Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пересказ художественных текстов

Поиск

II СОСУЛЬКА

1. На улице весна. На крыше висит сосулька. Мальчик
выходит на улицу, отламывает сосульку и сосет ее.

2. Мальчик заболел, лежит в постели. У него завязано
горло.

3. Приходит доктор, смотрит его горло.

4. Мальчик пьет лекарство.

5. Он здоров, идет гулять. Проходит мимо сосульки.

Вова вышел гулять и увидел на крыше сосульку. Он отломил сосульку и стал ее сосать.

Вечером у Вовы заболело горло. Мама уложила его в постель и повязала ему горло теплым шарфом.

Пришел врач, он внимательно послушал Вову, по­смотрел его больное горло. Врач выписал Вове микстуру и велел лежать.

Вова не выходит на улицу. Он пьет лекарство и лежит в постели.

Через несколько дней Вова поправился, вышел на улицу гулять. Но он больше не трогает сосульку.

После того как дети разложили картинки, можно при­ступить к рассмотрению первой картинки. Устанавлива­ется, какое было время года, что увидел мальчик на крыше, что он сделал с сосулькой. Мальчику придумывается имя.

Дал ее выясняется, что случилось с мальчиком, почему он лежит в постели. Почему он заболел? Потом можно задать вопросы: «Кто пришел на помощь мальчику? Что сделал врач, чтобы мальчик поправился? Как мальчик лечился?» Можно также спросить детей, не едят ли они сами зимой сосульки.


III. МАЛЕНЬКИЙ ПОМОЩНИК

1. Шофер ремонтирует машину. Подъезжает на вело­
сипеде мальчик.

2. Велосипед стоит в стороне, мальчик держит ключ,
а шофер чинит машину.

3. Шофер благодарит мальчика, мальчик садится на
велосипед.

4. Мальчик дома, лицо и руки грязные. Мама спра­
шивает, почему он такой грязный.

В дороге испортилась машина. Шофер стал ремонти­ровать машину. Мимо проезжал мальчик.

Он остановил свой велосипед, подошел к шоферу и стал ему помогать. Мальчик подает шоферу инструмент.

Машина починена. Шофер благодарит мальчика.

Мальчик уезжает домой. Дома его встречает мама. Она испугалась, увидев его таким грязным. Но мальчик объяснил маме, что он помог шоферу починить машину.

По ходу работы можно задать такие вопросы: «Что случилось с машиной? Что стал делать шофер? Кто помог шоферу? Каким мальчик пришел домой? Как он объяс­нил маме, почему такой грязный?»

IV. КТО ВИНОВАТ

1. Ребята играют за стол ом. На столе лежит бумажный
кораблик.

2. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик
и тянут каждый к себе. Никто не хочет уступить.

3. Оба мальчика падают, а кораблик валяется на полу
разорванный.

4. Подходит воспитательница и выясняет, вчемдело*.

РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

Методические указания.Все дети любят стихи, с удо­вольствием их слушают и стараются запомнить. Подбор стихотворений должен осуществляться с учетом интеллек­туальных и речевых возможностей детей. При выборе сти-

Для составления рассказов можно использовать серии сюжетных картин из пособия: Каше Г.А., Филичева Т.Е. Дидактический материал по исправлению произношения у дошкольников. —М., 1971.


хотворного материала надо прежде всего обратиться к народному творчеству — песенкам, шуткам, прибауткам. Методические указания к разучиванию стихотворе­ний детьми с общим недоразвитием речи:

1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала
выразительно прочитано логопедом (наизусть).

2. После прочтения стихотворения логопед говорит,
что это стихотворение дети будут заучивать наизусть.
Затем еще раз читает это стихотворение.

3. Далее логопед задает вопросы по содержанию сти­
хотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.

4. После этого логопед выясняет, какие слова детям
непонятны, в доступной форме объясняет их значение.

