Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало интенсивного использования морфологических элементов слов

Поиск

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


НОРМАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

1961)

А Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»

частей речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны языка

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями

 

Прилага-

Местоимения.

Служебные

 

 

Стечения

 

 

тельные

наречия

слова

 

Звуки

согласных

языка

 

Нет

Нет

Нет

Часто

Ударные

Нет

 

 

 

 

 

воспроизво-

гласные'

 

 

 

 

 

 

дится один

а,о,у,и

 

 

 

 

 

 

слог в сло-

 

 

 

 

 

 

 

ве (удар-

 

 

 

 

 

 

 

ный) или

 

 

 

 

 

 

 

два одинако-

 

 

 

 

 

 

 

вых слога:

 

 

 

 

 

 

 

«га-га», «ту-

 

 

 

 

 

 

 

ту»

 

 

 

 

Нет

Нет

Нет

Воспроизво­дятся двух­сложные слова. В

Часто в слове опуска­ется на-

Появ­ляются в

середи-

Нет

 

 

 

 

трехслож-

чальный

не

 

 

 

 

 

ных словах

звук

неко-

 

 

 

 

 

часто опус-

или ко-

торых

 

 

 

 

 

кается один

нечный

слов:

 

 

 

 

 

из слогов:

соглас-

льк,

 

 

 

 

 

«мако»

ный м,

ськ,

 

 

 

 

 

(молоко).

п, 6, к,

ПК,

 

 

 

 

 

«йська»

г, У,

цьк

 

 

 

 

 

4ЯНЧКО»)

т', н',

 

 

 

 

 

 

 

л'/с'/

 

 

 

 

 

 

 

х, п, и

 

 

 

Прила­гатель-

Вот. там. где («де»),

Нет пред-

В трехслож­ных словах

К2

годам

Боль­шин-

Нет

 

ные появля­ются с 2

еще, хорошо («ласо»), не надо, надо и

логов и союзов. Частицы

все еще опускается иногда слог,

твердые' н, т, д

ство стече­ний

 

 

лет без

др. Большин-

ка, да,

чаще пред-

 

соглас-

 

 

сог-

ство личных

то, не

ударный:

 

ных

 

 

ласова­ния с сущест-

местоиме­нных форм употребляется

 

«кусу» (укушу). может

 

замеща­ются одним

 

 

витель-

правильно с

 

сохраняться

 

звуком

 

 

ными,

момента сво-

 

количество

 

 

 

 

чаще в

его появле-

 

слогов в

 

 

 

 

имени-

ния. Иногда

 

четырех-

 

 

 

 

тель-

смешиваются

 

сложных

 

 

 

 

ном

личные Мес-

 

словах

 

 

 

 

падеже

тоимения (о

 

 

 

 

 

 

ед чис-

себе говорит

 

 

 

 

 

 

ла муж-

в 3-м лице)

 

 

 

 

 

 

ского и

 

 

 

 

 

 

 

женско-

 

 

 

 

 

 

 

го рода

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Развитие предложения (фразы)

Усвоение частей

 

 

Возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существи­тельные

Глаголы

 

 

 

 

Дальнейший рост простого

Дальнейшее морфологичес­кое членение

Усваиваются дательный и творитель-

Усваивается число в изъ­явительном

 

 

 

 

предло-

слов.

ный падежи.

наклонении,

 

 

о

 

жения (до 5-

Употребление

Усваиваются

изменение

 

 

н 2

0 «

8 слов). Появляются

одних окончаний на

«главенству­ющие»

по лицам (кроме 2-го

 

«

S га

QJ W

I*

бессоюзные

месте других

падежные

лица мн.

 

я

Ч _

s 2

сложносочи-

в пределах

окончания в

числа). Раз-

 

и

*!

rtro

ненные пред-

одного синтак-

ед. числе:

граничива-

 

g

Я н

Ч§

ложения,

сического

-у, -е, -а,

ется: насто-

 

я ц

i-i £

затем с сою-

значения:

-ом, реже

ящее и

 

о, с

О 0 О)

о

™<гч

зами

«лоском» (ложкой),

-ом. Во мн. числе -ы

прошедшее время. В

 

о.

 

 

«вилком» (вилкой),

(фонети­чески -и)

прошедшем времени

 

н

 

 

 

«сипут»

 

смешивается

 

X

 

 

 

(сыпят).

