Петушок поет. (Появляется петушок.) Курицу с цыплятами зовет. (Появляется курица и несколько цыплят.) Петушок зернышки нашел (рисуют точки), сам не съел — цыплятам отдал. Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Кому петушок отдал зернышки? Кто же склевал зерна? 2. Из предметных картинок с изображением птиц 3. Подсказать слова (логопед еще'раз читает, дети до 4. Рассказать текст своими словами. НАША СЕМЬЯ Вот наша семья. Все дел ом заняты. Мама готовит обед. (Появляется картинка с изображением женщины, стоящей у плиты.) Оля ей помогает. (Появляется фигура девочки.) Папа читает газету. (Появляется фигура мужчины с газетой.) А Наташа рисует цветок. (Наклеивается фигура рисующей девочки.) Задания для детей 1. Перечислить, кто что делает. 2. Ответить, как ты помогаешь маме дома. 3. Как мы говорим? Если все работают, то как об этом
4. Назвать предметные картинки с изображением 5. Еще раз прочитать рассказ. 6. Подсказать подчеркнутые слова. 7. Рассказать текст своими словами. «ЧАЙНИК-НАЧАЛЬНИК» Вот наша кухня. (Появляется стол с посудой и плита.) На плите чайник (на плиту ставится чайник) — всей посуды начальник. В нем вода кипит. Будем чай пить. Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Что мы будем пить? 2. Отобрать и назвать предметные картинки с изобра 3. Как надо говорить правильно? Мама взяла чайник и подошла (к чему?) ... (к плите). Она поставила чайник (н а что?) ... (на плиту). Значит, чайник стоит (на чем?) ... (на плите). Когда вода закипит, мама снимает чайник (откуда?) ... (с плиты). 4. Подсказав подчеркнутые слова, логопед еще раз чи 5. Рассказать текст своими словами. коля и толя В этом доме (рисуется или наклеивается изображение дома) два мальчика живут. Одного Колей (появляется фигура школьника), другого Толей зовут (появляется фигура дошкольника). Коля уже большой, он учится в школе. А Толя — маленький, он ходит в детский сад. Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Как зовут мальчика, который учится в школе? Как зовут мальчика, который ходит в детский сад? * Кто же старше? Где живут мальчики? 2. Отобрать из предметных картинок, на которых изо 3. Как надо говорить правильно? Мальчик идет (куда?) ... (в школу), но учится (где? ) ... (в школе}. 4. Подсказать подчеркнутые слова и словосочетания. 5. Рассказать текст своими словами. НЕ ЗАМЕРЗНИ, ЛИДОЧКА! Мама одевает Лиду (фигура женщины и девочки в зимнем пальто). Мама Лиде говорит: «Смотри. Лидочка, не замерзни. Варежки не снимай. (Появляются варежки.) Шарф не развязывай». (Появляется шарф.) Задания для детей 1. Ответить на вопросы: А как вы думаете, на улице тепло или холодно? Кто ее одевает? Значит, кого мама одевает? Что у Лиды на руках? А что у Лиды на шее? 2. Подсказать подчеркнутые слова. 3. Отобрать из предметных картинок, на которых изо 4. Как надо говорить правильно: Девочку зовут (как?) ... (Лида). Шарф (у кого?) (у Лиды). Мама завязывает шарф (к ому? )... (Лиде} и пойдет гулять (с кем? ) ... (с Лидой). ЕЖ И КОТ Ежик к нам во двор зашел. (Появляется еж.) Еж арбузную корку нашел. (Появляется арбузная корка.) Пока еж корку ел, сзади к нему кот подкрался. (Появляется кот.) Кот на ежа — прыг, да лапу наколол. Запищал, захромал и домой убежал. (Кот убирается.) Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Что он нашел? Кто к нему подкрался? Что наколол кот? Чем он уколол лапку? Куда кот убежал? 2. Назвать предметные картинки, на которых изобра Сказать, чем они отличаются. 3. Как надо говорить правильно: Это наш (что?) ... (двор), мы гуляем (где? ) ... (во дворе), а плохая погода стоит (г д е ? ) ... (на дворе). 4. Подсказать подчеркнутые слова и попробовать рас ПОРА СПАТЬ Вот и ночь пришла. В небе звезды зажгла. (Наклеиваются крупные звезды.) Таня спать идет. Куклу Олю несет. (Появляется девочка с куклой.) Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Кого несет Таня? Если наступает ночь, что мы должны делать? Куда Таня положит куклу? Чем ее укроет? 