Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее недоразвитие речи у детей↑ Стр 1 из 61Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ББК 74.3 Ж 86 Жукова Н.С. и др. Ж 86 ЛОГОПЕДИЯ.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.-320 с. (Серия «Учимся играя») В книге излагаются современные представления об' общем недоразвитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза этой речевой аномалии, выделяются ее варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком родного (русского) языка в норме и патологии. С учетом этих данных разра-| ботана система поэтапного коррекционного| обучения. Пособие предназначается для логопедов, может быть использовано дефектологами, а также воспитателями логопедических детских садов. © АРД ЛТД, 1998 © АРД ЛТД (оформл.), 1998 © Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева' ISBN 5-89396-085-8 ISBN 5-89396-056-4 (серия) ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Предлагаемая вниманию читателей книга является новой, переработанной редакцией пособия «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников», вышедшего в издательстве «Просвещение» в 1973 г. и получившего одобрение специалистов как в нашей стране, так и за рубежом. (Книга была издана по лицензионному договору в ГДР в 1978 г.) Предлагая второе издание пособия, авторы рассчитывают на простор педагогического творчества, который открывается в связи с перестройкой народного образования в нашей стране. С этой целью излагаются новые достижения науки и передового практического опыта как в области педагогической науки — логопедии, так и в области смежных дисциплин: психофизиологии речи, медицины. Эти дополнения расширяют представления читателя о патогенезе недоразвития речи, об общих закономерностях развития детской речи в норме и в условиях нарушения, о специфических закономерностях дизонтогенеза речи. Пособие получило новое название: «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», которое хорошо согласуется с укрепившимся в современной отечественной логопедии понятием «общее недоразвитие речи». В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завер-
шено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. Однако и до сих пор логопедическая работа с дошкольниками в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных системного процесса речевого развития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи. Так, срормирование грамматического строя речи проводится без данных взаимозависимого усвоения детьми лексических и грамматических элементов родного языка, а формирование звукопроизношения — без связи с расширением объема и усложнением структуры предложений, используемых ребенком в процессе построения речевого высказывания. Система логопедического воз действия, предлагаемая настоящим пособием, опирается на поэтапность усвоения детьми родного (русского; языка при правильном формировании речевой функции. Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых «детских слов» и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ребенок может свободно выражать свои мысли. Весь практический материал пособия дается с постепенным усложнением. Его можно использовать полностью в той последовательности, как он помещен, а можно брать задания и упражнения выборочно в зависимости от структуры дефекта и уровня языкового развития детей. В основу формирования правильной устной речи дошкольников положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития. Выдающийся советский лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой»*.
* Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. —С. 336 Связь значащих слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений — кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии. В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае. Авторы считают необходимым параллельно с логопедической работой проводить с детьми занятия по развитию их внимания, памяти, навыков конструирования, первоначальных представлений о числе и т.п. Пособие «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» содержит в себе материалы, которые должны быть творчески использованы специалистами при соблюдении общей поэтапности и последовательности в коррекционном обучении, предложенных авторами. Допустимо внесение изменений в лексический материал заданий, выборочное использование логопедических приемов и заданий (например, в связи с прохождением программного материала детского сада). Материалы главы «Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии» предназначены для работы с детьми первого-второго уровней речевого развития. Материалы главы «Совершенствование связной речи» — для детей третьего уровня речевого развития. Материалы последней главы «Отдельные приемы коррек-ционно-воспитательной работы» используются специалистом по собственному усмотрению. Во втором издании целиком сохранена методическая основа пособия, разработанная и написанная Н.С. Жуковой. Предисловие, II и III главы написаны Н.С. Жуковой, в I главе ей принадлежит раздел «Усвоение родного (русского) языка в процессе онто- и дизонтогенеза речи». Е.М. Мастю-ковой написан раздел I главы «Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой». Т. Б. Филичевой принадлежат IV и V главы, а также фрагменты занятий в пятом этапе обучения III главы. ГЛАВА I
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.011 с.) |