Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
Содержание книги
- Общее недоразвитие речи у детей
- Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой .
- Социальный характер возникновения и развития речи
- Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания
- Функции речи в психическом развитии ребенка
- Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи
- Клинические виды общего недоразвития речи
- Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи
- См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
- См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
- См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
- Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
- См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М. , 1981.
- Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
- Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
- См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
- Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
- Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других национальностей, начинающих усваивать родной язык
- См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы.- М., 1979.
- Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
- У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотворчестве
- О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
- По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
- второй период -«Усвоение грамматической структуры
- Оценка сформированности речи дошкольников
- Обследование детской речи первого уровня развития
- Обследование детской речи второго уровня развития
- Обследование детской речи третьего уровня развития
- Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
- Активизация речевого подражания
- Второй этап обучения — первые формы слов
- Задание 6. Научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
- Формирование первых форм слов
- Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
- Третий этап обучения -двусоставное предложение
- Задание 13. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под.
- Формирование двусоставного простого предложения
- Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
- Формирование слоговой структуры слов
- Формирование звукопроизношения
- Формирование предложения из нескольких слов
- Сопоставление грамматических форм слов
- Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
- Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
- Распространенное простое предложение
- Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
- Предложения с однородными членами
- Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
- Формирование сложного предложения
Возраст (месяцы)
Основные показатели довербального и вербального развитии**
Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
Улыбка при общении
Комплекс оживления при взрослым, гуление
общении to
Дифференцированность оживления, смех
комплекса
* Шкала составлена на основе собственных исследований и данных литературы. См.: ЖурбаЛ.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. —М., 1981.
** При определении возрастных границ появления того или иного речевого феномена мы указываем тот крайний рубеж, когда он должен быть сформирован у всех нормальных детей.
Дифференциация направления звука, певучее гуление
Лепет
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т.п.
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1 —2 «лепетных слов» , понятных при соотнесении с ситуацией
tt
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7 — 20 слов
Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас — 20 слов
Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»
Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам жизни, должен быть обязательно консультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом.
Следует иметь в виду, что до того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь. Мы рекомендуем следующую шкалу оценки понимания речи.
I уровень Ребенок прислушивается к голосу
взрослого, адекватно реагирует на
интонацию, узнает знакомые голоса.
(Этот уровень характерен для здорового
ребенка 3 — 6 месяцев.)
II уровень Ребенок понимает отдельные инструкции и
подчиняется некоторым словесным
командам («поцелуи маму», «где папа?»,
«дай ручку», «нельзя» и т.д.)
(6—10 месяцев).
III уровень Ребенок понимает название отдельных
предметов (10 — 12 месяцев), узнает их
изображения (12 — 14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15— 1 о месяцев)
IV уровень Ребенок понимает обозначения действий в
. различных ситуациях («покажи, кто сидит,
кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»);
значение предлогов в привычной
конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Ребенку доступно установле-
ние причинно-следственных связей
(2 года 6 месяцев).
V уровень Ребенок понимает прочитанные короткие
рассказы и сказки со зрительной опорой
и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).
VI уровень Ребенок понимает сложноподчиненные
предложения, значения предлогов вне
конкретной, привычной ситуации
(к 4 годам).
В случае отсутствия у ребенка понимания речи и собственной речи важно оценить, как он воспринимает жесты.и мимику, использует ли их в общении с окружающими.
|