5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотво­
рения. Дети проговаривают ее хором, а потом индиви­
дуально. Логопед обязательно учитывает индивидуаль­
ные возможности детей, поэтому в числе первых расска­
зывает стихотворение тот ребенок, который запоминает
быстрее других.

6. Очень часто логопед использует стихи для закреп­
ления произношения каких-то звуков. В этом случае он
просит детей назвать все слова стихотворения, в которых
встречается тот или иной звук.

7. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма,
поэтому полезно просить детей отхлопывать или отсту­
кивать ритм.

При заучивании стихотворений используются игро­вые п-р и е м ы:

1. Один ребенок выразительно рассказывает стихо­
творение, например:

Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу Во серебряную.

Второй ребенок в это время подражает ворону: залезает на дуб (стул), имитирует игру на трубе, отстукивает ритм.

2. К знакомым детям стихам логопед подбирает со­
ответствующие картинки. Картинки выставляются на
доске, и логопед читает стихотворение. Дети должны
найти соответствующую картинку и прочитать это сти­
хотворение еще раз.


Например, выставлены картинки с изображением подснежника, белочки, кораблика и т.д. Логопед читает стихотворение (отрывок):

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой. (С. Маршак)

Дети выбирают картинку, на которой нарисован ко­раблик, подают ее логопеду, и кто-нибудь выразительно читает стихотворение.

3. В целях лучшего запоминания стихотворений можно предложить такой прием работы. На наборном по­лотне выставляется несколько картинок или игрушек. Дети должны вспомнить про каждую из них стихотво­рение. Например, выставлены игрушки: самолет, мишка, лошадка, петушок и т.д. Дети выходят и рассказывают про выбранную игрушку стихотворение.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

(А. Барто. Игрушки}

На определенном этапе речевого развития детям можно предложить для проговаривания скороговорки,сначала наиболее простые, короткие и несложные в про­изношении.

Примерный лексический материал

Серая кошка сидит на окошке.

Наша кошка на окошке ушки моет.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

У нашего мишки в мешке большие шишки.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

В дальнейшем скороговорки усложняются.


i


Примерный лексический м.а т е р и а л

Проворонила ворона вороненка.

На дворе трава, на траве дрова.

Сыворотка из-под простокваши.

Летят три пичужки через три пустые избушки.

Курочка-рябушка, не садись под порожком, а садись под окошком.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Собирала Маргарита маргаритки на дворе, растеряла Маргарита маргаритки на горе.

На начальных этапах работы со стихотворениям* в текст можно вставлять имя ребенка. Например:

Водичка, водичка,

Умой мое (Лизе, Маше, Саше и т.д.) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. Или:

Наша Маша (Таня, Катя и т.д.) маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая. Или:

Юля, (Таня, Валя) плохо кушает,

Никого не слушает...

Для'детей с общим недоразвитием речи полезно за­учивание стихотворений в лицах: это помогает лучшему осмыслению их содержания, выработке правильной ин­тонации речи, большей ее выразительности. Например:

ЗАЯЦ-БАРАБАНЩИК За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: — Барабанить не стану! Нет настроения, Нет обстановки, Нет подготовки, Не вижу морковки. В. Берестов


РАБОТА С ЗАГАДКАМИ

Методические указания.Отгадывание загадок акти­визирует словарь детей, закрепляет умение выделять су­щественные признаки предметов. Кроме того, загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и па­мять, развивают наблюдательность и логическое мыш­ление. В процессе отгадывания загадок детям следует за­давать наводящие вопросы. Многие загадки рекоменду­ется заучить наизусть.

Примерный лексический материал ЖИВОТНЫЙ МИР

Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам жить дает. {Корова.)

Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (Мыши.)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)

В воде купался, сухим остался. (Гусь.)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Сидит на окошке кошка:

И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка. (Кот.)

На деревьях живет и орешки грызет. (Белка.)

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает. (Петух.)

Построен дом без топоров и углов. (Муравейник.)

Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (.Волк.)

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Не огонь, а жжется. (Крапива.)

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

Семьдесят одежек — и все без застежек,


Как на него взглянешь, так и заплачешь. (.Лук.)

Без окон, без дверей —

полна горница людей. (Арбуз.)

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены. (Береза.)

В лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки.)

Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

ТРУД, ТЕХНИКА, ИНСТРУМЕНТЫ

Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется. (Топор.)

Зубастые, а не кусаются. (Грабли.)

В ясный день в углу стою, в ненастный день гулять хожу. (Зонт.)

Не куст, а с листами, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга.)

В ненастье должен я гулять,

А в ясный день в углу стоять.

Вы носите меня над вами.

Но что же я — скажите сами. (Зонт.)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везет, а не лошадь. (Самолет.)

Принялась она за дело, Завизжала и запела, Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила.)

Еду, еду - следу нету,

Режу, режу — крови нету,

Рублю, рублю — щепок нету. (Лодка, корабль.)

Идет пароход

То взад, то вперед.

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг.)


Фрагменты занятий

а) Логопед раздает детям картинки-отгадки. Затем
читает поочередно несколько загадок, а дети должны под­
нять соответствующую картинку.

б) У детей карты для игры в лото. Логопед показывает
картинку,ребенок должен про нее вспомнить загадку.
Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

в) Логопед читает стихотворение, а дети, должны на­
звать время года.

Примерный лексический материал

Льет дождь, холодный,

точно лед.

Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет.

(И. Бунин) Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок...

(А. Майков) Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.

(А. Барто)

Методические указания.Этот вид работы можно про­водить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь.

При подборе текстов для пересказа необходимо учи­тывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ре­бенку по своему содержанию и форме изложения.

До начала чтения рассказа логопед объясняет детям смысл трудных слов, они проговариваются хором и ин­дивидуально. Далее проводится небольшая беседа, под­водящая детей к содержанию произведения.


Прочитав рассказ, логопед задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных сту­пенях обучения пересказыванию применяются различ­ные виды пересказа:

1. Логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости
от своих речевых возможностей) вставляет слово или
предложение.

2. Если ребенок пересказывает с большими паузами,
то логопед задает наводящие вопросы.

3. Перед началом пересказа логопед составляет план
рассказа.

4. Пересказ организуется «по цепочке», когда один
ребенок начинает пересказывать, следующий продолжа­
ет, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает вы­
работать у детей устойчивое внимание, умение слушать
товарища и следить за его речью.

5. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой
драматизации. Этот вид работы очень нравится детям,
так как он близок к игровому.

Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более слож­ные виды работы.

1. Выборочный пересказ.Перед детьми ставится задача
выделить из рассказа только то, что относится к данному
поступку. Это возможно только в том случае, если ребенок
в состоянии проанализировать все произведение.

2. Краткий пересказ.Ребенок рассказывает не все
подряд, а только самое главное, существенное.

3. Творческое рассказывание:

а) пересказ текста и его продолжение с добавлением
фактов, событий из жизни героев;

б) составление рассказа из нескольких текстов на за­
данную тему;

в) составление рассказа на основе своего личного
опыта по аналогии с услышанным.

Ниже даны тексты, которые можно использовать для пересказа. В конце каждого рассказа приведены вопросы по его содержанию и упражнения (грамматические и лек­сические).


Примерные тексты для пересказа КАК САША ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ САМОЛЕТ

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загуде­ло. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над го­ловой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.

а) Ответить на вопросы:
Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?

б) Подобрать определения к словам!*
весна (ранняя, поздняя, теплая);
самолет (большой, красивый, серебристый)',
лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).

в) Объяснить значение сложного слова самолет; при­
вести примеры других сложных слов (дровосек, пароход,
полотер и др.).

г) Составить рассказ, где действующим лицом явля­
ется Наташа, Оля, Таня.

