Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование связной речи

Поиск

Итог логопедической работы

В итоге пятого этапа обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развернутая речь может страдать лексическими, грам­матическими, фонетическими неточностями, ликвидация которых должна сочетаться с обучением детей сложным формам речи, что и предлагается сделать на следующем этапе обучения (см. следующий раздел).


ГЛАВА IV

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи— научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически пра­вильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, фор­мирования личностных качеств.

Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разу­чивание стихотворений; отгадывание загадок.

Данный раздел предусматривает логопедическую ра­боту с детьми, владеющими простой разговорной речью. Их словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-разговорной лексики; объем понимаемой речи приближается к возрастной норме.

Дети могут рассказать о себе, о своих товарищах, об интересных эпизодах из собственного опыта. Однако анализ детских высказываний подтверждает, что их речь еще не соответствует возрастной норме. Даже те звуки, которые они умеют правильно произносить, в самосто­ятельной речи звучат недостаточно четко.

Например: «ЕваиСяликигали. Масикбёщильпальку летьку, щабака щётлить. Щабака бизит воду, то дощаль пальку». (Лева и Шарик играли. Мальчик бросил палку в речку, собака смотрит. Собака бежит к воде, чтобы достать палку.)

Для этих детей характерным является недифферен­цированное произнесение звуков (в основном это свис­тящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Особенностью звукопроизношения этих детей явля­ются недостаточное озвончение звуков б, д, г в словах, замены и смешения звуков к, г, х, д, л', и, которые в норме формируются рано («вок гом» — вот дом', «тот


тусяй молято» — кот кушал молоко', «моля любка» — моя юбка}.

Фонематическое недоразвитие у детей описываемой ка­тегории проявляется в основном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся наибо­лее тонкими акустико-артикуляционными пр'йзнаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.

Диагностическим показателем недоразвития речи явля­ется нарушение слоговой структуры наиболее сложных слов, а также сокращение количества слогов («вототик типит вотот» — водопроводчик чинит водопровод; «вати-тек» — воротничок). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове («вототик» вместо животик, «вленок» — львенок, «кодовода>> — сковорода, «той» — стол, «вей» — дверь, «вок» — волк и т.п.). Типичными являются также персе­верации слогов («хихист» — хоккеист, «ваваяпотик» — водопроводчик); антиципации («астобус» — автобус, «ли-лисидист» — велосипедист); добавление лишних звуков и слогов («лимонт» — лимон),

Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей оче­видностью это выступает при изучении активного сло­варя. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве (ступеньки, форточка, облож­ка, страница).

Преобладающим типом лексических ошибок стано­вится неправильное употребление слов в речевом контекс­те. Не зная названий многих частей предмета, дети заме­няют их названием самого предмета (стена — дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает — пишет).

В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величи­ну предмета, дети используют только два понятия: боль­шой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широ-


кий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Анализ высказываний детей с общим недоразвитием речи выявляет картину выраженного аграмматизма. Ха­рактерными для подавляющего большинства являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы», «гнезды» и т.п.); при согла­совании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки» и т.п.); прилагательных с существи­тельными в роде и падеже («я рисую краскам ручкам»).

Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание («я идаю батиком» — я играю с братиком; «книга лезит тае» — книга лежит в столе); замена («нига упая и тая» — книга упала со стола), недогова-ривание («полезяазаболь» — полезла на забор; «посьля а уисю» — пошла на улицу).

Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в об­разовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко»,«ведречко»), при­лагательных («мехняя шапка», «глинный кувшин», «де-ревкин тул», «стекловая ваза»). Они допускают много ошибок при употреблении приставочных глаголов (вмес­то переходит — идет, вместо спрыгивает — прыгает, вместо пришивает — шьет).

Указанные недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического строя с наибольшей отчетливостью про­являются в различных формах монологической речи (пересказ; рассказ по картине, серии картин; рассказ-описание).

Приведем пример: «Коська вовит мыську. Кот аез {залез) ботинок, сто мыську помать. Он помотель (по­смотрел), ее там нет, убезял».

При пересказе помимо речевых трудностей наблюда­ются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц.

Рассказ-описание для детей малодоступен. Они обыч­но ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.


Например, описывая машину, ребенок перечисляет: «У ней ко лесы есть, кабина, кузов, матоль, люль, литяк (рычаг), педали, фали, кудов, стоб глюз возить (чтобы груз возить)».

Некоторые дети оказываются способными лишь отве­чать на вопросы.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.

Вне специального внимания к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют иг­ровые ситуации. Это обусловливает недостаточную ком­муникативную направленность их речи.

Одним из необходимых условий дальнейшего речево­го развития ребенка является создание мотивации обще­ния, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благопри­ятное речевое окружение, хороший эмоциональный на­строй. Другими словами, в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные на­правления коррекционной работы тесно связаны между собой. Так, например, уточнение и расширение словаря осуществляется в ходе работы над предложением.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

систематичность проведения;

распределение их в порядке нарастающей сложности;

подчиненность заданий выбранной цели;

чередование и вариативность упражнений;

воспитание внимания к речи.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.119.28 (0.011 с.)