Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пересказ художественных текстовСодержание книги
Поиск на нашем сайте II СОСУЛЬКА 1. На улице весна. На крыше висит сосулька. Мальчик 2. Мальчик заболел, лежит в постели. У него завязано 3. Приходит доктор, смотрит его горло. 4. Мальчик пьет лекарство. 5. Он здоров, идет гулять. Проходит мимо сосульки. Вова вышел гулять и увидел на крыше сосульку. Он отломил сосульку и стал ее сосать. Вечером у Вовы заболело горло. Мама уложила его в постель и повязала ему горло теплым шарфом. Пришел врач, он внимательно послушал Вову, посмотрел его больное горло. Врач выписал Вове микстуру и велел лежать. Вова не выходит на улицу. Он пьет лекарство и лежит в постели. Через несколько дней Вова поправился, вышел на улицу гулять. Но он больше не трогает сосульку. После того как дети разложили картинки, можно приступить к рассмотрению первой картинки. Устанавливается, какое было время года, что увидел мальчик на крыше, что он сделал с сосулькой. Мальчику придумывается имя. Дал ее выясняется, что случилось с мальчиком, почему он лежит в постели. Почему он заболел? Потом можно задать вопросы: «Кто пришел на помощь мальчику? Что сделал врач, чтобы мальчик поправился? Как мальчик лечился?» Можно также спросить детей, не едят ли они сами зимой сосульки. III. МАЛЕНЬКИЙ ПОМОЩНИК 1. Шофер ремонтирует машину. Подъезжает на вело 2. Велосипед стоит в стороне, мальчик держит ключ, 3. Шофер благодарит мальчика, мальчик садится на 4. Мальчик дома, лицо и руки грязные. Мама спра В дороге испортилась машина. Шофер стал ремонтировать машину. Мимо проезжал мальчик. Он остановил свой велосипед, подошел к шоферу и стал ему помогать. Мальчик подает шоферу инструмент. Машина починена. Шофер благодарит мальчика. Мальчик уезжает домой. Дома его встречает мама. Она испугалась, увидев его таким грязным. Но мальчик объяснил маме, что он помог шоферу починить машину. По ходу работы можно задать такие вопросы: «Что случилось с машиной? Что стал делать шофер? Кто помог шоферу? Каким мальчик пришел домой? Как он объяснил маме, почему такой грязный?» IV. КТО ВИНОВАТ 1. Ребята играют за стол ом. На столе лежит бумажный 2. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик 3. Оба мальчика падают, а кораблик валяется на полу 4. Подходит воспитательница и выясняет, вчемдело*. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ Методические указания.Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Подбор стихотворений должен осуществляться с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей. При выборе сти- Для составления рассказов можно использовать серии сюжетных картин из пособия: Каше Г.А., Филичева Т.Е. Дидактический материал по исправлению произношения у дошкольников. —М., 1971. хотворного материала надо прежде всего обратиться к народному творчеству — песенкам, шуткам, прибауткам. Методические указания к разучиванию стихотворений детьми с общим недоразвитием речи: 1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала 2. После прочтения стихотворения логопед говорит, 3. Далее логопед задает вопросы по содержанию сти 4. После этого логопед выясняет, какие слова детям 5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотво 6. Очень часто логопед использует стихи для закреп 7. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, При заучивании стихотворений используются игровые п-р и е м ы: 1. Один ребенок выразительно рассказывает стихо Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу Во серебряную. Второй ребенок в это время подражает ворону: залезает на дуб (стул), имитирует игру на трубе, отстукивает ритм. 2. К знакомым детям стихам логопед подбирает со Например, выставлены картинки с изображением подснежника, белочки, кораблика и т.д. Логопед читает стихотворение (отрывок): Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой, Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой. (С. Маршак) Дети выбирают картинку, на которой нарисован кораблик, подают ее логопеду, и кто-нибудь выразительно читает стихотворение. 3. В целях лучшего запоминания стихотворений можно предложить такой прием работы. На наборном полотне выставляется несколько картинок или игрушек. Дети должны вспомнить про каждую из них стихотворение. Например, выставлены игрушки: самолет, мишка, лошадка, петушок и т.д. Дети выходят и рассказывают про выбранную игрушку стихотворение. