Содержание книги

  1. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  2. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  4. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  5. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  6. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  8. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  9. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  10. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  11. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  12. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  13. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  14. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  15. Оценка сформированности речи дошкольников
  16. Обследование детской речи первого уровня развития
  17. Обследование детской речи второго уровня развития
  18. Обследование детской речи третьего уровня развития
  19. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  20. Активизация речевого подражания
  21. Второй этап обучения — первые формы слов
  22. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  23. Формирование первых форм слов
  24. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  25. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  26. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  27. Формирование двусоставного простого предложения
  28. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  29. Формирование слоговой структуры слов
  30. Формирование звукопроизношения
  31. Формирование предложения из нескольких слов
  32. Сопоставление грамматических форм слов
  33. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  34. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  35. Распространенное простое предложение
  36. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  37. Предложения с однородными членами
  38. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  39. Формирование сложного предложения
  40. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  41. Совершенствование связной речи
  42. Рассказы по серии сюжетных картинок
  43. Пересказ художественных текстов
  44. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  45. Развитие моторной деятельности
  46. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  47. Задание 13. Работа с мозаикой.
  48. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  49. Неправильное соединение элементов слов
  50. Схема системного развития           нормальной детской речи


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение



ДВУСТИШИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ

Методические указания.Как правило, дети с общим недоразвитием речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать стихи не более чем в две строки.

Заучивание двустиший должно проводиться с обяза­тельной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. Логопед на свое усмотрение подбирает тексты а также картинки к предлагаемым двустишиям. При за­учивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы. Например, по сюжетной кар­тинке с двустишием «Укусила кису муха, И болит у кисы ухо» можно спросить: «Кого укусила муха? Кто укусил кису? Покажи, куда муха укусила кису». И т.д.

Примерный лексический материал

«Мяу-мяу, —

кот пищит, — У меня живот болит».

«Би-би-би, —

гудит машина, — Не поеду без бензина».

Молоко для киски.

Это самолет.

В нем летит пилот.

Укусила кису муха, И болит у кисы ухо.

Это ложка. Ложкой Буду есть окрошку.

На суку сидит сова, Видно, строгая она.

Это миска. В миске     На крыльце лежат котята,

Над крыльцом пищат цыплята.

Это для Леночки Мороженое на тарелочке.

Захотела кошка спать — Вот и лезет на кровать.

Посмотрите, дети, Какой кот у Пети.


Лена по лесу идет, Громко песенки поет.


Сидит на окошке Маленькая кошка.

Кукла- куколка, бай-бай, Спи спокойно, засыпай.

У моей машины Все четыре шины.

Зайка под кустом сидит И ушами шевелит.

Зайка маме говорит: «Хвостик у меня болит».

Мышка с мышонком Водят хоровод.

Бежит заинька косой, А лиса кричит: «Постой!»

Мой маленький мишка Читает мне книжку.

На кусте сидит галчонок, Под кустом сидит зайчонок.

Я сломала зайке ножку — И поплакала немножко.

Мама в комнату вошла И пирог нам принесла.

Кошка с котенком, Курочка с цыпленком.

Вова удочку закинул — Из водички рыбку вынул.

В лес идут ребята Собирать опята.

Сели дети на качели, На качели сели — высоко взлетели.


Рассказы с демонстрацией на фланелеграфе

ЛИЗА И ВАНЯ

Ваня еще маленький. (Появляется фигура мальчика, одетого по-зимнему.) Санки возить не может. (Появля­ются большие санки.) Ване покататься на санках Лиза поможет. (Появляется фигура девочки.)

Задания для детей

1.Ответить на вопросы: Как зовут мальчика? Как зовут девочку? Кого будет катать Лиза? Кто будет сидеть на санках?

2. Подсказать подчеркнутые слова. (Логопед читает,
дети проговаривают подчеркнутые слова.)

3. Как надо говорить правильно?

Мальчик везет (что ? ) ... (санки), но катается (на чем?) ... (на санках).

ПЕТУХ, КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА

Петушок поет. (Появляется петушок.) Курицу с цып­лятами зовет. (Появляется курица и несколько цыплят.) Петушок зернышки нашел (рисуют точки), сам не съел — цыплятам отдал.

