Содержание книги

  1. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  2. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  3. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  4. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  5. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  6. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  8. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  9. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  10. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  11. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  12. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  13. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  14. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  15. Оценка сформированности речи дошкольников
  16. Обследование детской речи первого уровня развития
  17. Обследование детской речи второго уровня развития
  18. Обследование детской речи третьего уровня развития
  19. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  20. Активизация речевого подражания
  21. Второй этап обучения — первые формы слов
  22. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  23. Формирование первых форм слов
  24. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  25. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  26. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  27. Формирование двусоставного простого предложения
  28. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  29. Формирование слоговой структуры слов
  30. Формирование звукопроизношения
  31. Формирование предложения из нескольких слов
  32. Сопоставление грамматических форм слов
  33. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  34. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  35. Распространенное простое предложение
  36. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  37. Предложения с однородными членами
  38. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  39. Формирование сложного предложения
  40. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  41. Совершенствование связной речи
  42. Рассказы по серии сюжетных картинок
  43. Пересказ художественных текстов
  44. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  45. Развитие моторной деятельности
  46. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  47. Задание 13. Работа с мозаикой.
  48. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  49. Неправильное соединение элементов слов
  50. Схема системного развития           нормальной детской речи


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление грамматических форм слов



Методические указания.К работе по сопоставлению различных форм слов рекомендуется приступать в том случае, если в активном словарном запасе детей имеется достаточное количество названий предметов (не менее 100—150 существительных) и названий действий (не менее 40 — 50 глаголов). Весь речевой материал логопед подбирает с учетом возможностей каждого ребенка. В итоге проделанной работы дети должны научиться из­менять существительные, используя окончания единст­венного (-у, -а, -е(-и), -ом, -ой)и множественного числа (-ы(-и), -ов, -ах, -ами),а также иметь следующий запас глагольных форм:

1) повелительное наклонение 2-го лица единственного
числа;

2) инфинитив;

3) изъявительное наклонение настоящего времени (3,
1, 2-е лицо единственного числа; 3, 1-е лицо множест­
венного числа);

4) прошедшее время 3-го лица единственного и мно­
жественного числа. (На данном этапе обучения совер­
шающиеся действия не сопоставляются во времени.)

При подборе глаголов нужно учитывать чередования в основах. Если чередование стойко не усваивается, сле-


дует взять в работу только формы, доступные для ус­воения.

шар — шары гриб — грибы зуб — зубы шкаф — шкафы мяч — мячи петух — петухи заяц — зайцы мак — маки муха — мухи машина — машины ягода — ягоды сумка — сумки

Задание 15.Предложить подобрать к предметной картинке, изображающей один предмет, картинку с изо­бражением нескольких таких же предметов, после чего правильно назвать пары отобранных картин и сказать, чем они отличаются:

комар — комары кот — коты стол — столы ключ — ключи кубик — кубики утка — утки сапог — сапоги конь — кони оса — осы лопата — лопаты самолет — самолеты собака — собаки

Задание 16.Предложить детям назвать картинки и сказать, чем они отличаются:

мяч — мячик шар — шарик еж — ежик кот — котик нос — носик — глаз — глаза —

дом — домик               ягода — ягодка

лопата — лопатка стол — столик стул — стульчик слон —слоник носище

глазищи — глазки                     ^

рука — руки — ручищи — ручки нога — ноги — ножки — ножищи рот — ротик — ротище

Задание 17.Провести занятие на сопоставление сна­чала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов:

а) 2-е лицо единственного числа повелительного на­
клонения;

б) 3-е лицо единственного числа настоящего времени
изъявительного наклонения;

в) 1-е лицо единственного числа настоящего времени
Изъявительного наклонения:


лежи — лежит — лежу сиди — сидит — сижу пиши — пишет — пишу неси — несет — несу дыши — дышит — дышу пей — пьет — пью лей — льет — лью лепи — лепит — леплю


иди — идет — иду беги — бежит — бегу спи — спит — сплю шей — шьет — шью читай — читает — читаю рисуй - рисует - рисую бей — бьет — бью мой — моет — мою


Задание 18.Научить преобразовывать формы гла­голов, используя сюжетные картинки с конкретным изо­бражением действий. Игровой прием: «Догадайся, что сказала мама дочке и что та ответила»:


На сюжетной картинке: Девочка спит. Девочка пьет. Девочка идет. Девочка сидит. Девочка ест. Девочка стоит.