2. Как надо говорить правильно: Девочка любит свою (что?) ... (куклу). Она заботится о своей (о чем ?) ... (кукле). И никогда не расстается со своей (с чем?) ... (куклой). 3. Назвать картинки, изображающие куклу, кукол, 4. Подсказать подчеркнутые слова. 5. Рассказать текст своими словами. ЛЕНА ХОЧЕТ СПАТЬ У Лены мыло в руках. У Лены полотенце на плечах. Вот Лена умылась. (Картинка с умывающейся девочкой.) Вот Лена разделась (девочка раздевается) и спать легла. (Девочка спит.) Задания для детей 1. Назвать все три действия, выполняемые девочкой. 2. Ответить на вопросы: Чем Лена будет вытираться? 3. Как надо говорить правильно: Мы умываемся (чем?) ... (водой), «о пьем (что? ) ... (воду). А если хотим пить, (то как просим?)... (дай воды). АЛЕША ПОТЕРЯЛ ГАЛОШУ У Алеши во дворе пропала галоша. (Появляется фигура мальчика, на одной ноге у него нет галоши.) Он ее искал — не нашел. Бабушка галошу искала, искала — не нашла. (Появляется фигура бабушки.) Мама искала — не нашла. (Появляется фигура женщины.) А вот солнышко взошло (наклеивается солнце), лужу осушило и галошу нашло (наклеивается галоша). Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Кто что потерял? Кто искал галошу? Где же была галоша? Почему никто ее не мог найти? Когда же она нашлась? 2. Подсказать подчеркнутые слова. 3. Рассказать текст своими словами. В ЛАГЕРЬ Эти дети в лагерь едут (автобус с детьми). Там их солнце, воздух и вода ждут. Будут дети по полям и лесам гулять, купаться и загорать. Задания для детей 1. Ответить на вопросы: На чем они едут? Где они будут гулять? А что они. еще будут делать? 2. Сравнить картинки, изображающие лес и поле, и 3. Как надо говорить правильно: Дети пошли (куда? ) ... (влес), но гуляют (где ? ) ... (в лесу). 4. Объяснить детям, кто такой лесник, что такое лес ЗА ГРИБАМИ Пошли дети в лес за грибами. (Изображения детей с корзинами.) По дороге идут, песенки поют. Вот и в лес пришли. (Наклеить 2 — 3 елки.) На поляне гриб нашли. (Появляется большой гриб.) Задания для детей 1. Ответить на вопросы: А где они нашли гриб? 2. Назвать картинки (гриб — грибы — грибок; елка — 3. Как надо говорить правильно: Дети идут (где?) ... (по дороге), но переходят (.пересекают) (что?)... (дорогу). Дети возвращаются (куда?) ... (домой). Они живут в одном ... (доме) и любят оставаться и играть (где?) ... (дома). 4. Подсказать подчеркнутые слова. 5. Рассказать текст своими словами. ХРАБРЫЙ ЕЖ Ветер елками шумит. Ежик наш домой спешит (появляется ежик). А навстречу ему волк (появляется волк), На ежа зубами — щелк. Еж иголки показал (дорисовываются торчащие иголки), Волк со страху убежал (волк убирается). Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Кого он повстречал в лесу? Кто оскалил зубы? Кому показал еж иголки? Что хотел сделать волк с ежом? Почему волк убежал? Как мы назовем ежа? 2. Из предметных картинок отобрать те, на которых 3. Как надо говорить правильно: В лесу живет один злой (кто ? ) ... (волк), но в лесу живет много (кого?)... (волков). По ночам в лесу воют (кто? ) ... (волки). 4. Подсказать подчеркнутые слова. 5. Рассказать содержание текста своими словами НАШЛИ ЕЖА! В лесу гуляли дети и ежика нашли. ( Появляются мальчик и девочка, затем ежик.) Ежика дети домой принесли. (Рисуется над ними крыша дома.) Дали ему молока. (Блюдце перед ежиком.) Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Кого они нашли? Куда дети отнесли ежика? Чем они его напоили? 2. Как надо говорить правильно: Дети нашли (кого?) ... (ежа). Подошли (к кому? ) ... (к ежу). Напоили его (чем? ) ... (молоком). Ежик напился (чего?) ... (молока). Значит, дети позаботились (о ком?) ... (о еже). 3. Подсказать подчеркнутые слова. 4. Рассказать текст своими словами. ЗАЙЧИК УЧИТСЯ ЧИТАТЬ Зайка азбуку учил (появляетсязайчик, рядомкнижка). Зайка буквы позабыл. Тут заплакал наш зайчонок. Подошел к нему котенок (появляется котенок). Говорит: «Не плачь, косой, Буквы выучим с тобой». Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Чему захотел научиться зайчик? Что он позабыл? Кто увидел плачущего зайчонка? Что сказал котенок зайчонку? 