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Кто нашел зернышки?
Кого позвал петушок?

Кому петушок отдал зернышки? Кто же склевал зерна?

2. Из предметных картинок с изображением птиц
(утка, гусь, курица, цыплята, петух, галка и др.) выбрать
действующих лиц.

3. Подсказать слова (логопед еще'раз читает, дети до­
говаривают подчеркнутые слова).

4. Рассказать текст своими словами.


НАША СЕМЬЯ

Вот наша семья. Все дел ом заняты. Мама готовит обед. (Появляется картинка с изображением женщины, стоя­щей у плиты.) Оля ей помогает. (Появляется фигура де­вочки.) Папа читает газету. (Появляется фигура муж­чины с газетой.) А Наташа рисует цветок. (Наклеива­ется фигура рисующей девочки.)

Задания для детей

1. Перечислить, кто что делает.

2. Ответить, как ты помогаешь маме дома.

3. Как мы говорим? Если все работают, то как об этом
можно сказать? «Все делом заняты».

 

4. Назвать предметные картинки с изображением
цветка, цветов, цветочка и сказать, чем они отличаются.

5. Еще раз прочитать рассказ.

6. Подсказать подчеркнутые слова.

7. Рассказать текст своими словами.

«ЧАЙНИК-НАЧАЛЬНИК»

Вот наша кухня. (Появляется стол с посудой и плита.) На плите чайник (на плиту ставится чайник) — всей по­суды начальник. В нем вода кипит. Будем чай пить.

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
В чем кипит вода?

Что мы будем пить?

2. Отобрать и назвать предметные картинки с изобра­
жением посуды.

3. Как надо говорить правильно?

Мама взяла чайник и подошла (к чему?) ... (к плите). Она поставила чайник (н а что?) ... (на плиту). Значит, чайник стоит (на чем?) ... (на плите). Когда вода закипит, мама снимает чайник (откуда?) ... (с плиты).

4. Подсказав подчеркнутые слова, логопед еще раз чи­
тает текст.

5. Рассказать текст своими словами.


коля и толя

В этом доме (рисуется или наклеивается изображение дома) два мальчика живут. Одного Колей (появляется фигура школьника), другого Толей зовут (появляется фигура дошкольника). Коля уже большой, он учится в школе. А Толя — маленький, он ходит в детский сад.

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:

Как зовут мальчика, который учится в школе? Как зовут мальчика, который ходит в детский сад? * Кто же старше? Где живут мальчики?

2. Отобрать из предметных картинок, на которых изо­
бражены карандаш, кошка, книга, тетрадь, собака, все
то, что нужно Коле, когда он пойдет в школу.

3. Как надо говорить правильно?

Мальчик идет (куда?) ... (в школу), но учится (где? ) ... (в школе}.

4. Подсказать подчеркнутые слова и словосочетания.

5. Рассказать текст своими словами.

НЕ ЗАМЕРЗНИ, ЛИДОЧКА!

Мама одевает Лиду (фигура женщины и девочки в зимнем пальто). Мама Лиде говорит: «Смотри. Лидочка, не замерзни. Варежки не снимай. (Появляются вареж­ки.) Шарф не развязывай». (Появляется шарф.)

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Как зовут девочку?

А как вы думаете, на улице тепло или холодно?

Кто ее одевает?

Значит, кого мама одевает?

Что у Лиды на руках?

А что у Лиды на шее?

2. Подсказать подчеркнутые слова.

3. Отобрать из предметных картинок, на которых изо­
бражены шапка, панама, тапки, сапоги, варежки и т.д.,
все то, что ты наденешь на себя, если пойдешь гулять
зимой.


4. Как надо говорить правильно: Девочку зовут (как?) ... (Лида). Шарф (у кого?) (у Лиды). Мама завязывает шарф (к ому? )... (Лиде} и пойдет гулять (с кем? ) ... (с Лидой).

ЕЖ И КОТ

Ежик к нам во двор зашел. (Появляется еж.)

Еж арбузную корку нашел. (Появляется арбузная корка.)

Пока еж корку ел, сзади к нему кот подкрался. (По­является кот.)

Кот на ежа — прыг, да лапу наколол.