ЗИМА

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

а) Ответить на вопросы:
Какое наступило время года?
Что лежит на земле?

Куда спрятались звери?

Кто рад зиме?

Что делают дети зимой?

б) Объяснить значение словосочетаний:

деревья голые; кругом снег лежит; звери спрятались в норы.

в) Подобрать эпитеты к словам:

снег (какой?) — белый, мягкий, пушистый, легкий; коньки (какие?) — железные, острые, детские, блестящие;


I

лыжи (какие?) — желтые, деревянные, детские, короткие.

г) Повторить, кто где живет:

медведь — в берлоге, белка — в дупле, лошадь — в конюшне, лиса — в норе, собака — в конуре.

СНЕЖНАЯ БАБА

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.

Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

а) Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега?
Сколько они сделали комков?
Что прилепили бабе?

Что воткнули ей в руки?

Что сделали потом?

Что надели бабе на голову?

б) Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица
мальчика, девочки).

ПРЕДВЕСТНИКИ ВЕСНЫ

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

а) Ответить на вопросы:
Какая была зима?

Что наступает после зимы?

Как греет солнышко весной?

Кто прилетел?

Кого увидели дети?

Что они закричали?

Как можно сказать про зиму? Она была какая ? (Хо­лодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.) Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Ве­сеннее, яркое, теплое, ласковое.)

б) Выучить наизусть текст.


ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

а) Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить,
вершина дерева, птенцов выводить.

б) Ответить на вопросы:

Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

в) Образовать множественное число от следующих су­
ществительных:


грач — грачи гнездо — гнезда сук — сучья корень — корни

птенец — птенцы дерево — деревья ствол — стволы пень — пни

г) Закончить предложения:

На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). На ветке сук, а на ветвях ... (сучья). В гнезде птенец, а в гнездах ... (птенцы). На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).

ЛЕТО

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они под­нимают свои нарядные головки. Одни — в лиловых кол­пачках, другие — в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

Ответить на вопросы:

С чем сравнивает автор цветы?

Как вы думаете, какие цветы изобразил он?

Видели вы их? Расскажите о них.

ОСЕНЬ

1. Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и мо­росит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, ис­чезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.


I


а) Объяснить значение словосочетаний: желтеют
листья, моросит дождик, исчезают цветы.

б) Рассказать, чем отличается осень от весны.

в) Какие птицы улетают в теплые края? Как назы­
ваются такие птицы?

г) Образовать множественное число от существитель­
ных: дерево — деревья, лист — листья, дождь — дожди,
ствол — стволы, ветер — ветры. Составить с этими
словами предложения.

д) Подобрать слова-действия к названию растений
и птиц: лист — желтеет, опадает, вянет, сохнет, зе­
ленеет, распускается; птицы — улетают, прилета­
ют, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнез­
да и т.д.

2. Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Мо­росит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю.

Земля похожа на красивый ковер.

а) Объяснить значение словосочетаний: моросит
дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые
тучи.

б) Дополнить предложения недостающими словами.

Осень ... (наступила). Холодный дождь ... (моро­сит). По небу ... (гуляют) серые тучи. Желтые листья ... (падают) на землю.

в) Пересказать текст.

г) Ответить на вопросы по теме «Осень»:
Какая погода осенью?

Какой идет дождик осенью? Где цветы завяли? Листья падают откуда? Какие птицы улетели? Куда?

РАБОТА НА ОГОРОДЕ

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники со­брали большой урожай овощей.

а) Ответить на вопросы:

Что собрали колхозники?


Как одним1 словом можно назвать лук, морковь, свек­лу, картофель, огурцы? (Овощи.) Где растут овощи? (На огороде.) Что сделали колхозники на огороде осенью?

б) Пересказать текст.

в) Изменить слова (ч т о делают? что сделали?):
собирают — собрали        носят — принесли
высыпают — высыпали подбирают — подобрали



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.240.208 (0.012 с.)