 

род

 

о.

 

 

 

Суффиксы

 

 

 

н о

 

 

 

-OK, -4UK И

 

 

 

>я о

 

 

 

др.

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

В4

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

Развитие

Появляются

Усвоены

Усваиваются

 

S S

 

 

сложного

сложноподчи-

«главенству-

все формы

 

 

 

 

предложения

ненные

ющие»

возвратных

 

 

 

 

 

предложения,

падежные

глаголов и

 

 

 

 

усваиваются служебные

окончания мн. числа:

большинство приставок,

 

QJ

о

м

Ч

 

слова.

-ов, -ами,

на месте

 

 

Ч

 

Остается

-ах.

одних

 

>>

о

 

неусвоенной

Начинается

приставок

 

 

 

категория рода. К 3 го-

влияние окончания

иногда упот­ребляются

 

 

я

 

дам усвоен в

-ов на слова

другие:

 

 

ч

§•

 

основных чертах грам-

других склонений:

«искрасил» (выкрасил),

 

 

и

^~

 

матический

«лампов».

«растемне-

 

 

S

 

строй родного

Начинают

ло»; унифи-

 

 

1 со

U

 

языка. Дальнейший

усваиваться другие

кация прис­тавок

 

 

о

Гч]

 

темп его

падежные

 

 

 

^

 

 

формирования

окончания:

 

 

 

 

 

 

замедляется

-а (рога), -я (стулья);

 

 

 

 

 

 

 

суффиксы

 

 

 

 

 

 

 

увеличитель-

 

 

 

 

 

 

 

ности, при-

 

 

 

 

 

 

 

надлежности

 

 


Продолжение

речи

 

Усвоение звуковой

От-

 

 

стороны языка

дель

 

 

 

 

 

 

 

ные

 

 

 

 

 

 

 

на

 

 

 

 

 

 

 

блю-

 

Прилага­тельные

Местоимения, наречия

Служебные слова

Слоговая структура слов

Звуки

Стечения согласных

дения ребен­ка над

 

 

 

 

 

 

 

явле-

 

 

 

 

 

 

 

ниями

 

 

 

 

 

 

 

языка

 

23 прила-

Личные

Появля-

В МНОГО-

Твердые

Все

-1ет

 

гатель-

местоимения

ются

СЛОЖНЫХ

с, л,

еще не

 

 

ных. Наруша­ется сог-

усвоены. Наречия

больше,

предлоги в, на, у, с. Союзы

словах чаще опускаются предудар-

затем ы, в, р, з.

Смешения

усвое­ны, хотя

 

 

ласова-

меньше,

и, то, а,

ные слоги,

артикуля-

некото-

 

 

ние с

короче,

потому

иногда

ционно

рые

 

 

сущест­витель­ными; употреб­ляются пре-

скорее

что, тогда, когда

приставки: «пилилась» (зацепилась)

«лину"лись» (оглянулись)

близких звуков ч, ш, ж, щ, твердый ц

группы соглас­ных произ­нося­тся

 

 

имущест-

 

 

 

 

пра-

 

 

венно

 

 

 

 

вильно

 

 

после

 

 

 

 

 

 

 

существи-

 

 

 

 

 

 

 

тельных.

 

 

 

 

 

 

 

Мн.чис-

 

 

 

 

 

 

 

ло толь-

 

 

 

 

 

 

 

ко в

 

 

 

 

 

-

 

имени-

 

 

 

 

 

 

 

тельном

 

 

 

 

 

 

 

падеже.

 

 

 

 

 

 

 

С 3 лет

Отмечаются

Правильное

Нарушается

 

Закан-

Нет

 

устанав-

смешения

употребле-

редко,

 

чива-

 

 

ливается

рода у мес-

ние прос-

главным

 

ется

 

 

согласо-

тоимений:

тых пред-

образом в

 

усвое-

 

 

вание

«майя папа»

логов и

малознако-

 

ние

 

 

прила-

(мой папа),

многих

мых словах

 

групп

 

 

гатель-

он, она (о

союзов :

 

 

соглас-

 

 

ных с

яблоке, сви-

чтобы,

 

 

ных

 

 

суще-

нье)

если,

 

 

 

 

 

ствитель-

 

потому

 

 

 

 

 

ными в

 

что и др.