Запищал, захромал и домой убежал. (Кот убирается.)

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Куда забрел еж?

Что он нашел? Кто к нему подкрался? Что наколол кот? Чем он уколол лапку? Куда кот убежал?

2. Назвать предметные картинки, на которых изобра­
жены кот, коты, котенок; еж, ежи, ежонок.

Сказать, чем они отличаются.

3. Как надо говорить правильно:

Это наш (что?) ... (двор), мы гуляем (где? ) ... (во дворе), а плохая погода стоит (г д е ? ) ... (на дворе).

4. Подсказать подчеркнутые слова и попробовать рас­
сказать.

ПОРА СПАТЬ

Вот и ночь пришла. В небе звезды зажгла. (Наклеи­ваются крупные звезды.) Таня спать идет. Куклу Олю несет. (Появляется девочка с куклой.)

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:

Кого несет Таня?

Если наступает ночь, что мы должны делать?


Куда Таня положит куклу? Чем ее укроет?

2. Как надо говорить правильно:

Девочка любит свою (что?) ... (куклу). Она забо­тится о своей (о чем ?) ... (кукле). И никогда не рас­стается со своей (с чем?) ... (куклой).

3. Назвать картинки, изображающие куклу, кукол,
куколку и звезду, звезды, звездочку.

4. Подсказать подчеркнутые слова.

5. Рассказать текст своими словами.

ЛЕНА ХОЧЕТ СПАТЬ

У Лены мыло в руках. У Лены полотенце на плечах. Вот Лена умылась. (Картинка с умывающейся девоч­кой.) Вот Лена разделась (девочка раздевается) и спать легла. (Девочка спит.)

Задания для детей

1. Назвать все три действия, выполняемые девочкой.

2. Ответить на вопросы:
Что у Лены в руках?
Чем Лена намылила руки?
Что течет из крана?

Чем Лена будет вытираться?

3. Как надо говорить правильно:

Мы умываемся (чем?) ... (водой), «о пьем (что? ) ... (воду). А если хотим пить, (то как просим?)... (дай воды).

АЛЕША ПОТЕРЯЛ ГАЛОШУ

У Алеши во дворе пропала галоша. (Появляется фи­гура мальчика, на одной ноге у него нет галоши.) Он ее искал — не нашел. Бабушка галошу искала, искала — не нашла. (Появляется фигура бабушки.)

Мама искала — не нашла. (Появляется фигура жен­щины.) А вот солнышко взошло (наклеивается солнце), лужу осушило и галошу нашло (наклеивается галоша).

Задания для детей

1. Ответить на вопросы: Кто что потерял?


Кто искал галошу? Где же была галоша? Почему никто ее не мог найти? Когда же она нашлась?

2. Подсказать подчеркнутые слова.

3. Рассказать текст своими словами.

В ЛАГЕРЬ

Эти дети в лагерь едут (автобус с детьми). Там их со­лнце, воздух и вода ждут. Будут дети по полям и лесам гулять, купаться и загорать.

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Куда едут дети?

На чем они едут?

Где они будут гулять?

А что они. еще будут делать?

2. Сравнить картинки, изображающие лес и поле, и
сказать, чем они отличаются.

3. Как надо говорить правильно:

Дети пошли (куда? ) ... (влес), но гуляют (где ? ) ... (в лесу).

4. Объяснить детям, кто такой лесник, что такое лес­
ные дороги, кто такие лесные звери.

ЗА ГРИБАМИ

Пошли дети в лес за грибами. (Изображения детей с корзинами.) По дороге идут, песенки поют. Вот и в лес пришли. (Наклеить 2 — 3 елки.) На поляне гриб нашли. (Появляется большой гриб.)

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Куда и зачем пошли дети?
Что они делали, когда шли?
Что они нашли?

А где они нашли гриб?

2. Назвать картинки (гриб — грибы — грибок; елка —
елки — елочки) и сказать, чем они отличаются.


3. Как надо говорить правильно:

Дети идут (где?) ... (по дороге), но переходят (.пересекают) (что?)... (дорогу). Дети возвращаются (куда?) ... (домой). Они живут в одном ... (доме) и любят оставаться и играть (где?) ... (дома).

