Содержание книги

  1. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  2. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  3. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  4. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  5. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  6. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  7. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  8. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  9. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  10. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  11. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  12. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  13. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  14. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  15. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  16. Оценка сформированности речи дошкольников
  17. Обследование детской речи первого уровня развития
  18. Обследование детской речи второго уровня развития
  19. Обследование детской речи третьего уровня развития
  20. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  21. Активизация речевого подражания
  22. Второй этап обучения — первые формы слов
  23. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  24. Формирование первых форм слов
  25. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  26. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  27. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  28. Формирование двусоставного простого предложения
  29. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  30. Формирование слоговой структуры слов
  31. Формирование звукопроизношения
  32. Формирование предложения из нескольких слов
  33. Сопоставление грамматических форм слов
  34. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  35. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  36. Распространенное простое предложение
  37. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  38. Предложения с однородными членами
  39. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  40. Формирование сложного предложения
  41. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  42. Совершенствование связной речи
  43. Рассказы по серии сюжетных картинок
  44. Пересказ художественных текстов
  45. Задания на расширение понятий о цвете, величине, форме и числе
  46. Развитие моторной деятельности
  47. Задание 4. (работа с деревянными игрушками. ) на
  48. Задание 13. Работа с мозаикой.
  49. Начало интенсивного использования морфологических элементов слов
  50. Неправильное соединение элементов слов


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий этап обучения -двусоставное предложение



Итог логопедической работы

На втором этапе логопедической работы по форми­рованию устной речи дети должны научиться строить синтаксически и грамматически правильно двухсловные предложения типа повелительное наклонение глагола единственного числа + винительный падеж существи­тельного; разграничение употреблять именительный и


винительный падежи некоторых слов; выражать свои же-лания, употребляя наречия модальности можно (надо не надо) + инфинитив отдельных глаголов (пить, спать гулять, есть и пр.).

Дети должны усвоить место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную струк. туру двух- и желательно трехсложных слов. При работе над звукопроизношением можно ограничиться следую, щими согласными звуками: п(б), м, т(д), н, к(г), хбез их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и глу­хие, и звуком и. Если звукопроизношение остается грубо нарушенным, можно ограничиться интонационно-ритми­ческой структурой слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, названной взрослым, узнавать знакомые предметы по описанию главных его при­знаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы косвенных падежей, поставленные ло­гопедом к деталям сюжетных картин.

Основные задачи логопедического воздействия:1) на­учить детей грамматически правильно строить предложе­ния типа именительный падеж существительного + согла­сованный глагол 3-го лица настоящего времени; 2) воспро­изводить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов с правильным произношением ударных и безударных глас­ных (кроме звука ы); 3) в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.

Этот раздел предназначается для работы с детьми, у которых объем предложения увеличился до 2 — 3 слов. Активный словарь на этом этапе пополняется новыми обиходно-разговорными словами, но эти слова часто не имеют точной понятийной соотнесенности и употребля­ются в неточном их значении. Так, например, дети путают названия предметов с названиями действий, и наоборот Одни названия предметов могут заменяться другими по сходству ситуаций, в которых ребенок встречал эти преД" меты: «такан» — «куся» (стакан — кружка), «пато» ~~ «патя» (пальто — платье) и т. д. Одним и тем же словом


могут называться разные предметы, имеющие сходство частных признаков, и, наоборот, один и тот же предмет разных ситуациях ребенок может называть по-разному. цем ниже уровень интеллектуального развития, тем больше и грубее смешения основных значений слов.

Этот период развития речи носит еще черты предше­ствующего речевого развития: полисемия слов, отсутст­вие грамматических связей слов между собой, элизия слогов в трехсложных словах, несформированность зву-копроизношения.

Новым качеством, отличающим речевую практику детей этого уровня развития, является наличие единич­ных случаев правильного использования флексий 3-го лица -ет, -ит(реже множественного числа) у глаголов изъявительного наклонения: мама сидит, папа идет, ба­бушка читает («мама дит», «папа дот», «баба таит»).

Особенно положительным явлением можно признать появление умения употреблять 3-е лицо глаголов насто­ящего времени по аналогии с вопросом логопеда (взрос­лого) что делает?

На этом этапе речевого развития дети начинают упот­реблять разные флексии с одной и той же лексической ос­новой. Часто оформление конца слова не соответствует нор­мам родного языка: «ложк-а», «ложк-у», но «ложк-ом». Новое явление использования ребенком поморфемно рас­члененного словесного материала свидетельствует о суще­ственном сдвиге в его развитии. Однако в большинстве употребляемых детьми предложений слова остаются еще грамматически никак не связанными между собой. Многие названия действий дети заменяют глаголом делать, дела­ет: «матик леку деят» (мальчик поливает лейкой), «она Деят, тутаит» (она делает, кушает).

Появившиеся названия действий чаще употребляются в форме инфинитива или повелительного наклонения: «Деватя пати» (девочка спит). Часто названия действий

Употребляются без флективного оформления: «титя"» (читает), «писа» (пишет).

Характерной чертой этого периода является то, что названия действий вообще опускаются детьми и в их спонтанной речи господствуют такие конструкции пред-л»жений:


1) предложения с пропуском глагола, например-
а) субъект + объект действия — «матиуки» (мальчик моей
руки) или «детя баду» (девочка пьет воду)', б) субъект +
место действия — «баба кеся тут» (бабушка сидит щ^
в кресле), «собатя доми» (собака лежит возле домика)-

2) предложения, в которых вместо глагол а настоящего
времени употребляется инфинитив — «ма"ти бад^ пить»
(мальчик пьет воду).

Неправомерное использование императивно-инфини­тивных форм глаголов или их основ стойко держится в не­доразвитой детской речи. Побуждающие к действию формы слов или запреты ребенок чаще всего слышит ад­ресованными себе, затем он их использует без перекон­струирования в своих собственных высказываниях: «атй

катйки» (смотрит картинки), «он иать» (он играет).

Аграмматичные конструкции не вытесняются появив­шимися правильно построенными грамматическими сте­реотипами, и предложения из вновь усваиваемых слов продолжают строиться по старым образцам.

Употребляемые детьми слова остаются несформиро­ванными в звуковом отношении: нет звуков речи, тре­бующих верхнего подъема кончика языка, нет стечений согласных, у многих детей еще не установилась локали­зация места звука, отчего происходит смешение далеких звуков: «папата» (лопата), «бабака» (собака). Кроме того, звуки смешиваются по способу артикуляции: «потит» (смотрит). Однако многие дети уже могут вос­произвести трехсложную структуру слов с правильным

распределением ударных и безударных слогов: «титяит» (читает), «папатка» (лопатка). В четырехсложных

словах дети опускают слоги: «виваит» (поливает). Чем лучше формируется звукопроизношение, тем меньше слов, в которых бы гласные одного ряда замещались глас­ными другого ряда образования, например «баниту» (вместо бабочку). Отсутствие грамматической связи между словами, искажения ритмико-слоговой структуры слов и грубые искажения и замещения звуков делают су­губо автономной речь таких детей. Эта речь не может слу­жить им средством полноценного общения.


Тем не менее время появления в детской речи первых
изнаков морфологически расчлененных форм одного
того же слова (мама, маму, маме, мамы; спать, спи,
пит, спят) можно характеризовать как «речевой криз».
* этого момента динамика речевого развития у разных
тей Может быть различной: одни быстро овладевают
Аразовой речью, у других это приобретает затяжной ха-
пактер, что необходимо учитывать в логопедической ра­
боте.                                                           '



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.199 (0.009 с.)