Общее недоразвитие речи у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее недоразвитие речи у детей

Поиск

 


 


ББК 74.3 Ж 86

Жукова Н.С. и др. Ж 86 ЛОГОПЕДИЯ.Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.-320 с. (Серия «Учимся играя»)



В книге излагаются современные представления об' общем недоразвитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза этой речевой аномалии, выделяются ее варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком родного (русского) языка в норме и патологии. С учетом этих данных разра-| ботана система поэтапного коррекционного| обучения.

Пособие предназначается для логопедов, может быть использовано дефектологами, а также воспитателями логопедических детских садов.

© АРД ЛТД, 1998

© АРД ЛТД (оформл.), 1998

© Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева'

ISBN 5-89396-085-8

ISBN 5-89396-056-4 (серия)


ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Предлагаемая вниманию читателей книга является новой, переработанной редакцией пособия «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников», вышедшего в издатель­стве «Просвещение» в 1973 г. и получившего одобрение спе­циалистов как в нашей стране, так и за рубежом. (Книга была издана по лицензионному договору в ГДР в 1978 г.)

Предлагая второе издание пособия, авторы рассчитывают на простор педагогического творчества, который открывается в связи с перестройкой народного образования в нашей стране. С этой целью излагаются новые достижения науки и передового практического опыта как в области педагогической науки — ло­гопедии, так и в области смежных дисциплин: психофизиологии речи, медицины. Эти дополнения расширяют представления чи­тателя о патогенезе недоразвития речи, об общих закономернос­тях развития детской речи в норме и в условиях нарушения, о специфических закономерностях дизонтогенеза речи.

Пособие получило новое название: «Преодоление общего не­доразвития речи у дошкольников», которое хорошо согласуется с укрепившимся в современной отечественной логопедии поня­тием «общее недоразвитие речи».

В настоящее время никто не сомневается, что логопедичес­кую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо на­чинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в воз­расте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завер-


шено, представляется весьма сложным. От специалиста тре­буется понимание закономерности процесса становления дет­ской речи в норме и патологии. Однако и до сих пор логопе­дическая работа с дошкольниками в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных системного процесса речевого раз­вития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи. Так, срормирование грамматического строя речи проводится без данных взаимозависимого усвоения детьми лексических и грамматических элементов родного языка, а фор­мирование звукопроизношения — без связи с расширением объема и усложнением структуры предложений, используемых ребенком в процессе построения речевого высказывания.

Система логопедического воз действия, предлагаемая насто­ящим пособием, опирается на поэтапность усвоения детьми родного (русского; языка при правильном формировании ре­чевой функции.

Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых «детских слов» и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ре­бенок может свободно выражать свои мысли. Весь практичес­кий материал пособия дается с постепенным усложнением. Его можно использовать полностью в той последовательности, как он помещен, а можно брать задания и упражнения выборочно в зависимости от структуры дефекта и уровня языкового раз­вития детей.

В основу формирования правильной устной речи дошколь­ников положена такая единица речи, как предложение, с уче­том закономерностей его синтетического и аналитического раз­вития.

Выдающийся советский лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и об­щения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предло­жениях формируются как отдельные словосочетания, так и от­дельные грамматические категории с их внешним морфологичес­ким выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотно­шений этих элементов между собой»*.

* Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. —С. 336


Связь значащих слов в предложении определяет возмож­ность выражения и понимания смысла речи. Поэтому постро­ение грамматически оформленных предложений — кульмина­ционный процесс формирования речи при ее недоразвитии.

В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рас­сматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэ­тому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторо­нами их психического развития должна быть в центре внима­ния логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.

Авторы считают необходимым параллельно с логопедичес­кой работой проводить с детьми занятия по развитию их вни­мания, памяти, навыков конструирования, первоначальных представлений о числе и т.п.

Пособие «Преодоление общего недоразвития речи у до­школьников» содержит в себе материалы, которые должны быть творчески использованы специалистами при соблюдении общей поэтапности и последовательности в коррекционном обучении, предложенных авторами. Допустимо внесение из­менений в лексический материал заданий, выборочное исполь­зование логопедических приемов и заданий (например, в связи с прохождением программного материала детского сада).

Материалы главы «Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии» предназначены для работы с детьми пер­вого-второго уровней речевого развития.

Материалы главы «Совершенствование связной речи» — для детей третьего уровня речевого развития.

Материалы последней главы «Отдельные приемы коррек-ционно-воспитательной работы» используются специалистом по собственному усмотрению.

Во втором издании целиком сохранена методическая основа по­собия, разработанная и написанная Н.С. Жуковой.

Предисловие, II и III главы написаны Н.С. Жуковой, в I главе ей принадлежит раздел «Усвоение родного (русского) языка в процессе онто- и дизонтогенеза речи». Е.М. Мастю-ковой написан раздел I главы «Медико-психологические ос­новы нарушений речевого развития в сравнении с нормой». Т. Б. Филичевой принадлежат IV и V главы, а также фрагменты занятий в пятом этапе обучения III главы.


ГЛАВА I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.011 с.)