Что сказала мама дочке:

Спи.

Пей.

Иди.

Сядь.

Ешь.

Стой.


Ответ девочки: Я сплю. Я пью. Я иду. Я сижу. Я ем. Я стою.


Задание 19.Научить детей одни и те же предложе­ния употреблять в утвердительной и отрицательной форме.

Я пойду гулять. — Я не пойду гулять.

Он поедет на машине. — Он не поедет на машине.

Дети пойдут в лес за грибами. — Дети не пойдут в

лес за грибами.

Замечание к проведению задания. Это задание лучше про­водить в форме вопросов к детям. Один ребенок должен ответить на вопрос утвердительно, а другой отвечает на этот же вопрос отрицательно.

— Петя, ты хочешь пить?

— Да, хочу.

— А ты, Вова, хочешь пить?

— Нет, не хочу.
Ит.д

Задание 20.Научить детей изменять форму глаго­лов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.

Вова идет. — Я иду.  Нина шьет. — Я шью.

Таня пьет. — Я пью. Вова льет. — Я лью.


спит. — Я сплю.

Катя

а       .               .

Катя бежит. — Я бегу ест. — Я ем.


Таня читает. Толя рисует.


 

— Я читаю.

— Я рисую.

И т.д.


Игровой прием к заданию

«Угадай и сделай так же». Один из детей совершает яействие без предмета или с предметом. Другой ребенок должен угадать совершаемое действие, назвать его и сде-точно так же.

Задание 21 .Научить детей одни и те же глаголы на--оящего времени единственного числа употреблять в 1-м яде множественного числа (можно без местоимений).

Я пью. — Мы пьем.

Я иду. — Мы идем.

Я пою. — Мы поем.

Я шью. — Мы шьем.

Я мою руки. — Мы моем руки.

Я гуляю. — Мы гуляем.

Я поливаю цветы. — Мы поливаем цветы.

Я ем. — Мы едим.

Я сплю. — Мы спим.

Я рою яму. — Мы роем яму.

Я копаю песок. — Мы копаем песок.

Задание 22,Научить детей видоизменять глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени в инфи­нитив с помощью вопроса что делать?

Предлагаемый лексический материал

Дети собирают грибы. И нам надо (что делать?) . (собирать грибы).

Мальчик копает песок, и нам надо ... (копать песок).

Мальчик убирает комнату, и нам надо . . . (убирать ком-ату).

Девочка моет руки, и нам надо ... (мыть руки).

Мальчик пьет чай, и нам надо ... (пить чай).

Ната шьет платье, и нам надо ... (шить платье).

Вова идет в школу, и нам надо ... (идти в школу).


Задание 23.Сопоставить глаголы единственно,, числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м*.

Я пью. — Ты пьешь. — Он пьет. Я ем. — Ты ешь. — Он ест. Я иду. — Ты идешь. — Он идет. Я несу. — Ты несешь. — Он несет. -Я стою. — Ты стоишь. — Он стоит. Я сплю. — Ты спишь. — Он спит. Я иду гулять. — Ты идешь гулять. — Он идет гулять Я мою руки. — Ты моешь руки. — Он моет руки. Я строю дом из кубиков. — Ты строишь дом из ку­биков. — Он строит дом из кубиков.

Фрагмент одного занятия

Это занятие хорошо проводить в форме игры с мячом. Один ребенок перебрасывает мяч другому, называя дей­ствие в форме глагола в 1-м лице. Поймавший мяч на­зывает этот же глагол в форме 3-го лица и бросает мяч следующему, который должен употребить форму глагола 2-го лица. И т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.29 (0.007 с.)