2. Назвать предметные картинки, изображающие 3. Из предметных картинок, изображающих утку, ко 4. Подсказать подчеркнутые слова. 5. Рассказать текст своими словами. ЗАЙЧИК И ДОЖДЬ Сидит зайчик на поляне, греется на солнце. (Наклеивается зайчик, над ним солнце.) Но вот туча набежала. туча солнышко закрыла. (Солнце закрывается тучей.) А из тучи дождь полил. ( Рисуются полосы.) Зайчик спрятался в кусты. (Появляется заяц под кустом.) Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка. Задания для детей \. Ответить на вопросы: Где сидел зайчик, когда грело солнышко? Почему зайчик залез под кусты? Куда спрятался зайчик от дождя? Что он боялся промочить? 2. Перечислить части тела зайчика. 3. Сказать, чем умеет шевелить зайчик (одной лапой 4. Подсказать подчеркнутые--слова. 5. Рассказать текст своими словами. БЕЛКА И ЗАЙЧИК Под елкой зайчик сидит. (Изображение елки, под ней заяц.) Сверху на него белка глядит. (Появляется белка на елке.) Белка зайке шишку бросает. «Я шишки не ем», — ей зайчик отвечает. Задания для детей \. Ответить на вопросы: Где сидит зайчик? А где сидит белочка? Кто сидит наверху? А кто внизу? Что белочка бросила зайчику? А что сказал зайчик? 2. Из предложенных предметных картинок, изобра 3. Подсказать подчеркнутые слова. 4. Рассказать текст своими словами. ДРУЗЬЯ Дом на горке стоит. (Рисуется дом на горе.) Этот дом собака Альма сторожит. (Появляется собака.) С Альмой Петя дружит. (Появляется мальчик.) С Альмой на реку бежит. (Рисуются волнистые линии.) Петя в реке купа-ercj-L Альма Петю на берегу дожидается. Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Кто его сторожит? С кем дружит Петя? Куда любит ходить Петя? Кто его провожает? Кого дожидается Альма? 2. Как надо говорить правильно: Собака сторожит (что?) ... (дом). Собака лежит возле (чего?) ... (дома). Собака подходит (к чему?) ... (к дому). Петя живет (где?)...(в доме). Петя спешит (куда?) ... (домой). Дом стоит (где? на чем?) ... (на горе). Зимой Петя будет кататься на санках (откуда? ) ... (с горы, с горки). 3. Сопоставить формы слов: один дом ~ много домов, 4. Подсказать подчеркнутые слова. 5. Рассказать текст своими словами или с опорой на ЛЕТО Таня и Оля на лугу гуляли. А недалеко текла речка. Берег с песочком, водичка чистая, теплая. Ну как тут не искупаться! Побежали Таня и Оля к речке. Сейчас будут раздеваться и купаться. Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Куда побежали девочки, когда захотели искупаться? Какая была в речке вода, а что было на берегу? 2. Предложить детям сопоставить противоположные 3. Назвать действие, которое совершит сам ребенок Оля купается — и я купаюсь. Оля раздевается — и я раздеваюсь. Оля умывается — и я умываюсь. Оля одевается — и я одеваюсь. 4. Как надо говорить правильно: Дети пошли купаться (куда? ) ... (на реку). И купаются (где?) ... (в реке). А потом переплыли (что?) ... (реку), а лодка плывет (где?) ... (по реке). 5. Подсказать подчеркнутые слова. 6. Рассказать текст своими словами. СОЛНЫШКО САДИТСЯ Летним вечером Боря с дедушкой к речке купаться идут. Говорит Боря дедушке: «А ведь солнышко тоже купается». «Нет, — говорит дедушка, — солнышко не купается, оно, как в зеркале, в воде отражается». Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Какое время года изображено на картинке: лето или зима? Куда идут дедушка и Боря? Может ли солнышко купаться? Покажи, где настоящее солнце, а где его отражение. Покажи, в чем отражается солнце. 2. Подсказать подчеркнутые слова. 3. Пойти в солнечный день на улицу и посмотреть, в ЛЕТНИЕ ЗАБАВЫ Летом наш дедушка любит на реку ходить, на удочку рыбу ловить. А иногда он берет с собой внука Мишу и его товарища Гришу. Дедушка рыбу ловит, а ребята отойдут подальше и забавляются: в реке купаются, плавают, ныряют, на солнце загорают. Задания для детей 1цр 1. Ответить на вопросы: Куда любит ходить дедушка? Кого он берет с собой? Что берет дедушка для рыбной ловли? Что делают ребята? Почему они отходят купаться подальше от того места, где дедушка ловит рыбу? 2. Подсказать подчеркнутые слова. 