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший. Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. (А. Барто. Игрушки} На определенном этапе речевого развития детям можно предложить для проговаривания скороговорки,сначала наиболее простые, короткие и несложные в произношении. Примерный лексический материал Серая кошка сидит на окошке. Наша кошка на окошке ушки моет. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. У нашего мишки в мешке большие шишки. Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи. В дальнейшем скороговорки усложняются. i Примерный лексический м.а т е р и а л Проворонила ворона вороненка. На дворе трава, на траве дрова. Сыворотка из-под простокваши. Летят три пичужки через три пустые избушки. Курочка-рябушка, не садись под порожком, а садись под окошком. Кукушка кукушонку купила капюшон. Собирала Маргарита маргаритки на дворе, растеряла Маргарита маргаритки на горе. На начальных этапах работы со стихотворениям* в текст можно вставлять имя ребенка. Например: Водичка, водичка, Умой мое (Лизе, Маше, Саше и т.д.) личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Или: Наша Маша (Таня, Катя и т.д.) маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша чернобровая. Или: Юля, (Таня, Валя) плохо кушает, Никого не слушает... Для'детей с общим недоразвитием речи полезно заучивание стихотворений в лицах: это помогает лучшему осмыслению их содержания, выработке правильной интонации речи, большей ее выразительности. Например: ЗАЯЦ-БАРАБАНЩИК За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: — Барабанить не стану! Нет настроения, Нет обстановки, Нет подготовки, Не вижу морковки. В. Берестов РАБОТА С ЗАГАДКАМИ Методические указания.Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того, загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть. Примерный лексический материал ЖИВОТНЫЙ МИР Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам жить дает. {Корова.) Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (Мыши.) По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.) В воде купался, сухим остался. (Гусь.) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.) Ползун ползет, иглы везет. (Еж.) Зимой белый, летом серый. (Заяц.) Сидит на окошке кошка: И хвост, как у кошки, И нос, как у кошки, И уши, как у кошки, А не кошка. (Кот.) На деревьях живет и орешки грызет. (Белка.) Не король, а в короне, Не гусар, а при шпорах, На часы не взглядывает, А время знает. (Петух.) Построен дом без топоров и углов. (Муравейник.) Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (.Волк.) РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР Не огонь, а жжется. (Крапива.) Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.) Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.) Семьдесят одежек — и все без застежек, Как на него взглянешь, так и заплачешь. (.Лук.) Без окон, без дверей — полна горница людей. (Арбуз.) Стоят столбы белы, На них шапки зелены. (Береза.) В лугах сестрички — Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки.) Зимой и летом одним цветом. (Ель.) ТРУД, ТЕХНИКА, ИНСТРУМЕНТЫ Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется. (Топор.) Зубастые, а не кусаются. (Грабли.) В ясный день в углу стою, в ненастный день гулять хожу. (Зонт.) Не куст, а с листами, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга.) В ненастье должен я гулять, А в ясный день в углу стоять. Вы носите меня над вами. Но что же я — скажите сами. (Зонт.) Трещит, а не кузнечик, Летит, а не птица, Везет, а не лошадь. (Самолет.) Принялась она за дело, Завизжала и запела, Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила.) Еду, еду - следу нету, Режу, режу — крови нету, Рублю, рублю — щепок нету. (Лодка, корабль.) Идет пароход То взад, то вперед. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. (Утюг.) Фрагменты занятий а) Логопед раздает детям картинки-отгадки. Затем б) У детей карты для игры в лото. Логопед показывает в) Логопед читает стихотворение, а дети, должны на Примерный лексический материал Льет дождь, холодный, точно лед. Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет. (И. Бунин) Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок... (А. Майков) Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто) Методические указания.Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения. До начала чтения рассказа логопед объясняет детям смысл трудных слов, они проговариваются хором и индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Прочитав рассказ, логопед задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа: 1. Логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости 2. Если ребенок пересказывает с большими паузами, 3. Перед началом пересказа логопед составляет план 4. Пересказ организуется «по цепочке», когда один 5. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работы. 1. Выборочный пересказ.Перед детьми ставится задача 2. Краткий пересказ.Ребенок рассказывает не все 3. Творческое рассказывание: а) пересказ текста и его продолжение с добавлением б) составление рассказа из нескольких текстов на за в) составление рассказа на основе своего личного Ниже даны тексты, которые можно использовать для пересказа. В конце каждого рассказа приведены вопросы по его содержанию и упражнения (грамматические и лексические). Примерные тексты для пересказа КАК САША ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ САМОЛЕТ Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли. а) Ответить на вопросы: б) Подобрать определения к словам!* в) Объяснить значение сложного слова самолет; при г) Составить рассказ, где действующим лицом явля ЗИМА Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках. а) Ответить на вопросы: Куда спрятались звери? Кто рад зиме? Что делают дети зимой? б) Объяснить значение словосочетаний: деревья голые; кругом снег лежит; звери спрятались в норы. в) Подобрать эпитеты к словам: снег (какой?) — белый, мягкий, пушистый, легкий; коньки (какие?) — железные, острые, детские, блестящие; I лыжи (какие?) — желтые, деревянные, детские, короткие. г) Повторить, кто где живет: медведь — в берлоге, белка — в дупле, лошадь — в конюшне, лиса — в норе, собака — в конуре. СНЕЖНАЯ БАБА Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку. а) Ответить на вопросы: Что воткнули ей в руки? Что сделали потом? Что надели бабе на голову? б) Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица ПРЕДВЕСТНИКИ ВЕСНЫ Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» а) Ответить на вопросы: Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали? Как можно сказать про зиму? Она была какая ? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.) Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое.) б) Выучить наизусть текст. ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы. а) Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить, б) Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов? в) Образовать множественное число от следующих су грач — грачи гнездо — гнезда сук — сучья корень — корни птенец — птенцы дерево — деревья ствол — стволы пень — пни г) Закончить предложения: На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). На ветке сук, а на ветвях ... (сучья). В гнезде птенец, а в гнездах ... (птенцы). На дворе дерево, а в лесу ... (деревья). ЛЕТО Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в лиловых колпачках, другие — в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко. Ответить на вопросы: С чем сравнивает автор цветы? Как вы думаете, какие цветы изобразил он? Видели вы их? Расскажите о них. ОСЕНЬ 1. Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь. I а) Объяснить значение словосочетаний: желтеют б) Рассказать, чем отличается осень от весны. в) Какие птицы улетают в теплые края? Как назы г) Образовать множественное число от существитель д) Подобрать слова-действия к названию растений 2. Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер. а) Объяснить значение словосочетаний: моросит б) Дополнить предложения недостающими словами. Осень ... (наступила). Холодный дождь ... (моросит). По небу ... (гуляют) серые тучи. Желтые листья ... (падают) на землю. в) Пересказать текст. г) Ответить на вопросы по теме «Осень»: Какой идет дождик осенью? Где цветы завяли? Листья падают откуда? Какие птицы улетели? Куда? РАБОТА НА ОГОРОДЕ Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей. а) Ответить на вопросы: Что собрали колхозники? Как одним1 словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы? (Овощи.) Где растут овощи? (На огороде.) Что сделали колхозники на огороде осенью? б) Пересказать текст. в) Изменить слова (ч т о делают? что сделали?):
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.240.208 (0.012 с.) |