Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
Содержание книги
- Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
- См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М. , 1981.
- Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
- Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
- См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
- Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
- Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других национальностей, начинающих усваивать родной язык
- См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы.- М., 1979.
- Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
- У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотворчестве
- О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
- По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
- второй период -«Усвоение грамматической структуры
- Оценка сформированности речи дошкольников
- Обследование детской речи первого уровня развития
- Обследование детской речи второго уровня развития
- Обследование детской речи третьего уровня развития
- Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
- Активизация речевого подражания
- Второй этап обучения — первые формы слов
- Задание 6. Научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
- Формирование первых форм слов
- Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
- Третий этап обучения -двусоставное предложение
- Задание 13. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под.
- Формирование двусоставного простого предложения
- Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
- Формирование слоговой структуры слов
- Формирование звукопроизношения
- Формирование предложения из нескольких слов
- Сопоставление грамматических форм слов
- Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
- Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
- Распространенное простое предложение
- Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
- Предложения с однородными членами
- Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
- Формирование сложного предложения
- Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
- Совершенствование связной речи
- Рассказы по серии сюжетных картинок
- Пересказ художественных текстов
- Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
- Развитие моторной деятельности
- Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
- Задание 13. Работа с мозаикой.
- Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
- Неправильное соединение элементов слов
- Схема системного развития нормальной детской речи
Методические указания.Предлагаемая логопедическая работа должна способствовать дальнейшему усвоению детьми категорий числа, лица и рода у глаголов и у других частей речи (местоимений, существительных), которые им даются в словосочетаниях.
Особое внимание логопед должен уделять сопоставлению одних и тех же глаголов в настоящем и будущем времени. Чтобы научить детей дифференцировать совершающиеся действия, необходимо придать им наибольшую конкретность, связав с хорошо знакомой ситуацией. Рекомендуется как можно чаще употреблять наречия с глаголами настоящего времени (сейчас, теперь, сегодня), а наречия давно, уже, вчера — с глаголами прошедшего времени. Глаголы будущего времени сначала даются со вспомогательными словами буду, будет, будем и т.п.
Следует учить детей правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы, например: что делает? что делал(а)? что сделал(а)?, но что делают? что делали? и т.п.
Задание 12.Выучить с детьми несколько двустиший. Затем научить детей самостоятельно изменять в этих стихах грамматическую форму числа и лица глагола.
Примерный лексический материал
а) Сопоставление единственного и множественного числа.
Я бегу, бегу, бегу, Я на месте не стою.
Я гуляю, загораю, Землянику собираю.
Я по улице иду,
Я флажок в руке несу.
На скамейке я сижу И о чем-то говорю.
Мы бежим, бежим, бежим, Мы на месте не стоим.
Мы гуляем, загораем, Землянику собираем.
Мы по улице идем,
Мы флажки в руках несем.
На скамейке мы сидим И о чем-то говорим.
По садочку я иду 1/1 пою, пою, пою.
По садочку мы идем И поем, поем, поем.
6) Сопоставление 1-го и 3-го лица единственного числа
глагола.
Детям я лечу болезни. „Нет занятия полезней!
Детям лечит он болезни. Нет занятия полезней!
|Я на елку собираюсь, Он (она) на елку собирается, долго наряжаюсь. Очень долго наряжается.
в) Сопоставление 1-го и 2-го лица единственного числа.
несу, и ты несешь, пою, и ты поешь.
Я иду, и ты идешь, Я веду, и ты ведешь.
не сплю, и ты не спишь, Я сижу, и ты сидишь, бегу, и ты бежишь. Я стою, и ты стоишь.
Зот играю я с подружкой Вот играешь ты с подружкой ~ интересную игрушку. В интересную игрушку.
на елку собиралась, Ты на елку собиралась, 'чень долго наряжалась. Очень долго наряжалась.
Я устала, посижу, На малышек погляжу.
Я иду, и ты идешь, Я несу, и ты несешь.
Ты устала, посиди, На малышек погляди.
Вместе мы с тобой идем И грибы домой несем.
Игровой прием к заданию
Дети разучивают стихотворение и одновременно инсценируют то, что говорят, например:
По садочку мы идем И поем, поем, поем.
Дети «гуляют по саду» и поют песню. Потом логопед предлагает одному из них рассказать про себя, как он идет по садочку и поет. Из уст ребенка это стихотворение прозвучит уже так:
По садочку я иду И пою, пою, пою.
|