 

 

 

 

 

косвен-

 

 

 

 

 

 

 

ных

 

 

 

 

 

 

 

падежах.

 

 

 

 

 

 

 

Появля-

 

 

 

 

 

 

 

ются

 

 

 

 

 

 

 

краткие

 

 

 

 

 

 

 

причас-

 

 

 

 

 

 

 

тия

 

 

 

 

 

 


 

 

Развитие предложения (фразы)

Усвоение

 

Воз-

 

 

 

раст

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существи­тельные

Глаголы

 

 

 

 

Дальнейшее

Разграничение

Продолжа-

Часто

 

 

 

 

развитие сложносочи-

однозначных морфологичес-

ется влияние окончания

нарушается чередование

 

 

 

 

ненного и

ких элементов

-ов на слова

в основах:

 

 

 

 

сложно­подчиненного предложений

по типам его склонения и спряжения,

других склонений. Иногда со-

«ачи'сту» (почищу). Частицы не

 

 

 

 

 

например: -ов,

храняется неподвижное

опускаются. Неологизмы

 

 

 

 

 

-ев, -ей —

ударение

с использо-

 

 

 

 

 

нулевая

при словоиз-

ванием

 

з •

n

0?

e

о

g

 

1 •ч1

 

флексия. Собственные словоформы, словотворче­ство («ежи-нята» —

менении

(«на ко'не»); ошибки в использова­нии чередо­ваний и

приставок: «намокрил» (намочил), «искомочил» (смял в комок)

 

 

со

 

ежата, «мамонтенок» —

ударений. При словоиз-

 

 

 

 

 

маленький

менении со-

 

 

S н

 

 

 

мамонт, «водопадит» —

храняется основа:

 

 

О

IS о

 

 

 

сильно течет вода)

«пени» (пни),

 

 

 

 

 

 

 

«левы»

 

 

'о и

 

 

 

 

(львы)

 

 

о

I1J

 

 

Г

 

 

 

 

s

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

•е-

 

 

 

 

 

 

 

о.

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<D

 

 

Иногда

Начинают

Окончатель-

Нарушается

 

я

 

 

затруднения

усваиваться

но овладе-

чередование

 

о

 

 

в построении

все частные

вает всеми

в основах

 

к о

>=

 

 

придаточных предложений с союзным

грамматичес­кие формы, детали морфо-

типами склонения. Имеют место

глаголов при создании новых форм.

 

 

 

н

словом

логического

нарушения

После 5 лет

 

 

 

ч

который

выражения

согласования

само-

 

 

 

о!

 

грамматичес­ких категорий (использова-

числительно­го с сущест­вительным в

стоятельное образование глаголов от

 

 

 

§

 

ние правиль-

косвенных

других

 

 

 

U.

 

ного чередо-

падежах

частей речи

 

 

 

•Ч1

 

вания, ударе-

 

 

 

 

 

 

 

ния, рода,

 

 

 

 

 

 

 

редких оборо-

 

 

 

 

 

 

 

тов речи,

 

 

 

 

 

 

 

числительных)

 

 

 


Окончание

 

частей речи

Слоговая

CTDVKTVDa

Усвоение звуковой стороны языка

Отдельные наблюдения

 

Прила­гатель­ные

Местоимения, наречия

Служебные слова

**iyyz4ypa СЛОВ

Звуки

Стечения соглас­ных

явлениями языка

 

Имеет место

Усваиваются сравнитель-

Предлоги по, до,

 

Звуковая сторона

 

После 3 лет оцен-

 

нару-

ные степени

вместо,

 

речи

 

ка чужо-

 

шение

наречий

после.

 

усвоена

 

го и свое-

 

согласо-

 

Союзы

 

(верхняя

 

го произ-

 

вания в сред-

 

что, куда,

 

граница нормы).

 

ношения. Вопросы

 

нем

 

сколько,

 

 

 

о значе-

 

роде.

 

столько.

 

 

 

нии слов

 

Усваи-

 

Частица

 

 

 

 

 

ваются

 

бы при

 

 

 

 

 

сравни-

 

условном

 

 

 

 

 

тель-

 

наклонении

 

 

 

 

 

ные

 

 

 

 

 

 

 

степени

 

 

 

 

 

 

 

прила-

 

 

 

 

 

 

 

гатель-

 

 

 

 

 

 

 

ных

 

 

 

 

 

 

 

Усваи­вается согласо вание прила­гатель­ных с други­ми час­тями речи во всех косвен­ных па­дежах.

