Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

Поиск

 

Возраст (месяцы)

Основные показатели довербального и вербального развитии**

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

Улыбка при общении

 

Комплекс оживления при взрослым, гуление

общении to

Дифференцированность оживления, смех

комплекса

* Шкала составлена на основе собственных исследований и данных лите­ратуры. См.: ЖурбаЛ.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. —М., 1981.

** При определении возрастных границ появления того или иного речевого феномена мы указываем тот крайний рубеж, когда он должен быть сформирован у всех нормальных детей.


Дифференциация направления звука, певучее гуление

Лепет

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т.п.

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»

Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1 —2 «лепетных слов» , понятных при соотнесении с ситуацией

tt

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением

Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7 — 20 слов

Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас — 20 слов

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»

Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».


Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам жизни, должен быть обязательно кон­сультирован врачом (детским невропатологом или пси­хоневрологом) и логопедом.

Следует иметь в виду, что до того, как ребенок на­учится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь. Мы рекомендуем следующую шкалу оценки понимания речи.

 

I уровень Ребенок прислушивается к голосу

взрослого, адекватно реагирует на

интонацию, узнает знакомые голоса.

(Этот уровень характерен для здорового

ребенка 3 — 6 месяцев.)

II уровень Ребенок понимает отдельные инструкции и

подчиняется некоторым словесным

командам («поцелуи маму», «где папа?»,

«дай ручку», «нельзя» и т.д.)

(6—10 месяцев).

III уровень Ребенок понимает название отдельных

предметов (10 — 12 месяцев), узнает их

изображения (12 — 14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15— 1 о месяцев)

IV уровень Ребенок понимает обозначения действий в

. различных ситуациях («покажи, кто сидит,

кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»);

значение предлогов в привычной

конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Ребенку доступно установле-

ние причинно-следственных связей

(2 года 6 месяцев).

V уровень Ребенок понимает прочитанные короткие

рассказы и сказки со зрительной опорой

и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).

VI уровень Ребенок понимает сложноподчиненные

предложения, значения предлогов вне

конкретной, привычной ситуации

(к 4 годам).

В случае отсутствия у ребенка понимания речи и соб­ственной речи важно оценить, как он воспринимает жесты.и мимику, использует ли их в общении с окру­жающими.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.225.216 (0.009 с.)