Содержание книги

  1. Общее недоразвитие речи у детей
  2. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой .
  3. Социальный характер возникновения и развития речи
  4. Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возни­кающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания
  5. Функции речи в психическом развитии ребенка
  6. Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи
  7. Клинические виды общего недоразвития речи
  8. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи
  9. См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
  10. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  11. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  12. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  13. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  14. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  15. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  16. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  17. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  18. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  19. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  20. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  21. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  22. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  23. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  24. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  25. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  26. Оценка сформированности речи дошкольников
  27. Обследование детской речи первого уровня развития
  28. Обследование детской речи второго уровня развития
  29. Обследование детской речи третьего уровня развития
  30. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  31. Активизация речевого подражания
  32. Второй этап обучения — первые формы слов
  33. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  34. Формирование первых форм слов
  35. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  36. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  37. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  38. Формирование двусоставного простого предложения
  39. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  40. Формирование слоговой структуры слов
  41. Формирование звукопроизношения
  42. Формирование предложения из нескольких слов
  43. Сопоставление грамматических форм слов
  44. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  45. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  46. Распространенное простое предложение
  47. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  48. Предложения с однородными членами
  49. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  50. Формирование сложного предложения


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее недоразвитие речи у детей



 


 


ББК 74.3 Ж 86

Жукова Н.С. и др. Ж 86 ЛОГОПЕДИЯ.Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.-320 с. (Серия «Учимся играя»)



В книге излагаются современные представления об' общем недоразвитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза этой речевой аномалии, выделяются ее варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком родного (русского) языка в норме и патологии. С учетом этих данных разра-| ботана система поэтапного коррекционного| обучения.

Пособие предназначается для логопедов, может быть использовано дефектологами, а также воспитателями логопедических детских садов.

© АРД ЛТД, 1998

© АРД ЛТД (оформл.), 1998

© Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева'

ISBN 5-89396-085-8

ISBN 5-89396-056-4 (серия)


ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Предлагаемая вниманию читателей книга является новой, переработанной редакцией пособия «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников», вышедшего в издатель­стве «Просвещение» в 1973 г. и получившего одобрение спе­циалистов как в нашей стране, так и за рубежом. (Книга была издана по лицензионному договору в ГДР в 1978 г.)

Предлагая второе издание пособия, авторы рассчитывают на простор педагогического творчества, который открывается в связи с перестройкой народного образования в нашей стране. С этой целью излагаются новые достижения науки и передового практического опыта как в области педагогической науки — ло­гопедии, так и в области смежных дисциплин: психофизиологии речи, медицины. Эти дополнения расширяют представления чи­тателя о патогенезе недоразвития речи, об общих закономернос­тях развития детской речи в норме и в условиях нарушения, о специфических закономерностях дизонтогенеза речи.

Пособие получило новое название: «Преодоление общего не­доразвития речи у дошкольников», которое хорошо согласуется с укрепившимся в современной отечественной логопедии поня­тием «общее недоразвитие речи».

В настоящее время никто не сомневается, что логопедичес­кую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо на­чинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в воз­расте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завер-


шено, представляется весьма сложным. От специалиста тре­буется понимание закономерности процесса становления дет­ской речи в норме и патологии. Однако и до сих пор логопе­дическая работа с дошкольниками в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных системного процесса речевого раз­вития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи. Так, срормирование грамматического строя речи проводится без данных взаимозависимого усвоения детьми лексических и грамматических элементов родного языка, а фор­мирование звукопроизношения — без связи с расширением объема и усложнением структуры предложений, используемых ребенком в процессе построения речевого высказывания.

Система логопедического воз действия, предлагаемая насто­ящим пособием, опирается на поэтапность усвоения детьми родного (русского; языка при правильном формировании ре­чевой функции.

Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых «детских слов» и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ре­бенок может свободно выражать свои мысли. Весь практичес­кий материал пособия дается с постепенным усложнением. Его можно использовать полностью в той последовательности, как он помещен, а можно брать задания и упражнения выборочно в зависимости от структуры дефекта и уровня языкового раз­вития детей.

В основу формирования правильной устной речи дошколь­ников положена такая единица речи, как предложение, с уче­том закономерностей его синтетического и аналитического раз­вития.

Выдающийся советский лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и об­щения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предло­жениях формируются как отдельные словосочетания, так и от­дельные грамматические категории с их внешним морфологичес­ким выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотно­шений этих элементов между собой»*.

* Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. —С. 336


Связь значащих слов в предложении определяет возмож­ность выражения и понимания смысла речи. Поэтому постро­ение грамматически оформленных предложений — кульмина­ционный процесс формирования речи при ее недоразвитии.

В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рас­сматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэ­тому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторо­нами их психического развития должна быть в центре внима­ния логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.

Авторы считают необходимым параллельно с логопедичес­кой работой проводить с детьми занятия по развитию их вни­мания, памяти, навыков конструирования, первоначальных представлений о числе и т.п.

Пособие «Преодоление общего недоразвития речи у до­школьников» содержит в себе материалы, которые должны быть творчески использованы специалистами при соблюдении общей поэтапности и последовательности в коррекционном обучении, предложенных авторами. Допустимо внесение из­менений в лексический материал заданий, выборочное исполь­зование логопедических приемов и заданий (например, в связи с прохождением программного материала детского сада).

Материалы главы «Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии» предназначены для работы с детьми пер­вого-второго уровней речевого развития.

Материалы главы «Совершенствование связной речи» — для детей третьего уровня речевого развития.

Материалы последней главы «Отдельные приемы коррек-ционно-воспитательной работы» используются специалистом по собственному усмотрению.

Во втором издании целиком сохранена методическая основа по­собия, разработанная и написанная Н.С. Жуковой.

Предисловие, II и III главы написаны Н.С. Жуковой, в I главе ей принадлежит раздел «Усвоение родного (русского) языка в процессе онто- и дизонтогенеза речи». Е.М. Мастю-ковой написан раздел I главы «Медико-психологические ос­новы нарушений речевого развития в сравнении с нормой». Т. Б. Филичевой принадлежат IV и V главы, а также фрагменты занятий в пятом этапе обучения III главы.


ГЛАВА I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.86 (0.008 с.)