Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопоставление грамматических форм словСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методические указания.К работе по сопоставлению различных форм слов рекомендуется приступать в том случае, если в активном словарном запасе детей имеется достаточное количество названий предметов (не менее 100—150 существительных) и названий действий (не менее 40 — 50 глаголов). Весь речевой материал логопед подбирает с учетом возможностей каждого ребенка. В итоге проделанной работы дети должны научиться изменять существительные, используя окончания единственного (-у, -а, -е(-и), -ом, -ой)и множественного числа (-ы(-и), -ов, -ах, -ами),а также иметь следующий запас глагольных форм: 1) повелительное наклонение 2-го лица единственного 2) инфинитив; 3) изъявительное наклонение настоящего времени (3, 4) прошедшее время 3-го лица единственного и мно При подборе глаголов нужно учитывать чередования в основах. Если чередование стойко не усваивается, сле- дует взять в работу только формы, доступные для усвоения. шар — шары гриб — грибы зуб — зубы шкаф — шкафы мяч — мячи петух — петухи заяц — зайцы мак — маки муха — мухи машина — машины ягода — ягоды сумка — сумки Задание 15.Предложить подобрать к предметной картинке, изображающей один предмет, картинку с изображением нескольких таких же предметов, после чего правильно назвать пары отобранных картин и сказать, чем они отличаются: комар — комары кот — коты стол — столы ключ — ключи кубик — кубики утка — утки сапог — сапоги конь — кони оса — осы лопата — лопаты самолет — самолеты собака — собаки Задание 16.Предложить детям назвать картинки и сказать, чем они отличаются: мяч — мячик шар — шарик еж — ежик кот — котик нос — носик — глаз — глаза — дом — домик ягода — ягодка лопата — лопатка стол — столик стул — стульчик слон —слоник носище глазищи — глазки ^ рука — руки — ручищи — ручки нога — ноги — ножки — ножищи рот — ротик — ротище Задание 17.Провести занятие на сопоставление сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов: а) 2-е лицо единственного числа повелительного на б) 3-е лицо единственного числа настоящего времени в) 1-е лицо единственного числа настоящего времени лежи — лежит — лежу сиди — сидит — сижу пиши — пишет — пишу неси — несет — несу дыши — дышит — дышу пей — пьет — пью лей — льет — лью лепи — лепит — леплю иди — идет — иду беги — бежит — бегу спи — спит — сплю шей — шьет — шью читай — читает — читаю рисуй - рисует - рисую бей — бьет — бью мой — моет — мою Задание 18.Научить преобразовывать формы глаголов, используя сюжетные картинки с конкретным изображением действий. Игровой прием: «Догадайся, что сказала мама дочке и что та ответила»: На сюжетной картинке: Девочка спит. Девочка пьет. Девочка идет. Девочка сидит. Девочка ест. Девочка стоит. Что сказала мама дочке: Спи. Пей. Иди. Сядь. Ешь. Стой. Ответ девочки: Я сплю. Я пью. Я иду. Я сижу. Я ем. Я стою. Задание 19.Научить детей одни и те же предложения употреблять в утвердительной и отрицательной форме. Я пойду гулять. — Я не пойду гулять. Он поедет на машине. — Он не поедет на машине. Дети пойдут в лес за грибами. — Дети не пойдут в лес за грибами. Замечание к проведению задания. Это задание лучше проводить в форме вопросов к детям. Один ребенок должен ответить на вопрос утвердительно, а другой отвечает на этот же вопрос отрицательно. — Петя, ты хочешь пить? — Да, хочу. — А ты, Вова, хочешь пить? — Нет, не хочу. Задание 20.Научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов. Вова идет. — Я иду. Нина шьет. — Я шью. Таня пьет. — Я пью. Вова льет. — Я лью. спит. — Я сплю. Катя а . . Катя бежит. — Я бегу ест. — Я ем. Таня читает. Толя рисует.
— Я читаю. — Я рисую. И т.д. Игровой прием к заданию «Угадай и сделай так же». Один из детей совершает яействие без предмета или с предметом. Другой ребенок должен угадать совершаемое действие, назвать его и сде-точно так же. Задание 21 .Научить детей одни и те же глаголы на--оящего времени единственного числа употреблять в 1-м яде множественного числа (можно без местоимений). Я пью. — Мы пьем. Я иду. — Мы идем. Я пою. — Мы поем. Я шью. — Мы шьем. Я мою руки. — Мы моем руки. Я гуляю. — Мы гуляем. Я поливаю цветы. — Мы поливаем цветы. Я ем. — Мы едим. Я сплю. — Мы спим. Я рою яму. — Мы роем яму. Я копаю песок. — Мы копаем песок. Задание 22,Научить детей видоизменять глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени в инфинитив с помощью вопроса что делать? Предлагаемый лексический материал Дети собирают грибы. И нам надо (что делать?) . (собирать грибы). Мальчик копает песок, и нам надо ... (копать песок). Мальчик убирает комнату, и нам надо . . . (убирать ком-ату). Девочка моет руки, и нам надо ... (мыть руки). Мальчик пьет чай, и нам надо ... (пить чай). Ната шьет платье, и нам надо ... (шить платье). Вова идет в школу, и нам надо ... (идти в школу). Задание 23.Сопоставить глаголы единственно,, числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м*. Я пью. — Ты пьешь. — Он пьет. Я ем. — Ты ешь. — Он ест. Я иду. — Ты идешь. — Он идет. Я несу. — Ты несешь. — Он несет. -Я стою. — Ты стоишь. — Он стоит. Я сплю. — Ты спишь. — Он спит. Я иду гулять. — Ты идешь гулять. — Он идет гулять Я мою руки. — Ты моешь руки. — Он моет руки. Я строю дом из кубиков. — Ты строишь дом из кубиков. — Он строит дом из кубиков. Фрагмент одного занятия Это занятие хорошо проводить в форме игры с мячом. Один ребенок перебрасывает мяч другому, называя действие в форме глагола в 1-м лице. Поймавший мяч называет этот же глагол в форме 3-го лица и бросает мяч следующему, который должен употребить форму глагола 2-го лица. И т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.27.199 (0.008 с.) |