Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.

Поиск

См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.

. 61


В процессе построения речевого высказывания эти звуки мвгут опускаться или замещаться, что указывает на существование кинематических погрешностей в ра­боте артикуляционного аппарата. Кроме того, в этот пе­риод речевого развития у детей, как правило, еще не выработались многие движения органов артикуляции (например, подъем передней части языка к верхним альвеолам). Однако отсутствие тех или иных артику­ляционных укладов теперь уже не останавливает ре­бенка перед усвоением новых слов и новых словосо­четаний, и дети обходятся теми звуками речи, которые сумели приобрести согласно своим речедвигательным возможностям.

При нормальном развитии речи процесс вычленения ребенком морфологических элементов в воспринимае­мом им языковом материале имеет характер резкого скачка. По данным А. Н. Гвоздева, вычленение морфо­логических элементов слов осуществляется в возрасте 1 года 10 месяцев — 2 лет одномоментно у многих раз­рядов слов. Однако общий лексикон невелик: в разряде существительных чуть более 100 слов, в разряде гла­голов — 50, а в разряде прилагательных не более 25 слов.

Усвоение грамматической структуры предложения.Поразительно быстрое развитие речи у маленьких детей многие исследователи объясняют активным ростом сло­варного запаса.

Однако имеется мнение*, что «скачок» в развитии речи связан с вычленением ребенком морфологических элементов слов в воспринимаемом им языковом материа­ле и что грамматическое структурирование предложений обеспечивается не столько простым ростом словаря и под­ражанием образцам речи взрослых, сколько самостоя­тельным синтезированием вычлененных значимых язы­ковых единиц.

Возникновение способности самостоятельно правиль­но по смыслу употреблять целый ряд лексических и грам­матических элементов (морфов) слов является крупней­шим переломным моментом в развитии детской речи,

* А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, Н.С. Жукова. 62


обеспечивающим динамичное усвоение синтаксической и морфологической структуры родного языка.

Начальный период этого процесса характеризуется выраженными ограничениями в отношении количества слов, включаемых детьми в одно предложение, и коли­чества используемых грамматических элементов.

В норме вместе с расширением объема предложения до 3 слов появляются первые случаи словоизменения, на­чинает устанавливаться грамматическая связь между словами, устанавливается согласование между подлежа­щим и сказуемым, развивается подчинение глаголу.

На первых порах становления фразовой речи отли­чительной чертой являются колебания в грамматическом оформлении предложений. Нередко наблюдается такое явление, когда внутри одного предложения одни синтак­сические отношения имеют грамматически правильное оформление, а другие — не имеют, поэтому такое пред­ложение оказывается грамматизованным только частич­но. Полная же грамматизация разных типов предложе­ний происходит неодновременно и находится в тесной взаимосвязи с усвоением ребенком отдельных граммати­ческих категорий.

Усвоение родного языка в норме и в условиях нару­шения в первую очередь связано с процессом построения грамматически оформленных предложений. Как в норме, так и в патологии первые синтаксические кон­струкции и первые грамматические формы создаются детьми из ограниченного числа элементов, но усваива­ются они взаимообусловленно *. Как в норме, так и в патологии овладение синтаксической конструкцией, вос­принятой из речи взрослых, типа «субъект действия + его действие», в которой действие выражено глаголом с элементами -ит, -ет,кладет начало самостоятельному построению грамматически правильных предложений, состоящих из изменяемых слов.

Если на ранних этапах речевого развития ребенок, ус­воив то или иное слово, использовал его в одной грам­матической форме для обозначения различных ситуаций, то теперь слова, употребляемые детьми, получают свое

* См. материалы графы «Первые формы слов» в «Схеме системного
развития нормальной детской речи».             ,


грамматическое выражение. Это связано с тем, что си­туации, первоначально глобально обозначаемые словом, начинают дифференцироваться ими, и первоначальное широкое значение слова начинает сужаться.

Таким образом, на определенной стадии развития речи все дети как в норме, так и в патологии начинают обозначать грамматическим знаком различающиеся мо­менты той или иной ситуации.

Если бы в языке каждый грамматический знак имел только неповторимое звуковое обличие, то начинающему говорить ребенку осталось бы вместить в свою память N-e число таких единиц. И тогда речь его не смогла бы выйти за пределы первобытного состояния. Однако в языке ог­ромному многообразию значений противостоит ограничен­ное число форм. И это противоречие снимается благодаря тому, что существует неограниченная возможность комби­наций лексических и грамматических значений.

Об особенностях детской комбинаторики звуко-зна-чений*как в норме, так и в патологии нам известно сле­дующее. Если в языке то или иное синтаксическое значение выражается с помощью нескольких грамматических эле­ментов (например, форма творительного падежа единст­венного числа имеет несколько вариантов оформления: -ом, -ой, -ей,-ью), то все они одномоментно не могут быть усвоены ребенком. Поэтому в течение какого-то вре­мени дети используют только одно, наиболее частотное окончание, которое становится главенствующим при упот­реблении данного падежа. Другие варианты этого падежа оказываются в течение какого-то времени вытесненными из детской речи. Чем больше вариантов падежных флексий имеется в парадигме данного падежа, тем медленнее эти варианты усваиваются детьми. Решающим фактором в ус­воении грамматической формы является ее функция в структуре языка и ее частотность.

При усвоении различных сочетаний лексических и грамматических элементов слов возможностей ребенка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.147 (0.01 с.)