3. Отобрать из предметных картинок то, что будет 4. Еще раз подсказать подчеркнутые слова и расска ГРИБНОЙ ДОЖДЬ Ходила бабушка с Мишей в л ее за грибами. День был хороший, теплый. Грибов они много набрали, на лужайке их перебрали, отдохнули и домой пошли. Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла, гром загремел. Наш Миша испугался и заплакал. А бабушка Мише говорит: «Не надо грозы бояться. Во время грозы спокойно иди, не беги и под дерево не прячься». Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Откуда возвращались бабушка и Миша? Каким был день? Чего испугался Миша? Что они собирали в лесу? Где они перебрали грибы? Куда не надо прятаться от грозы? Как надо идти во время грозы? 2. Подсказать подчеркнутые слова. 3. Отобрать из предметных картинок, изображающих 4. Отобрать из предметных картинок, изображающих 5. Как надо говорить правильно: В лесу растут (что?) ... (грибы). Мы пошли в лес (за чем?) ... (за грибами) и набрали много (чего?) ... (грибов). 6. Еще раз подсказать подчеркнутые слова и расска ОСЕНЬ НАСТУПИЛА Мелкий дождь идет и идет. Ветер холодный задувает, листья с деревьев срывает. Вышел дедушка с Мишей на крыльцо и говорит: «Вон сколько листьев намело. Деревья стали совсем голые, скоро, видно, зима настанет». Задания для детей 1. Ответить на вопросы: 2. Подсказать подчеркнутые слова.
3. Отобрать из разноцветных листьев (ярко-зеленые, 4. Как надо говорить правильно: Мальчик стоит (на чем?) ... (на крыльце). Сошел (с чего?) ... (с крыльца), взял лопату, положил ее (подо что?)... (под крыльцо). Теперь лопата лежит (где?) ... (под крыльцом). 5. Еще раз подсказать подчеркнутые слова и расска БЕЛЫЕ МУХИ Маша утром проснулась, выглянула в окно — и ахнула! Зовет бабушку: «Посмотри в окно, бабуся, белые мухи летят, я таких еще никогда не видела». «Так это не мухи, — говорит бабушка. — Это зима пришла, белый снег принесла. Давай скорее одеваться и пойдем на санках кататься». Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Кто выглянул рано утром в окно? Что увидела Маша? Крупные снежинки были похожи на что? Что предложила бабушка? 2. Перечислить действия Маши по порядку (просну 3. Что сказала бабушка? 4. Как надо говорить правильно: Зима (что сделала?) ... (наступила, пришла). Снег (ч т о делает?) ..., ..., ... (летит, падает, кру жится). 5. Отобрать картинки, изображающие снег, снежин 6. Подсказать подчеркнутые слова, передать коротко НАШ ДВОР Эта картинка расскажет о том, каким весною бывает наш двор. Снег во дворе почернел, появились большие лужи. Дети вынесли во двор игрушечные кораблики и пускают их по воде. Кораблики плывут, а за ними дети бегут. А когда снег совсем растает, взрослые станут двор убирать, деревья сажать. И все ребята будут им помогать. Задания для детей 1. Ответить на вопросы: Что вынесли во двор дети? Что будут делать взрослые, когда сойдет снег? А что будут делать дети? 2. Подсказать подчеркнутые слова. 3. Как надо говорить правильно: Весной с крыш капает (что?) ... (вода). Мы пьем (что?) ... (воду), умываемся (чем?) ... (водой). Корабли плывут (по чему?) ... (по воде). I 4. Еще раз подсказать подчеркнутые слова и пересказать содержание рассказа. Итог логопедической работы Логопедическая работа, предусмотренная четвертым этапом, направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, т. е. речь их должна приобрести коммуникативную функцию. Дети должны научиться словоизменению существительных мужского и женского рода (типа стол и рыба) в пределах всех падежей единственного и множественного числа, а также изменению отдельных хорошо знакомых глаголов по числам и лицам. Должна быть усвоена слоговая структура трехсложных и некоторых четырехсложных слов. Однако все еще допустимы упрощения групп согласных. В звуковом отношении могут оставаться несформированными свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные (рил твердые). Основные задачи логопедического воздействия: 1) научить детей строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; 2) продолжить работу по словоизменению; 3) научить согласовывать местоимение и прилагательное с существительным. Этот раздел предназначается для работы с детьми, владеющими фразовой речью с проявлениями аграмма-тизма. В словаре детей содержатся разнообразные названия предметов, действий, признаков предметов, а также слова, выражающие некоторые временные и пространственные понятия (давно, вчера, летом и т.