4. Подсказать подчеркнутые слова.

5. Рассказать текст своими словами.

ХРАБРЫЙ ЕЖ

Ветер елками шумит.

Ежик наш домой спешит (появляется ежик).

А навстречу ему волк (появляется волк),

На ежа зубами — щелк.

Еж иголки показал (дорисовываются торчащие

иголки),

Волк со страху убежал (волк убирается).

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Куда спешил ежик?

Кого он повстречал в лесу?

Кто оскалил зубы?

Кому показал еж иголки?

Что хотел сделать волк с ежом?

Почему волк убежал?

Как мы назовем ежа?

2. Из предметных картинок отобрать те, на которых
изображены действующие лица (еж и волк).

3. Как надо говорить правильно:

В лесу живет один злой (кто ? ) ... (волк), но в лесу живет много (кого?)... (волков). По ночам в лесу воют (кто? ) ... (волки).

4. Подсказать подчеркнутые слова.

5. Рассказать содержание текста своими словами
(можно по опорным словам).

НАШЛИ ЕЖА!

В лесу гуляли дети и ежика нашли. ( Появляются маль­чик и девочка, затем ежик.) Ежика дети домой принесли. (Рисуется над ними крыша дома.) Дали ему молока. (Блюдце перед ежиком.)


Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Где гуляли дети?

Кого они нашли?

Куда дети отнесли ежика?

Чем они его напоили?

2. Как надо говорить правильно:

Дети нашли (кого?) ... (ежа). Подошли (к кому? ) ... (к ежу). Напоили его (чем? ) ... (мо­локом). Ежик напился (чего?) ... (молока). Значит, дети позаботились (о ком?) ... (о еже).

3. Подсказать подчеркнутые слова.

4. Рассказать текст своими словами.

ЗАЙЧИК УЧИТСЯ ЧИТАТЬ

Зайка азбуку учил (появляетсязайчик, рядомкнижка).

Зайка буквы позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок.

Подошел к нему котенок (появляется котенок).

Говорит: «Не плачь, косой,

Буквы выучим с тобой».

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:

Чему захотел научиться зайчик? Что он позабыл? Кто увидел плачущего зайчонка? Что сказал котенок зайчонку?

2. Назвать предметные картинки, изображающие
кота — котов — котенка; зайца — зайцев — зайчонка,
и сказать, чем они отличаются.

3. Из предметных картинок, изображающих утку, ко­
тенка, азбуку, зайчонка, лису, отобрать те, о которых
шла речь в рассказе.

4. Подсказать подчеркнутые слова.

5. Рассказать текст своими словами.

ЗАЙЧИК И ДОЖДЬ

Сидит зайчик на поляне, греется на солнце. (Накле­ивается зайчик, над ним солнце.) Но вот туча набежала.


туча солнышко закрыла. (Солнце закрывается тучей.) А из тучи дождь полил. ( Рисуются полосы.) Зайчик спря­тался в кусты. (Появляется заяц под кустом.) Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.

Задания для детей

\. Ответить на вопросы:

Где сидел зайчик, когда грело солнышко?

Почему зайчик залез под кусты?

Куда спрятался зайчик от дождя?

Что он боялся промочить?

2. Перечислить части тела зайчика.

3. Сказать, чем умеет шевелить зайчик (одной лапой
и лапами, усами, хвостом, одним ухом и ушами).

4. Подсказать подчеркнутые--слова.

5. Рассказать текст своими словами.

БЕЛКА И ЗАЙЧИК

Под елкой зайчик сидит. (Изображение елки, под ней заяц.) Сверху на него белка глядит. (Появляется белка на елке.) Белка зайке шишку бросает. «Я шишки не ем», — ей зайчик отвечает.

Задания для детей

\. Ответить на вопросы:

Где сидит зайчик?

А где сидит белочка?

Кто сидит наверху?

А кто внизу?

Что белочка бросила зайчику?

А что сказал зайчик?

2. Из предложенных предметных картинок, изобра­
жающих корову, белку, зайца, лошадь, волка, собаку,
отобрать те, о которых шла речь в рассказе.

3. Подсказать подчеркнутые слова.

