Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование детской речи третьего уровня развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ («Развернутая фразовая речь с пробелами развития фонетики, лексики, грамматического строя»)* Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию. Понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфами): суффиксами, префиксами, флексиями. Объем и типы предложений. Умение составить рассказ по серии сюжетных картинок («сюиты»). Понимание и пересказ прочитанного текста. Словоизменение и использование предлогов. Словообразование и подбор слов с противоположным значением. Слоговая структура многосложных и составных слов. Звукопроизношение и состояние артикуляторного аппарата. Уровень фонематического восприятия. Дополнительные виды деятельности, подлежащие обследованию: представления о числе и количестве; уровень общений предметов и явлений; способность понимать целостную ситуацию на основе ее частей (предметов); ориентировка во времени (суток, года). Рекомендуем использовать материалы и приемы обследования из следующих работ: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р Е. Левиной. —М., 1968. — С. 31— 54; Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. — М ,1981. —С 104 — 110; Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология.-1985. -№ 6.-С. 55-62 Примечание. Поскольку третий уровень речевого развития характе-пизуется свободным пользованием фразовой речью, задача заключается не только в том, чтобы выявить пробелы в развитии речи. Не менее важным является понимание и правильная оценка того, что уже усвоено ребенком, в какой степени усвоено (прочно, непрочно, частично). Задание 1.Выявить понимание грамматических форм слов с помощью заданий 13 — 25, помещенных в разделе «Обследование понимания речи», а также с по--мощью модификации заданий из раздела «Развитие понимания речи» третьего этапа обучения. Задание 2.Установить максимальный объем употребляемых ребенком предложений и наличие элементов построения сложного предложения. Прием обследования. Перед ребенком выкладываются сюжетные картинки с изображением детей, производящих разные действия с предметами. После того как картинки названы, предложить еще раз описать картинку, но только надо будет добавить, в какое платьице (или в какую рубашку) одета девочка (мальчик), а мы ее (его) будем одевать то в красное, то в синее платье (рубашку). Логопед попеременно закрывает цветной полоской бумаги часть изображения, стимулируя ребенка составить предложение: «Девочка в синем платье поливает цветы» или: «Девочка с красным бантом прыгает через веревочку». Можно предложить ответить на такие вопросы: «Зачем мне нужна авторучка? Для чего нам нужен стол, стул? Почему ты надел(а) сегодня такие теплые сапоги? Почему сегодня так легко оделся(ась)? Зачем мама моет посуду? Зачем поливают цветы? Почему ночью темно, а днем светло? Объясни мне, что такое вокзал (мотоцикл, ракета)». Задание 3.Предложить составить рассказ по серии (сюите) сюжетных картинок. Порядок проведения обследования. Подобрать серию (сюиту) из 2 —4 картинок. Разложить их перед ребенком, объяснив коротко последовательность событий. Перемешав карточки, предложить ребенку еще из раз самому разложить их в нужной последовательности, ответить на вопросы по их содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии «все с самого начала». После этого детям предложить самостоятельно разложить новую «сюиту» и рассказать ее содержание. (В случае необходимости можно помочь наводящими вопросами.) Задание 4.Предложить прослушать сказку или рассказ (знакомый, затем незнакомый), ответить на вопросы по тексту и пересказать его. Один из приемов проведения обследования: после того как рассказана сказка, например «Репка», логопед предлагает ребенку выбрать из разложенных перед ним предметных картинок те, о которых шла речь в сказке, которые «нужны для сказки». Среди изображений имеются картинки предметов (животных), не относящиеся к содержанию рассказанного, например: арбуз, лошадь или машина. Рекомендуется избегать подсказывающего вопроса: «Это подходит?» Вместо этого лучше спросить: «Это есть в сказке?» Задание 5.