Употреб­ляется одно деепричас­тие сидя

Предлоги употребля­ются в са­мых разно­образных значениях

 

 

 

С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения (•«дет­ские эти-•моло-гии»). С 5 лет размыш­ления по поводу рода существи-

 

 

 

 

 

 

 

тельных,

 

 

 

 

 

 

 

наблюде-

 

 

 

 

 

 

 

ния над

 

 

 

 

 

 

 

синони-

 

 

 

 

 

 

 

мами


Приложение 2

Образцы неправильных слов и высказываний детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Здесь приводятся характерные примеры аномальной детской речи, которые иллюстрируют теоретические по­ложения раздела «Усвоение родного (русского) языка в процессе онто- и дизонтогенеза речи». Оригинальные детские слова и высказывания, незначительную часть ко­торых мы здесь представляем, собирались в течение мно­гих лет при первичном обследовании речи детей (с по­мощью вопросов, картинного материала и игрушек).

При обследовании речи было замечено, что одни и те же нарушения языковых норм наблюдаются у детей раз­ного возраста и с разными речевыми диагнозами («не­доразвитие речи», «алалия», «задержка речевого разви­тия», «дизартрия» и др.), что в процессе развития их речи «исчезают» одни неправильные слова и «появля­ются» другие, увеличивается количество слогов в воспро­изводимых словах, расширяется словарный запас, усваи­ваются первые грамматические построения.

Первоначально лексикон детей состоит из отдельных слов, т.е.:

несколько правильно произносимых слов в 1—2 слога, состоящих из звуков раннего онтогенеза речи;

«контурные» слова в 1 —2 слога, редко в 3 слога;

слова-звукоподражания (редупликат);

слова-фрагменты названия предметов, животных;

слова-фрагменты названия действий (не более 1—3), модальности, очень редко признаков предметов.

Например:

Люда Б. ,2 г. 8 мес., общее количество слов — 23.

бй-бй — называет игрушку-машинку мяу — просит игрушечную кошку 6d-6d — показывает завязанный пальчик


йм-йм — достает из шкафа игрушечную собачку бё-бё — называет изображение козлика но — называет изображение лошадки

Марианна Т. ,3г. 7 мес., общее количество слов — 27.

ма — называет мать

па — называет отца

де — называет изображение девочки

ма — называет изображение мальчика

ва — Саша (имя отца)

бой — зовет брата (Борь)

у — утка

ни ва — нет зайчика ти — просит птичку

палла, ди — папа, пойдем (хочет уйти)

Захар П.,3г. 11 мес., общее количество слов — 40.

мам, я — просит яблоко дай сё — дай еще ни — книга

акб — молоко авэ — огурец ana" — лопата

тб"ки — показывает на цветы но — показывает свои ноги

да то? — спрашивает: «Где это?»

Игорь И ., 6 л. 6 мес., общее количество слов — 48.

дева — девочка Д(5ди — дождик


дя"ба — ябяоко тйтя — киса батя — собачка я"но — грязно да"йка — зайка

атйва — красиво ни тай — не мешай

матй, мама — смотри, мама кова"та — экскаватор не бу — не буду тонь дёди — конь едет бь!та — быстро

та"ти — трактор алёт — самолет

паадйте — погодите

как дям — как дам (замахивается)

В процессе развития речи, после первых отдельных слов появляются первые словосочетания, которые уже не поддаются точному учету. Слова в словосочетаниях употребляются только в одной форме, т.к. словоизмене­ние этим детям недоступно. Словосочетания включают в себя:

единичные правильно произносимые слова из 2-х, реже 3-х слогов, состоящих из звуков раннего и среднего онтогенеза речи;

«контурные» слова в 2 — 3 слога, реже в 4 слога;

слова — звукоподражания;

слова — фрагменты существительных;

слова — фрагменты глаголов (значительно меньше, чем существительных);

слова — фрагменты прилагательных; слова — фрагменты прочих частей речи;


форма именительного падежа на месте других падеж­ных форм (единственное число);

форма именительного падежа множественного числа (окончание м) на месте других падежных форм.

Например:

Лариса А., Зг. И мес.