4. Рассказать текст своими словами.

ДРУЗЬЯ

Дом на горке стоит. (Рисуется дом на горе.) Этот дом собака Альма сторожит. (Появляется собака.) С Альмой


Петя дружит. (Появляется мальчик.) С Альмой на реку бежит. (Рисуются волнистые линии.) Петя в реке купа-ercj-L Альма Петю на берегу дожидается.

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Где стоит дом?

Кто его сторожит? С кем дружит Петя? Куда любит ходить Петя? Кто его провожает? Кого дожидается Альма?

2. Как надо говорить правильно:

Собака сторожит (что?) ... (дом). Собака лежит возле (чего?) ... (дома). Собака подходит (к чему?) ... (к дому). Петя живет (где?)...(в доме). Петя спешит (куда?) ... (домой). Дом стоит (где? на чем?) ... (на горе). Зимой Петя будет кататься на санках (отку­да? ) ... (с горы, с горки).

3. Сопоставить формы слов: один дом ~ много домов,
один стол — много столов, один гриб — много грибов,
один шар — много шаров.

4. Подсказать подчеркнутые слова.

5. Рассказать текст своими словами или с опорой на
сюжетную картинку.

ЛЕТО

Таня и Оля на лугу гуляли. А недалеко текла речка. Берег с песочком, водичка чистая, теплая. Ну как тут не искупаться! Побежали Таня и Оля к речке. Сейчас будут раздеваться и купаться.

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Где гуляли Таня и Оля?

Куда побежали девочки, когда захотели искупаться? Какая была в речке вода, а что было на берегу?

2. Предложить детям сопоставить противоположные
действия: Таня одевается, а Оля раздевается. Таня обу­
вается, а Оля разувается. Таня завязывает шнурки, а Оля
развязывает.


3. Назвать действие, которое совершит сам ребенок
по аналогии с описанным в рассказе:

Оля купается — и я купаюсь. Оля раздевается — и я раздеваюсь. Оля умывается — и я умываюсь. Оля оде­вается — и я одеваюсь.

4. Как надо говорить правильно:

Дети пошли купаться (куда? ) ... (на реку). И ку­паются (где?) ... (в реке). А потом переплыли (что?) ... (реку), а лодка плывет (где?) ... (по реке).

5. Подсказать подчеркнутые слова.

6. Рассказать текст своими словами.

СОЛНЫШКО САДИТСЯ

Летним вечером Боря с дедушкой к речке купаться идут. Говорит Боря дедушке: «А ведь солнышко тоже купается». «Нет, — говорит дедушка, — солнышко не купается, оно, как в зеркале, в воде отражается».

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:

Какое время года изображено на картинке: лето или зима? Куда идут дедушка и Боря? Может ли солнышко купаться? Покажи, где настоящее солнце, а где его от­ражение. Покажи, в чем отражается солнце.

2. Подсказать подчеркнутые слова.

3. Пойти в солнечный день на улицу и посмотреть, в
чем может отражаться солнце.


ЛЕТНИЕ ЗАБАВЫ


Летом наш дедушка любит на реку ходить, на удочку рыбу ловить. А иногда он берет с собой внука Мишу и его товарища Гришу. Дедушка рыбу ловит, а ребята отой­дут подальше и забавляются: в реке купаются, плавают, ныряют, на солнце загорают.

Задания для детей          1цр

1. Ответить на вопросы:

Куда любит ходить дедушка? Кого он берет с собой? Что берет дедушка для рыбной ловли? Что делают ре­бята? Почему они отходят купаться подальше от того места, где дедушка ловит рыбу?

2. Подсказать подчеркнутые слова.

3. Отобрать из предметных картинок то, что будет
нужно, если пойдешь на речку.

4. Еще раз подсказать подчеркнутые слова и расска­
зать текст своими словами.



ГРИБНОЙ ДОЖДЬ


Ходила бабушка с Мишей в л ее за грибами. День был хороший, теплый. Грибов они много набрали, на лужайке их перебрали, отдохнули и домой пошли.

Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла, гром загремел. Наш Миша испугался и заплакал. А бабушка Мише говорит: «Не надо грозы бояться. Во время грозы спокойно иди, не беги и под дерево не прячься».