Исследовать возможности словоизменения существительных по всем падежам сначала в единственном числе, а потом во множественном. Примечание к проведению обследования Проверяется способность детей преобразовывать одно и то же слово (передвигать по словоизменительной шкале) в связи с вопросом логопеда, требующего от ребенка упот ребления определенной грамматической формы Дети отвечают на вопросы взрослого по сюжетам картин или демонстрируемым действиям Логопед может задавать вопросы вразбивку таким образом, чтобы ответ содержал раз ные падежные формы одного и того же слова (на коробку, в коробке, под коробкой, из-под коробки). Следует помнить, что употребление предлога даже правильного по смыслу, при неправильной падежной форме является наиболее типичным признаком недоразвитой речи Примерный лексический материал для выявления трудных случаев оформления концов слов (флексий) Именительный падеж множественного числа: дома, глаза, окна, стулья, крылья, дни, пни, львы. Винительный падеж (одушевленные предметы) в зоопарке видел слона, тигра, льва, бегемота. Винительный падеж с предлогами: на, в, под, об(шкаф, стол, ящик). Родительный падеж (часть предмета): стакан воды, •пая, молока; кусок бумаги, глины. Родительный падеж с предлогами: у (у кого?); из (из кармана, коробки, из дерева, стекла, пластмассы); от (отойди от окна, двери, плиты, от собаки, кота); с (упал со стола, с кровати, со стула, с полки); без (без зонта, без пальто, без шарфа); после(обеда, ужина, завтрака); для (папы, мамы, брата, сестры); позади(дома, сада); до (дотронулся до стены, до окна, лампы); вместо(возьми совок вместолопаты). Родительный падеж множественного числа в сочетании существительного с наречием много', варианты: нулевая флексия (ламп, блюдец, вишен), а также с окончанием -ей (тетрадей, зверей, мышей), с окончанием -ев (деревьев, перьев, крыльев). Творительный падеж с предлогами: с, за, под, над;варианты окончания -ой, -ей(с Колей), -ъю (дверью, с лошадью); во множественном числе -ами, -ями(крыльями, стрелами). Задание 6.Выявить возможности словоизменения глаголов по лицам, временам, родам. Фрагмент обследования Заучить с ребенком двустишие, например: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы. Задание7. Проверить согласование прилагательных с существительными: сначала в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, затем множественного числа, а потом в косвенных падежах. Задание 8.Выявить возможности словообразования По частям речи. Примерный лексический материал Словообразование существительных: а) Подобрать уменьшительную форму к следующим б) Назвать детенышей у кошки, тигра, медведя, в) Кто на чем едет: на велосипеде едет велосипедист; г) Сказать, о ком идет речь — о мужчине или о жен Словообразование прилагательных и глаголов: а) Предложить ребенку подобрать уменьшительную б) Подобрать слова с противоположным значением к в) Проверить умение образовывать прилагательные от г) Предложить сказать «наоборот»: пришел — ушел, Задание 9.Выявить возможности произношения слов сложного слогового состава: библиотекарь работает в библиотеке; воспитательница воспитывает не детей; милиционер стоит на перекрестке; строители iieX-Q-ли на электричке; переплетчик переплетает книги; мама причесывается пластмассовой расческой перед зеркалом. Задание 10.Обследовать звукопроизношение и уровень фонематического анализа. Замечание к заданию. Дефекты звукопроизношения лучше всего проверять на стихотворных формах речи, а уточнять правильность артикулирования звуков лучше на материале отдельных слов и даже слогов Возможности выделения звука из слова рекомендуем проводить по общепринятой в логопедии схеме: а) ударного гласного в начале слова, б) согласного в начале слова, в) конечного согласного, г) конечного гласного под ударением Рекомендации к анализу и оценке детской речи третьего уровня развития 1. Сравнить данные понимания грамматических форм 2. Соотнести данные своего обследования с материа 3. Сопоставить результаты обследования речевой и не ГЛАВА III ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ЕЕ НЕДОРАЗВИТИИ В основе поэтапного формирования устной речи лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. Каждый из пяти этапов настоящей главы содержит в себе описание логопедической работы с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи (задержка речевого развития, алалия, дизартрия и т.д.) и безотносительно к возрасту. Логопедическая работа, предлагаемая в каждом из разделов этой главы, может строиться только на базе того, что уже достигнуто ребенком в овладении родным языком, самостоятельно или с помощью логопеда. Поэтому рекомендуется начинать занятия с заданий, помещенных в предыдущих разделах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.156 (0.009 с.) |