п.). Однако в целом лексикон ребенка не соответствует его возрасту На этом,этапе речевого развития дети начинают использовать служебные слова: предлоги и некоторые союзы. Часто на месте предлога они произносят гласные звуки а, у или и («атале», «икамани» — в столе, из кармана), как бы оставляя место для будущих предлогов, которые «разовьются» из этих аморфных служебных слов, выраженных пока одним гласным звуком. Стремление ребенка к усложнению своего высказывания выражается в хаотичном наборе словосочетаний, соединенных без всякого смысла союзами: и, а, потому, потому чтои т.д. Характерны самые разнообразные проявления аграмматизма: это и аморфные слова, которые остались от начальных периодов развития речи, и им- перативно-инфинитивные формы глаголов на месте изъявительного наклонения, и смешение флективных элементов, и употребление слов (в основном прилагательных) без флексий: «каси», «ивони» (красная, -ый;зеленая, -ыи). Внятность фразовой речи зависит от того, насколько сформировано у ребенка звукопроизношение, а поэтому речь одних детей более или менее понятна, речь других мало понятна окружающим. Вместе с тем у детей отмечаются и положительные сдвиги в развитии их речи, о чем свидетельствует правильное использование многих глагольных форм изъявительного наклонения, в том числе возвратной формы глагола, а также корректное оформление многих концов существительных. Оригинальные слова, употребляемые детьми, говорят о самостоятельном синтезировании ими морфологических элементов родного языка: «коврйчик» (из ковер + чик),«бегит» (из беги + /и), «метальный» (в значении «металлический», из металл + ныи)и т.п. Ярко проступает тенденция использовать основы слов, в которых заключено основное значение слова, т.е. «вещественность» предмета, и наиболее частотные в разговорной речи грамматические элементы слов, обладающие конкретным значением: «левы» (излев+ы), «пени» (пенъ+ы), «молотоком» (из молоток + ом), «ухи» (ухо + и). Многие слова в четыре, пять и даже шесть слогов произносятся в правильном акцентуально-мелодическом оформлении; но нарушается слоговая структура редко употребляемых ребенком слов (например, сковорода, кочерга, мотоцикл, милиционер, строительство и др.), что вполне закономерно на данном уровне речевого развития. Это объясняется не только тем, что слова сложны по своему звуко-слоговому составу, но и тем, что они сложны по своему морфологическому содержанию (так, слово строительство имеет суффикс, редко употребляемый в детской речи, а слова милиционер и мотоцикл — с иноязычными морфемами). В работе над слоговой структурой многосложных слов необходимо объяснить детям в доступной форме морфологическое строение слова, а занятия по сравнению одно- коренных с'Лов можно вынести на уроки развития пони мания речи. Начиная логопедическую работу, рекомендуем сравнить нарушения разговорных норм, выявленные при обследовании речи дошкольника, с данными таблицы «Схемы системного развития нормальной детской речи», что поможет специалисту лучше проанализировать недоразвитие речи ребенка в каждом конкретном случае К началу работы над повествовательной формой речи (шестой этап обучения) нужно поставить и ввести в речь детей многие звуки. Исключение могут составлять шипящие, недифференцированное употребление аффрикат и смягченное произношение л твердого. Допустимо отсутствие звука р, а также нечеткое произношение свистящих
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.16 (0.011 с.) |