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:

Откуда возвращались бабушка и Миша? Каким был день? Чего испугался Миша? Что они собирали в лесу? Где они перебрали грибы? Куда не надо прятаться от грозы? Как надо идти во время грозы?

2. Подсказать подчеркнутые слова.

3. Отобрать из предметных картинок, изображающих
капусту, картофель, морковь, грибы, землянику, орехи,
все то, что растет в лесу.

4. Отобрать из предметных картинок, изображающих
лошадь, корову, зайца, волка, тех, кто живет в лесу.

5. Как надо говорить правильно:

В лесу растут (что?) ... (грибы). Мы пошли в лес (за чем?) ... (за грибами) и набрали много (чего?) ... (грибов).

6. Еще раз подсказать подчеркнутые слова и расска­
зать текст своими словами.



ОСЕНЬ НАСТУПИЛА


Мелкий дождь идет и идет. Ветер холодный задувает, листья с деревьев срывает. Вышел дедушка с Мишей на крыльцо и говорит: «Вон сколько листьев намело. Де­ревья стали совсем голые, скоро, видно, зима настанет».

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Какой дождь идет осенью?
Какой ветер дует осенью?
Что срывает ветер с деревьев?
Куда падают листья?
Какими остаются деревья?

2. Подсказать подчеркнутые слова.

 

3. Отобрать из разноцветных листьев (ярко-зеленые,
темно-зеленые, желтые, красные, светло-коричневые)
те, которые бывают на деревьях осенью.

4. Как надо говорить правильно:

Мальчик стоит (на чем?) ... (на крыльце). Сошел (с чего?) ... (с крыльца), взял лопату, положил ее (подо что?)... (под крыльцо). Теперь лопата лежит (где?) ... (под крыльцом).

5. Еще раз подсказать подчеркнутые слова и расска­
зать текст своими словами.



БЕЛЫЕ МУХИ


Маша утром проснулась, выглянула в окно — и ах­нула! Зовет бабушку: «Посмотри в окно, бабуся, белые мухи летят, я таких еще никогда не видела». «Так это не мухи, — говорит бабушка. — Это зима пришла, белый снег принесла. Давай скорее одеваться и пойдем на сан­ках кататься».

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:

Кто выглянул рано утром в окно? Что увидела Маша?

Крупные снежинки были похожи на что? Что предложила бабушка?

2. Перечислить действия Маши по порядку (просну­
лась, выглянула в окно, ахнула, позвала бабушку).

3. Что сказала бабушка?

4. Как надо говорить правильно:

Зима (что сделала?) ... (наступила, пришла). Снег (ч т о делает?) ..., ..., ... (летит, падает, кру жится).

5. Отобрать картинки, изображающие снег, снежин­
ки, снеговика.

6. Подсказать подчеркнутые слова, передать коротко
содержание рассказа.


НАШ ДВОР

Эта картинка расскажет о том, каким весною бывает наш двор. Снег во дворе почернел, появились большие лужи. Дети вынесли во двор игрушечные кораблики и пускают их по воде. Кораблики плывут, а за ними дети бегут.

А когда снег совсем растает, взрослые станут двор уби­рать, деревья сажать. И все ребята будут им помогать.

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:
Когда снег чернеет?

Что вынесли во двор дети?

Что будут делать взрослые, когда сойдет снег?

А что будут делать дети?

2. Подсказать подчеркнутые слова.

3. Как надо говорить правильно:

Весной с крыш капает (что?) ... (вода). Мы пьем (что?) ... (воду), умываемся (чем?) ... (водой). Ко­рабли плывут (по чему?) ... (по воде). I 4. Еще раз подсказать подчеркнутые слова и переска­зать содержание рассказа.

Итог логопедической работы

Логопедическая работа, предусмотренная четвертым этапом, направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, т. е. речь их должна приоб­рести коммуникативную функцию.


Дети должны научиться словоизменению существи­тельных мужского и женского рода (типа стол и рыба) в пределах всех падежей единственного и множествен­ного числа, а также изменению отдельных хорошо зна­комых глаголов по числам и лицам. Должна быть усвоена слоговая структура трехсложных и некоторых четырех­сложных слов. Однако все еще допустимы упрощения групп согласных. В звуковом отношении могут оставать­ся несформированными свистящие, шипящие, аффрика­ты, сонорные (рил твердые).

