Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возни­кающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания

Поиск

* Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возни­кающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания

** См Выготский Л.С, Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.- С. 438-452.


- I


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ

Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению, каждое из звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер ре­чевой деятельности. Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга при­водит к качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим выделяются различные области, поражение ко­торых вызывает те или иные расстройства речи.

Область Брока расположена в заднем отделе третьей лобной извилины, поражение которой у взрослых при­водит к моторной афазии. Область Вернике расположена в заднем отделе верхней височной извилины. С этой об­ластью в значительной степени связано узнавание устной речи. При поражении этой области у взрослых возникает сенсорная афазия. Обе эти области расположены в одном полушарии (у правшей в левом) и тесно взаимосвязаны.

Анализ нейрофизиологических механизмов речи ос­новывается на принципе динамической системной лока­лизации функций, который впервые был сформулирован И.П. Павловым и получил свое дальнейшее развитие в исследованиях Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии. Большое значение для понимания механиз­ма речевых нарушений у детей имеют работы, посвящен­ные сравнительному анализу результатов нейропсихоло-гических исследований при поражении головного мозга у детей и взрослых.

Несмотря на большое число противоречивых взглядов на роль правого и левого полушарий в развитии речи ре­бенка, большинство авторов приходят к выводу о том, что в детском возрасте правое полушарие играет значи­тельно ббльшую роль в речевых процессах, чем у взрос­лых, и вносит свой специфический вклад в их развитие. Высказывается точка зрения, что недостаточная осознан­ность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формирова­нии же сознательного и произвольного применения рече-


вых средств ведущая роль принадлежит структурам до­минантного по речи (обычно левого) полушария мозга*. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой плас­тичностью детского мозга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.192.255 (0.009 с.)