Содержание книги

  1. Функции речи в психическом развитии ребенка
  2. Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи
  3. Клинические виды общего недоразвития речи
  4. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи
  5. См.: Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М ,1978.
  6. См . Новикова Л. А. , рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). —м. , 1987
  7. См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М , 1985 - С 109-140
  8. Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи
  9. См. ; журба Л. Т. , мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного разви­тия детей первого года жизни. — М. , 1981.
  10. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
  11. Основы медицинской коррекции общего недоразвития речи
  12. См • основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М. , 1968.
  13. Некоторые общие закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
  14. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / пер. С чешского: под ред. И с предисл. В К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. — М. , 1962 — С. 89.
  15. Это явление, по-видимому, должно иметь место и у детей других нацио­нальностей, начинающих усваивать родной язык
  16. См.; Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной сис­темы.- М., 1979.
  17. Термин «звуко-значение» введен А.М Пешковским для обозначения элементов языка, представляющих единство значения и их звукового выражения.
  18. У нормально развивающегося ребенка это ярко проявляется в словотвор­честве
  19. О специфике процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи
  20. По данным А. Н. Гвоздева, к 1 году 11 месяцам запас глаголов составил 50 слов, из них первоначально употреблялось только в повелительном наклонении 18.
  21. второй период -«Усвоение грамматической структуры
  22. Оценка сформированности речи дошкольников
  23. Обследование детской речи первого уровня развития
  24. Обследование детской речи второго уровня развития
  25. Обследование детской речи третьего уровня развития
  26. Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
  27. Активизация речевого подражания
  28. Второй этап обучения — первые формы слов
  29. Задание 6. Научить детей различать утвердитель­ные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.
  30. Формирование первых форм слов
  31. Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нару-|шениями речи детской психоневрологической больницы № 6.
  32. Третий этап обучения -двусоставное предложение
  33. Задание 13. Научить детей понимать пространствен­ные отношения двух предметов, выраженные предлога­ми на, под, в, около, из, из-под.
  34. Формирование двусоставного простого предложения
  35. Здесь и далее приводятся тексты, адаптированные авторами пособия 166
  36. Формирование слоговой структуры слов
  37. Формирование звукопроизношения
  38. Формирование предложения из нескольких слов
  39. Сопоставление грамматических форм слов
  40. Формирование слоговой структуры слов и звукопроизношения
  41. Пятый этап обучения -расширение объема предложения. Сложное предложение
  42. Распространенное простое предложение
  43. Угадай, что вытащил, и скажи, какой(-яя) он(-а)»
  44. Предложения с однородными членами
  45. Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
  46. Формирование сложного предложения
  47. Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку». На
  48. Совершенствование связной речи
  49. Рассказы по серии сюжетных картинок
  50. Пересказ художественных текстов


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый этап обучения -однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней



ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ -ОДНОСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ АМОРФНЫХ СЛОВ-КОРНЕЙ

Основная задача логопедического воздействия —

вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

Этот раздел предназначается для логопедической ра­боты с неговорящими детьми. Активная речь таких детей состоит из отдельных слов: названий близких ребенку лиц, звукоподражаний, обрывков слов («ма» или «мама», «па» или «папа», «ав» — собака, «би-би» — машина и т.п.).

У неговорящих детей, как правило, еще нет потреб­ности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в сло­ив


овых комплексах, состоящих из двух-трех плохо арти-„улируемых звуков: согласный + гласный или, наоборот, гласный + согласный.

В активном словаре неговорящих детей насчитыва­ется в одних случаях не более 5—10 слов, в других до 25 — 27 словесных единиц.

Период развития речи, в течение которого ребенок поль­зуется только этими отдельными словами, без связи их в двухсловное аморфное предложение, называется перио­дом слова-предложения, или однословного предложения.

Однословное предложение — исходный пункт разви­тия детской речи как при ее нормальном формировании, так и при всех формах нарушения развития речи.

Уровни понимания речи в период однословного пред­ложения и предложений из аморфных слов могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок с тру­дом понимает обращенные к нему элементарные про­сьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов, например различение форм единственного и множественного числа существительных. Некоторые не­говорящие дети могут понимать значения простых пред­ложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов, например: на коробке, в ко­робке, под коробкой.

Одни дети владеют довольно большим пассивным сло­варем, они способны по просьбе родителей, логопеда и других лиц выполнять довольно сложные и разнообраз­ные задания, выраженные словесно. О таких детях ро­дители обычно говорят, что они «все понимают, вот толь­ко не говорят». У других же детей понимание речи весьма ограниченное. Так, если такого ребенка спросить о со­вершающихся действиях, изображенных на сюжетных картинках, исключив в своем вопросе хорошо знакомые ребенку названия предметов, например: «Покажи, кто Здесь рисует. Покажи, кто здесь стирает. А кто чита­ет?» — то сразу становится ясно, что ребенок не понимает названия действий. В то же время понимание этих же вопросов, включающих названия хорошо знакомых предметов, например: «Покажи, кто рисует цветок. Кто стирает белье? А кто читает книгу?» — бывает'им до­ступно.


Но и тогда, когда создается впечатление, что ребенок хорошо понимает речь и имеет большой пассивный сло­варь, дополнительными обследованиями удается устано­вить ограниченность понимания речи в сравнении со здо­ровыми детьми того же возраста.

Если неговорящие дети имеют низкий уровень пони­мания речи, то в первую очередь нужно начинать лого­педическую работу по расширению понимания речи. Из практики логопедии известно, что только при достаточно хорошем понимании речи (предикативный уровень или выше) ребенок может начать говорить. Если же уровень понимания речи достаточно высок, то на первый план выдвигается задача вызывания любых звуко-речевьгх проявлений.

Общие рекомендации к логопедической работе с не­говорящими детьми.Желательно проводить занятия если не индивидуальные, то с небольшой группой детей, не более чем из 3 человек. Ведущая форма занятий — игровая Занятия должны быть насыщены, особенно на начальных этапах работы, невербальными заданиями, для чего рекомендуем обратиться к материалам главы «Отдельные приемы коррекционно-воспитательной ра­боты». Обязательным условием в логопедическом воз­действии является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоци­онального контакта с неговорящим ребенком.

Всякое проявление речи у ребенка на данном этапе работы необходимо поощрять. Не надо принуждать ре­бенка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще из­бегать слов скажи, повтори, так как на эти просьбы у детей уже могла выработаться негативная реакция.

Эти слова лучше заменить соответствующими вопро­сами или словами угадай, отгадай или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отве­чает сам. Очень хорошо один-два раза повторить за ре­бенком только что произнесенные им звукоподражания Например, подводя его к шкафу с игрушками, удивленно спросить: «Посмотри: кто это тут появился? Козлик!» Рассматривая козлика, несколько раз имитировать крик козлика: «Ме-ме-ме». Показывая ребенку, где у козлика носик, уши, хвостик, логопед заинтересованно спраши-


еТ- «А ты знаешь, как козлик плачет (кричит)?» Не-Вхходимо получить любую звуковую реакцию ребенка. ° Однако аморфные слова-корни, создаваемые самим ребенком, например вместо собака — «бака» или вместо манка — «ми», нельзя повторять за детьми. Дети долж-Ъ1 слышать только правильно произносимые слова и предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.200.106 (0.007 с.)