Основные задачи логопедического воздействия:

1) научить детей строить сложносочиненные и сложно­подчиненные предложения; 2) продолжить работу по словоизменению; 3) научить согласовывать местоимение и прилагательное с существительным.

Этот раздел предназначается для работы с детьми, владеющими фразовой речью с проявлениями аграмма-тизма. В словаре детей содержатся разнообразные назва­ния предметов, действий, признаков предметов, а также слова, выражающие некоторые временные и простран­ственные понятия (давно, вчера, летом и т.п.). Однако в целом лексикон ребенка не соответствует его возрасту

На этом,этапе речевого развития дети начинают ис­пользовать служебные слова: предлоги и некоторые союзы. Часто на месте предлога они произносят гласные звуки а, у или и («атале», «икамани» — в столе, из кармана), как бы оставляя место для будущих предло­гов, которые «разовьются» из этих аморфных служеб­ных слов, выраженных пока одним гласным звуком. Стремление ребенка к усложнению своего высказывания выражается в хаотичном наборе словосочетаний, соеди­ненных без всякого смысла союзами: и, а, потому, по­тому чтои т.д. Характерны самые разнообразные про­явления аграмматизма: это и аморфные слова, которые остались от начальных периодов развития речи, и им-


перативно-инфинитивные формы глаголов на месте изъ­явительного наклонения, и смешение флективных эле­ментов, и употребление слов (в основном прилагатель­ных) без флексий: «каси», «ивони» (красная, -ый;зе­леная, -ыи).

Внятность фразовой речи зависит от того, насколько сформировано у ребенка звукопроизношение, а поэтому речь одних детей более или менее понятна, речь других мало понятна окружающим.

Вместе с тем у детей отмечаются и положительные сдвиги в развитии их речи, о чем свидетельствует пра­вильное использование многих глагольных форм изъяви­тельного наклонения, в том числе возвратной формы гла­гола, а также корректное оформление многих концов су­ществительных. Оригинальные слова, употребляемые детьми, говорят о самостоятельном синтезировании ими морфологических элементов родного языка: «коврйчик» (из ковер + чик),«бегит» (из беги + /и), «метальный» (в значении «металлический», из металл + ныи)и т.п. Ярко проступает тенденция использовать основы слов, в которых заключено основное значение слова, т.е. «ве­щественность» предмета, и наиболее частотные в разговор­ной речи грамматические элементы слов, обладающие кон­кретным значением: «левы» (излев+ы), «пени» (пенъ+ы),

«молотоком» (из молоток + ом), «ухи» (ухо + и).

Многие слова в четыре, пять и даже шесть слогов про­износятся в правильном акцентуально-мелодическом оформлении; но нарушается слоговая структура редко употребляемых ребенком слов (например, сковорода, ко­черга, мотоцикл, милиционер, строительство и др.), что вполне закономерно на данном уровне речевого раз­вития. Это объясняется не только тем, что слова сложны по своему звуко-слоговому составу, но и тем, что они сложны по своему морфологическому содержанию (так, слово строительство имеет суффикс, редко употребляе­мый в детской речи, а слова милиционер и мотоцикл — с иноязычными морфемами).

В работе над слоговой структурой многосложных слов необходимо объяснить детям в доступной форме морфо­логическое строение слова, а занятия по сравнению одно-


коренных с'Лов можно вынести на уроки развития пони мания речи.

Начиная логопедическую работу, рекомендуем срав­нить нарушения разговорных норм, выявленные при об­следовании речи дошкольника, с данными таблицы «Схемы системного развития нормальной детской речи», что поможет специалисту лучше проанализировать не­доразвитие речи ребенка в каждом конкретном случае

К началу работы над повествовательной формой речи (шестой этап обучения) нужно поставить и ввести в речь детей многие звуки. Исключение могут составлять шипя­щие, недифференцированное употребление аффрикат и смягченное произношение л твердого. Допустимо отсутст­вие звука р, а также нечеткое произношение свистящих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.37 (0.013 с.)