мам, Авка ба"би вууу — мама, Славка с бабушкой уехали

мама, атй мАу тона — мама, смотри кошка черная у меня" там ду"-ду" — у меня там (в сумке) дудочка

поёди патбба, да? — спрашивает: «Поедем на авто­бусе, да?»

та лё он де — так лодку он делает (катается на лодке)

бия тю — убери в сумку

Сережа Т., Зг. 8 мес.

пи асн5 — пить хочу

аск5 куЪя — хочу кушать

дай к^ся — дай кушать

Be ди ко — Вера (сестра) ходит в школу

маак пи адй — мальчик пьет воду

он де амй — он складывает пирамиду

баби те акб — бабушка трет морковь

ви какбй ни гай гас — видишь как не горит газ (по­казывает на игрушечную плиту) те, ни га се — тетя, не горит свет этя мой аясь асёй — это мой гараж большой аёся! — хороший (восклицает)

каяся кан — — горячий кран

Костя К., 5 л. 3 мес.

капа", сё уго — копать, что угодно (лопатой)

девка тиля" — девочка стирает


ма"я сё ми к5бки — мальчик щеткой моет (чистит) зубки
девка сиди ту — девочка сидит на стуле
у меня" ra*i и де е — у меня гараж и дрель есть
мйси бви — мышей ловит                        _

Первые грамматические формы слов или начальные этапы овладения словоизменением у этих детей харак­теризуются:

правильно произносимыми словами в 2 — 3 слога;

«контурными» словами в 2—4 слога;

случаями использования падежных окончаний, а у глаголов окончаний 3-го лица, изъявительного наклоне­ния настоящего времени;

крайне редким использованием слов-звукоподража­ний;

словами — фрагментами существительных;

словами — фрагментами глаголов и их некорректны­ми формами;

формами именительного падежа ед. и мн. числа на месте других падежных форм;

смешениями падежных форм;

наличием прилагательных, числительных и др. частей речи.

Например:

Оля Н ., 4 года.

ложит к^кла бай — укладывает куклу спать

мима, куп и аса" и ку такого — мама, купи мозаику такую

исёсит са" вблясы — причесывает свои волосы

эта везё на сйнки снега — эта катается на санках

кажй, я не ви — покажи, я не вижу

тётю сясь пйсим — тетю сейчас попросим

мальчик книги тита"ть — мальчик читает книжку

лёт титбтьки, лёт водички — поливает цветочки во­дичкой


а эта падуська спать убзит — а эта кладет подушку на кровать

пивать водичка — плавает в водичке с лбськи кусать — ложкой кушает ку"кля малйнитька — кукла маленькая

Женя А., 4 г. 10 мес.

кокёики тбних и бёих — хоккеисты в черных и белых (майках)

атаму", ста мбка — потому, что мокро атаму, ста хбна — потому, что холодно как сёи надо — как следует надо нбга ведбв — много ведер нбга типлёнков — много цыплят нбга типлёнов — много цыплят

дёватя и матик таит катёли, а баба сиди камёйка — девочка и мальчик стоят на качелях (в смысле качаются), а баба сидит на скамейке

Этот период в развитии аномальной детской речи ха­рактеризуется расширением объема предложений (фраз), элементами построения сложных предложений, правильным использованием некоторых грамматических форм слов. В высказываниях детей имеет место:

правильное произношение слов простых по своему звукослоговому и морфологическому составу;

«контурные» слова в 4 и более слогов;

полное отсутствие слов — звукоподражаний;

слова — фрагменты существительных, глаголов, при­лагательных и других частей речи;

формы именительного падежа единственного и мно­жественного числа на месте других падежных форм;

замена падежных окончаний в пределах значения одного падежа, смешение падежей;


предложные конструкции с правильным оформлени­ем падежных окончаний;

предложные конструкции с неправильным оформле­нием падежных окончаний;

оригинальные формы глаголов, прилагательных и других частей речи.

Например:

Таня Д., 5 лет.

девочка а Улицу собилйеца гулять — девочка на улицу собирается гулять

мальчик а лйвочке сидит и бал^йку игла"ет — мальчик сидит на лавке и играет на балалайке

девочка иглйет собйчким, а сбник а камёйке — девочка играет с собачкой, а слоник на скамейке

вытила"ет с полотенцами — вытирается полотенцем

мам, купи* мешбчек с игл^шечками и я б^ду иглать — мама, купи мешочек с игрушками и я буду играть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.104 (0.017 с.)